Как сделать вентиляцию в гараже своими руками

Зачем вентилировать гараж?

Конечно, гараж – это технический объект, а не жилой, хотя некоторые автовладельцы могут не согласиться с этим утверждением. Если владелец автомобиля проводит в гараже значительную часть своего личного времени, а также использует подвал или сам гараж для хранения продовольственных запасов, тем более необходимо позаботиться о правильном воздухообмене в таком специфическом помещении.

Прежде всего, это высокая концентрация выхлопных газов, паров топлива и других технических жидкостей. Даже кратковременное пребывание в такой атмосфере очень вредно для здоровья человека.

Для поддержания нормальных рабочих условий в гараже, хранящегося оборудования и машин необходима вентиляция, которая постоянно удаляет загрязненный воздух и подает вместо него свежий. Система вентиляции особенно важна в утепленных гаражах, где движение воздуха через конструкцию затруднено теплоизоляцией. Хорошо организованная выхлопная система будет своевременно удалять вредные летучие химические вещества, которые могут нанести вред здоровью владельцев. Вытяжная система гаража необходима для регулярной просушки конструкции, которая из-за разницы внешних и внутренних температур конденсируется в замкнутом пространстве. Система естественной вентиляции гаража. Система воздухообмена для изолированного гаража. Дренаж для владельцев. Вытяжные воздуховоды системы вентиляции

Вторая проблема, связанная с неправильной вентиляцией гаража, – избыточная влажность. Водяной пар скапливается внутри помещения и конденсируется на различных поверхностях, включая автомобиль. В результате резко возрастает риск и скорость коррозии – другими словами, автомобиль ржавеет.

Нередко овощи, консервы, другие продукты питания или вещи, которым не нашлось места в доме или квартире, хранятся в гаражах или погребах под землей. Контакт с влагой и воздействие технических паров не лучшим образом скажется на всех этих изделиях. Однако эту проблему можно решить, просто позаботившись об эффективной вентиляции.

При плохой вентиляции на стенах и потолке гаража могут образовываться капли конденсата. Этот конденсат просачивается в автомобиль и может вызвать коррозию.

Центральное и автономное отопление гаража

Согласно СНиП 21-02-99, температура на крытых автопарковках, т. е. и в гаражах, должна быть около 5 °С. Для автомобиля такая температура возможно и приемлема, но как быть хозяину, самостоятельно выполняющему ремонт своего авто? При пяти градусах не очень-то поработаешь…

Прежде всего, разнородные буржуйки и печи на отработке собственного изготовления, так популярные среди владельцев гаражей, использовать в отоплении гаража категорически запрещено правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденными МЧС РФ. Оно и понятно — обогреваться практически открытым пламенем вблизи горюче-смазочных материалов чревато возгоранием со всеми из этого вытекающими.

Централизованное водяное отопление к гаражу можно подвести, если это строение находится не далее 50 м от основного здания. Естественное отопление при этом невозможно — подачу теплоносителя в гараж по трубам может выполнить только циркуляционный насос, причём достаточно мощный, а сами трубы потребуют утепления. Нужно заметить, что нагружать отопительный котёл отоплением гаража можно лишь в случае, если он был рассчитан на такую нагрузку изначально, ещё на стадии проектирования системы отопления. Разумеется, стены и потолок гаража, отапливаемого от центральной отопительной системы, необходимо будет тщательно утеплить — слоем минеральной ваты толщиной не менее 150 мм. По себестоимости и трудозатратам ввод отопления гаража в центральную систему обойдётся весьма недёшево, да и в эксплуатации такое отопление будет очень уж энергозатратным.

Можно создать автономную систему отопления гаража по аналогии с отоплением дома — отопительный котел, трубопровод с врезанным в него циркуляционным насосом, радиаторы отопления по периметру гаражного помещения. Однако такой способ отопления не популярен — для устройства котельной потребуется строительство отдельного помещения вплотную к строению гаража, в самом гараже устанавливать отопительный котёл запрещают противопожарные нормы.

Выходит, что отопление гаража так или иначе будет зависеть от наличия электроэнергии — недёшево, но куда безопаснее, чем печь-буржуйка, и гораздо проще, чем тянуть трубопровод от центрального отопления. Несомненным достоинством электрического источника обогрева будет наличие термостата, самостоятельно отключающего и включающего обогрев под заданный диапазон температур. Итак, остаются масляные радиаторы, тепловые пушки, инфракрасные обогреватели или самодельная система автономного отопления, по принципу работы и конструкции схожая с масляными радиаторами…

Важно: никогда не используйте в помещении гаража электрообогреватели с открытой спиралью, будь они самодельного или заводского производства — их контакт с парами бензина приведёт к плачевным последствиям!

Как спроектировать принудительную схему вентиляции

Преимуществами принудительной, по сравнению с естественной вентиляцией, являются:

  • Возможность значительного увеличения коэффициента полезного действия системы. В этом случае резко увеличивается масса наружного приточного воздуха, что позволяет быстрее менять застоявшийся воздух и удалять вредные вещества, выделяющиеся в помещении.
  • Наличие в системе вентиляторов, которые обеспечивают подачу воздуха, что не зависит от внешних природных факторов, с заданной скоростью движения воздуха, в нужном количестве и в определенную зону помещения.
  • Независимо от погоды внутри помещения всегда будет нужный температурный режим для хранения автомобиля.

Вентиляционная система разрабатывается при проектировании гаража. Это связано с тем, что при возведении несущих конструкций в стенах и цоколе необходимо выполнять функциональные отверстия. Владелец должен выбрать наиболее выгодный и рациональный способ обустройства, определить тип системы вентиляции, которая справится со всеми возложенными на нее функциями.

Тому, кто решил установить принудительную систему вентиляции, не стоит бояться больших расходов. Цена вентилятора небольшая, энергии потребляет не так много, а функционировать он будет, даже если выключится.

Инструкция для разработки системы вентиляции в гараже состоит в следующем:

  • Разрабатывается принципиальная схема вентиляции, на этапе проектирования гаража.
  • Предусматриваются в помещении отверстия в цоколе и стене.

Вентиляция для смотровой ямы и гаража

  • При расчете вентиляционной системы за основу берется высота, площадь сооружения и количество машин в нем.
  • Делается план размещения трубопроводов над землей и под ней.
  • Рассматривается эффективность движения воздушных масс.
  • Производится расчет диаметра вентиляционного канала.

При формировании отверстий для вентиляции диаметр металлических или асбестовых труб, рассчитывается с учетом объема воздушного потока, который требуется заменить. Согласно нормативам на один метр квадратный площади необходимо брать 15 миллиметров диаметра трубы. Например, для обустройства гаража 10 квадратных метров понадобится две трубы с поперечным сечением 150 миллиметров.

Размер вентиляционных отверстий можно рассчитать по другой формуле: здесь треть площади гаража равняется сумме величин всех отверстий для вентиляции. Такая формула больше подойдет для расчета параметров отверстий, которые требуются для установки системы принудительного одноканального воздухообмена.

В работе принудительной системы вентиляции принимают участие два модуля:

Приточная установка, с фильтром, электрическим калорифером и вентилятором.

Установка вентилятора в принудительной вентиляции

Вытяжное оборудование, состоящее из двух вентиляторов или одного канального вентиляционного устройства. Воздушный поток, который поступает в приточное устройство:

  1. очищается и подогревается;
  2. перемещается по каналу к приборам, распределяющим обработанный воздух. Отработанная загрязненная воздушная масса выводится осевым вентилятором или канальным оборудованием с воздуховодом.

Для принудительной вентиляции в гараже можно использовать установку моноблочной системы. В этом случае два блока объединяются в одну конструкцию и выполняют вытяжку воздуха, обработку и поставку нового.

Более экономичными являются моноблоки, которые оснащены пластинчатым рекуператором тепла. Они расходуют минимум энергии, образованное при их работе тепло идет на обогрев поступающего воздуха.

Как устроить принудительную вентиляцию можно увидеть на видео. На какой системе вентиляции остановится, зависит только от владельца гаража, от его финансовых возможностей и желаний.

Естественная вентиляция в гараже

Если внутри постройки имеется погреб, то его необходимо оборудовать отдельной вытяжной системой (подробнее об этом читайте здесь). Смотровая яма к этому правилу не относится – ее размер учитывается при расчете общей площади.

Чтобы сделать хорошую вентиляцию, нужно опираться на следующие факторы:

  • объем воздуха, который нужно менять;
  • направление ветра и периодичность его смены;
  • уровень температур в регионе и их перепады в зависимости от сезона.

Большое значение имеет разность температуры внутри и снаружи. Воздух в помещении должен быть теплее, а потому легче – тогда он будет легко замещаться более тяжелым. Свежие потоки будут проникать сквозь воздуховод самостоятельно, без вмешательства механических систем, заменяя собой менее плотные воздушные массы.

Также эффективность такого рода конструкции зависит от разных показателей давления между вертикальным положением притока и вытяжки.  Перепад между вводным отверстием и выводным должен быть не менее 3 метров.

Если эти условия не были выполнены при монтаже вытяжки естественного типа, конструкция не будет в полной мере выполнять свои функции. В холодное время года потребуется отопление, чтобы установить разницу температур внутри и снаружи. Входящий поток следует уменьшить путем регулировки открытия воздуховода. Летом вентиляционный проход открывается полностью, а циркуляция обеспечивается за счет направления ветра.

Такая самодельная вытяжка для гаража будет стоить недорого, но ее эффективность не достаточно высока. Приемлемая циркуляция воздуха будет наблюдаться только при температуре на улице ниже +10 градусов. Также может создаваться сквозняк, негативно влияющий на здоровье. Трубы требуют регулярной очистки: летом – от пыли, зимой – от льда.

Варианты систем

  1. Естественная вентиляция в гараже своими руками:

Вентиляция этого типа работает на разнице температур между внешней и внутренней средой. Воздух в естественной вентиляции циркулирует сам, «естественно». Основа конструкции – два отверстия.

Первым является вытяжное отверстие, оно обеспечивает отвод воздуха. Второе – приточное, через него воздушная масса поступает в помещение.

Основная работа сводится к установке вентиляционных труб определенного диаметра. Диаметр рассчитывают, исходя из разницы температур, размеров помещения и количества хранимых машин.

Как сделать естественную вентиляцию в гараже? Данную систему можно установить только на начальном этапе строительства. Прокладывать трубы в уже готовой конструкции будет слишком сложно и неэффективно.

Приточное отверстие располагают практически на уровне пола, на 10 сантиметров выше. Второе, вытяжное отверстие – под потолком. Воздуховод выводят на крышу гаража. Естественная вентиляция не потребует больших затрат, так как основные материалы – трубы. Минусом системы является влияние внешних факторов на поток воздуха.

Один из основных – перепад температуры. Летом эффективность естественной вентиляции резко падает.

Во внешней среде (на улице) повышается температура, а значит меняется и давление.

Это ведет к уменьшению циркуляции. Помимо этого, на эффективность влияет скорость ветра.

Поэтому приточное отверстие лучше размещать с наветренной стороны. Но направление ветра сложно предсказать, и во многом придется полагаться на удачу.

Отдельной группой стоят проблемы, начинающиеся с приходом зимы. Зимой трубы покрываются льдом, инеем, на них налипает снег.

Все это ведет к закупорке вентиляции и застою воздуха. Вентиляционную систему необходимо периодически очищать. В гараж зимой также будет поступать холодный воздух.

Гаражное помещение промерзает, градусник может показать минусовые значения. От этого в некоторой степени помогает утепление труб и использование задвижки. Но абсолютную защиту от холода утепление не гарантирует.

Принудительная вентиляция в гараже своими руками:

Поскольку естественная вентиляция имеет серьезные минусы, автовладельцы зачастую склоняются к установке принудительной системы. Принудительная вентиляция в куда меньшей степени зависит от перемены погоды и температуры.

Как правильно сделать вентиляцию в гараже? Планировать данную систему (как и естественную) необходимо еще до окончания строительных работ. Установка потребует некоторых механических деталей – фильтра и вентиляторов. Перекачка воздушной массы осуществляется двумя вентиляторами. Стоят они не очень дорого, это широкодоступный массовый продукт. Затраты на энергию также не большие.

Помимо этого, в системе присутствует фильтр и устройство подогрева. Фильтр очищает воздух от мелкого сора и загрязнений. Подогревающее устройство позволяет не бояться холодов и наступления зимы. Работу вентиляторов можно регулировать, точно устанавливать объемы воздушного потока. Вентиляторы устраняют зависимость от перепадов температур и давления.

Особенности обустройства вентиляции в гараже


В гараже лучше сооружать приточно-вытяжную вентиляцию, чтобы воздух быстрее обновлялся

Действующие СНиП в разделе, посвященном вентиляции в гараже, не допускают эксплуатацию помещения без обустройства системы отвода отработанных газов и вредных примесей. Согласно положениям нормативов для создания комфортных условий хранения продуктов и автомобиля необходим приток свежего воздуха и отбор загрязненного. Оптимальным вариантом для этих целей является приточно-вытяжная вентиляция.

Правильно спроектированная и качественно выполненная вытяжка в гараже позволит создать условия, соответствующие требованиям санитарии и СНиП. К тому же вентиляционная система хоть и косвенным образом, но поможет пользователю сохранить свое здоровье. Не каждый человек способен вдыхать ядовитые пары горюче-смазочных материалов без серьезных последствий для дыхательных путей.

Согласно СНИП, для получения эффективной системы вентиляции в гаражном помещении потребуется организовать естественную циркуляцию воздушных масс. Добиться этого удается за счет всегда имеющейся разницы температур между внутренней и наружной средой. Для достижения требуемого эффекта в стенках гаражного строения делаются два вентиляционных отверстия, смещенных по высоте на максимально возможное расстояние. Одно из них будет приточным, а второе – вытяжным.


Вытяжное отверстие должно располагаться рядом с выхлопной трубой

При обустройстве естественной приточно-вытяжной вентиляции в любом гаражном строении пользователи руководствуются следующим общепринятыми правилами:

  • приточное отверстие располагается практически на одном уровне с полом (на 10 см выше его), снаружи оно возвышается над поверхностью земли примерно на 30 сантиметров;
  • для защиты от осадков и насекомых на отверстии делается крышка с мелкой сеткой;
  • вытяжное отверстие обустраивается на уровне потолочного перекрытия;
  • верхняя часть воздуховода (так называемый «грибок») размещается прямо на крыше строения;
  • высота над кровлей гаража составляет не менее 50-ти сантиметров.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Галерея изображений

Фото из

На вытяжные отверстия, которых в примере по два с каждой стороны от ворот, ставим пластиковые угловые отводы. К ним будет подключаться вытяжная механическая система

Так как планируется устройство механической вытяжной системы, для работы ее вентилятора устраиваем проводку и подводим силовую линию к удобному для подключения месту

Вверху, практически под потолком, крепим обрезок доски, на котором зафиксирован канальный вентилятор

По факту замеряем расстояния воздуховодов: от вытяжного отверстия до вентилятора и от вентилятора до необходимого для работы места

Прокладываем гофрированный воздуховод до вентилятора, соединяем его с вытяжным отверстием, крепим хомутами к стене

Для подвижного отрезка воздуховода, который планируется убирать, чтоб не мешал передвижению по гаражу, ставим кронштейн с металлическим стержнем на потолок

На основе соединительной детали, предназначенной для состыковки отрезков гофры, делаем из проволоки каркас для вытяжной воронки

Фольгированной пароизоляцией оборачиваем каркас, закрепляем материал на соединителе скотчем

Шаг 1: Установка угловых отводов на вентиляционные отверстия

Шаг 2: Устройство проводки для подключения вентилятора

Шаг 3: Установка канального вентилятора

Шаг 4: Подготовка гофры для устройства воздуховодов

Шаг 5: Подключение части воздуховода к вентилятору

Шаг 6: Монтаж кронштейна для подвижного отрезка

Шаг 7: Изготовление каркаса вытяжной воронки

Шаг 8: Обертывание воронки фольгированным материалом

Техническую суть оригинальной инженерной задумки поможет оценить следующая фото-подборка:

Галерея изображений

Фото из

Воздуховод системы в собранном состоянии

Крепление подвижной части воздуховода

Воздуховод в собранном состоянии

Подготовка к работе в смотровой яме

Представленное к рассмотрению решение позволяет ремонтировать автомобиль зимой, не открывая нараспашку ворота.

Мастер сможет трудиться в нормальных для него температурных  условиях, не облачаясь в затрудняющую движения теплую робу. Вытяжка будет выводить вредные токсины в вентиляционное отверстие при закрытых дверях.

Вентиляция в погребе гаража

Устройство воздухообмена в погребе гаража своими руками – дело довольно простое, нужно лишь правильно понимать причины для образования влажности. Ведь главной проблемой тут является удаление сырости и выдерживание необходимой температуры для сбережения овощей и заготовок. Как в любом сооружении при устройстве вытяжки, приток воздуха в погребе должен быть в нижней точке, а выход – в верхней.

Чтобы не было сильного перепада температур, при устройстве вентиляции в погребе гаража зимой рекомендуется забор воздуха делать как раз из гаража, а не снаружи строения. А также этим приемом можно осуществлять контроль над температурным режимом: зимой вход делать поближе к овощной яме, а летом настраивать у входных ворот.

Таким способом можно снизить конденсат, хотя полностью избавиться от него вряд ли удастся. Большую роль в образовании капели от конденсата играет покрытие и уклон потолка. Стены обычно не покрывают ничем, а просто наносят штукатурку с дальнейшей побелкой. Таким образом, правильное устройство вытяжки в погребе обеспечит условия для более длительного сохранения урожая.

Вентиляция в гараже своими руками

Необходимо устроить так, чтобы был приток свежего воздуха извне и его вытяжка из гаража. С позиции отопления этот процесс выглядит нелогично, ведь при этом значительная часть тёплого воздуха, нагретого обогревателем или печкой, будет постоянно уходить из помещения гаража. Но, с другой стороны, в процессе приточно-вытяжной вентиляции поступивший снаружи холодный и менее влажный воздух нагреется, вберёт в себя влагу из помещения и выведет её за пределы гаража.

Существует два эффективных варианта приточно-вытяжной вентиляции — естественная и принудительная.

В первом варианте небольшая, но достаточная воздушная тяга образуется за счёт более высокой (по естественным причинам) температуры внутри гаража, во втором — за счёт, к примеру, вытяжного вентилятора.

Естественная вентиляция

Простейший способ устройства вентиляции в кирпичном гараже — образование в кирпичной кладке вентиляционных каналов сечением 260х130 мм (в один кирпич). Можно воспользоваться пустотелыми блоками или кирпичами, уложив их в кладку боковых стен гаражной постройки. Такие вентиляционные проёмы выполняются сверху и снизу в каждом углу по бокам гаража, предотвратить проникновение в гараж птиц и грызунов помогут металлические сетки или решётки, которыми перекрывают вентиляционные проёмы. Какая-то вентиляция при этом достигается, вот только насколько она эффективна — судить об этом сложно.

Классическое построение приточно-вытяжной вентиляции заключается в установке двух труб — первой в одном углу, второй в противоположном. Естественный воздухообмен возможен только при потоке воздуха снизу вверх, поэтому первую трубу следует расположить в горизонтальном положении, в 150–300 мм от уровня пола, входное отверстие вытяжной трубы должно быть практически на уровне потолка. Диаметр вентиляционных труб определяется, исходя из общей внутренней площади гаража: на один м2 площади — 15 мм диаметра трубы. Материал для создания вентиляционных труб может быть любым — доска, пластик, кирпич, кровельное железо, популярны готовые воздуховоды, выполненные из алюминиевой фольги. От попадания в поднятую над уровнем гаражной кровли на 500 мм вытяжную трубу дождевых потоков на её торце крепится конический, цилиндрический, пирамидальный колпак. Для быстрого перекрытия вытяжного канала при появлении обратной тяги (опрокидывании тяги) его требуется оснастить заслонкой, которой можно полностью перекрыть сечение трубы.

Недостатки естественной вентиляции:

  • Она работает только при наличии разницы температур между внешней и внутренней атмосферой, т. е. снаружи температура воздуха должна быть ниже. Соответственно, в тёплое время года естественная вентиляция практически не действует.
  • Большое значение в её организации имеет скорость воздуха снаружи гаража — приточная труба, размещаемая вблизи пола, должна быть установлена с наветренной стороны гаражного строения. Однако определить преобладающее направление ветров, а уж тем более планировать по его направлению позиционирование гаража достаточно сложно.
  • Существует потребность в создании значительного перепада давления между приточным и выходным воздуховодами, для этого вертикальная дистанция между ними должна составить от 3 м и более. Но организации столь значительного перепада уровней препятствуют размеры гаража.
  • Значительные низкие температуры во время холодного сезона вызывают обмерзание воздуховодов, набивание их инеем. Сильный поток холодного воздуха, поступающий через приточную трубу, может серьёзно понизить внутреннюю температуру гаража. Планируя естественную вентиляцию на весь период холодного сезона, следует учитывать особенно холодные дни — оборудовать приточную трубу перекрывающей задвижкой, утеплить трубы вытяжки и регулярно очищать их от снега.

Принудительная вентиляция

Принудительная вентиляция гаража строится аналогично естественной с той лишь разницей, что организация циркуляции воздуха поручается не только ветру. Кроме вытяжного вентилятора можно задействовать другие приспособления. К примеру, выставить на торец вытяжной трубы вращающийся дефлектор, поручив ему тем самым функции вентилятора. Повысить температуру внутри вытяжной трубы для лучшей вентиляции можно двумя способами: установкой в её канале маломощной лампочки с узким цоколем (типа «миньон»); окрасить внешнюю поверхность трубы, расположенную над уровнем крыши, в чёрный цвет — в солнечную погоду идущей по ней поток воздуха будет нагреваться. И ещё раз — в холодный сезон вытяжную трубу утеплить обязательно!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий