Установка откатных ворот на роликах

Другие варианты изготовления ворот

Существующие варианты изготовления ворот различаются способом монтажа и конструктивными особенностями. В зависимости от специфики открытия модели бывают откатными и раздвижными. Первые отличаются эффективным расходованием свободной площади, автоматизацией и эстетичностью. Их ролики остаются работоспособными даже при погружении под толстый слой снега.

С учетом уровня механизации выделяют такие варианты:

  1. Ручной откат.
  2. Автоматизированный откат.

Наиболее популярны и просты в изготовлении рельсовые модели. Однако за ними нужно правильно ухаживать, поскольку загрязнения, мусор и вода могут вызвать соскакивание роликов и преждевременный износ механизмов. Модели с плавающим рельсом лишены таких недостатков.

Вопросы и ответы

Рассмотрим самые частые вопросы, которые возникают у неопытных людей в процессе изготовления и монтажа роликовых кареток для откатных ворот.

Можно ли изготовить ролики, вращающиеся просто на осях, без подшипников?

Нет, такие ролики очень быстро заржавеют и утратят подвижность. Единственным перспективным вариантом могут стать бронзовые втулки с такими же осями, но, по степени сложности они будут уступать обычным колесам на подшипниках.

Если консольная конструкция по каким-то причинам недоступна, какой вариант лучше выбрать — с верхней подвеской или нижней опорной рельсой?

В этом вопросе надо руководствоваться условиями эксплуатации и размерами автотранспорта, проходящего через ворота. Если дорога асфальтированная, особой грязи нет, можно выбрать створку с нижней опорой. Однако, на грунтовых дорогах или в условиях частых осадков лучше использовать вариант с верхней направляющей.

Какой металл следует использовать для самостоятельного изготовления роликов?

Оптимальный вариант — нержавеющая сталь. Она достаточно жесткая и не боится коррозии. На таких роликах придется периодически менять подшипники (раз в 4-6 лет), но особого износа или деформаций ожидать не следует.

Что лучше, заказ роликов у токаря и самостоятельное изготовление кареток, или покупка готовых колесных комплектов?

Приобретение готовых роликов всегда предпочтительнее. Никогда не известно, какой металл будет использоваться при изготовлении, насколько квалификация токаря соответствует ожиданиям заказчика. Поэтому, лучше купить готовые изделия с известными параметрами.

Для каких створок могут быть использованы каретки с двумя роликами?

Конструкции с двумя роликами должны быть использованы для перемещения створок весом не более 500 кг. Для более крупных и тяжелых ворот используют каретки с 6-8 роликами.

Электромагнитный замок на калитку

Как можно украсить забор?

Почтовый ящик для забора

Калитка для забора из профнастила

Какие замки можно устанавливать на калитки из профнастила

Колпаки на столбы забора

Ворота своими руками – 120 фото, чертежей и эскизов не сложных современных и классических вариантов ворот

Занимаясь обустройством дачного участка, или загородного дома возникает вопрос того, как сделать ворота своими руками. Перед началом рабочего процесса стоит определиться с типом, материалами и способом установки. Учитывая все нюансы можно сделать ворота самостоятельным образом, не прибегая к помощи профессионалов. Каждый тип ворот отличается друг от друга, имеет свои особенности, качественные характеристики. Их стоит рассмотреть детальнее.

Распашной тип

На фото ворот можно увидеть самую простую в выполнении модель. Конструкция такого плана обустроена вместе с калиткой. Это достаточно распространенный вариант для частного дома. В качестве основы используют столбы, их устанавливают по ширине. Третий столб необходим для того, чтобы установить точную ширину калитки.

Монтировка происходит по такой схеме ворот:

Сначала створки ворот, калитки устанавливают на приваренные петли, что находятся на столбах. Это важный этап, ведь в зависимости от него в будущем будет определена сторона их открытия.

В целом створки – это рамы, изготовленные из металла. Возможны и другие варианты, например, профильная труба, или угол, что обшиваются с помощью металлического листа, дерева, или профнастила.

Выделяют вариант изготовления, который подразумевает использование исключительно древесины. В таком случае стоит закрепить доски на усиленную раму.

Тяжелые конструкции ворот не стоит использовать, ведь это весомая нагрузка на петли и опорные столбы. Лучше всего придерживаться соответствия весу створок. Закрывающее устройство пригодиться для петли замка, можно использовать мощную защелку.

Данный тип действительно простой при установке. Работы можно сделать самостоятельным путем. Стоит рассмотреть в этом случае также недостатки.

Возможен при установке наклон опорных столбов, а также провисание створок. Данный недостаток наблюдается, если установка была изначально нарушена. К причинам относят также неправильный расчет веса створок

Важно заглублять фундамент опор. Тяжелый материал усугубит ситуацию

Вес петель должен соответствовать материалу.

Преимущества такого выбора состоят в следующем:

  • экономное, достаточно компактное размещение, надобность расчищать дополнительное место для установки отсутствует;
  • легкие монтажные работы.

Рабочий процесс

Для успешного конечного результата необходима инструкция по установке ворот своими руками. Если вес ворот нормальный, тогда оптимальным считается выбор металлических столбов из труб. Их диаметр составляет в среднем около 80-100 мм.

Подойдет также профилированная труба с аналогичным диаметром. Такого плана опорные элементы превосходно справляются с задачей.

Можно выделить такие способы установки:

  • забивание;
  • бетонирование.

Если речь идет о первом способе, тогда глубина, на которую забивают столбы, составляет 1,2-1,3 м. Такой тип имеет свои преимущества. Среди них особое значение занимает надежность, а также скорость выполнения работы.

Следует пробурить необходимое вам отверстие. Это должно быть заглубление на половину будущего заглубления столба.Следует установить столбы в скважины. С помощью кувалды, или же ударной бабки можно их забить

При этом обращайте внимание на вертикальность стойки

Следующий шаг – это прикрепление столбов к стойкам забора. Затем необходимо приварить петли. Заранее обозначьте для этого место.

После этого следует на петли подвесить створки. При этом проверяется правильность схождения элементов к центральной части.

Такой метод повышает жесткость, а также показатель устойчивости. Для данного метода потребуется использование тяжелых и широких створок.

Как изготавливаются рельсовые откатные ворота своими руками: порядок действий

Подобная конструкция получила достаточно большое распространение благодаря своей простоте и доступности. Система предполагает наличие специального рельса, закреплённого на поверхности земли, и роликов, прикреплённых к нижней части ворот. Во время открытия створка смещается по рельсу на требуемое расстояние. Предлагаем разобраться, каким образом монтируется подобная конструкция.

Ролики движутся по специальному наземному рельсу

Необходимые для работы инструменты и материалы

Для монтажа следует иметь в наличии:

  • сварочный аппарат;
  • пилу;
  • болгарку;
  • шуруповёрт;
  • ручной слесарный инструмент.

Для изготовления сдвижной рельсовой конструкции потребуется профильная труба различного сечения, материал для полотна, крепёжные элементы, фурнитура, бетонный раствор.

Количество материала, требуемое для откатной системы, зависит от дизайна и размера ворот

Подготовка основания для двигательного механизма

Основание формируется с внутренней стороны участка вдоль забора. Для фундамента готовится котлован шириной 0,5 м и глубиной 1,5-2 м. Последний параметр зависит от глубины промерзания грунта. Длина траншеи для откатной системы равняет удвоенной ширине ворот.

На дне траншеи формируется подушка из щебня либо смеси, состоящей из гравия и песка. Выполняется армирование. Для изготовления каркаса преимущественно используется арматура диаметром 10 мм. Производится заливка бетонной смеси, состоящей из одной части цемента, двух песка и четырёх щебня. Заливку производят постепенно, не допуская изменения положения установленных элементов.

Заливка бетонного раствора для бетонного основания выполняется постепенно

Установка опорных столбов и монтаж направляющих

После высыхания бетонного раствора приступают к монтажу направляющих и установке опорных столбов. Рельс должен располагаться горизонтально и параллельно ограждению. Чтобы обеспечить требуемое пространственное положение элемента, вдоль бетонного основания натягиваем нить. К бетонному основанию прикручиваем направляющую для откатной конструкции.

Рельс следует надёжно зафиксировать

Установку опорных столбов выполняем в следующей последовательности:

ИллюстрацияОписание действия
Выполняем разметку, определяя диаметр и местоположением под опорные элементы. Они должно располагаться достаточно близко к сформированному основанию.
Производим выемку земли на нужную глубину с учётом уровня промерзания грунта и эксплуатационной нагрузки. Установленные опорные столбы должны выдержать откатные ворота с учётом ветровой нагрузки.
Монтируем опорные столбы. С помощью уровня тщательно контролируем их пространственно положение во всех плоскостях. Для фиксации опор используем бетонный раствор.

Изготовление полотна откатных ворот

Если нет готового полотна откатных ворот, руководствуясь чертежом, изготавливаем его своими руками. Работы следует выполнять в горизонтальной плоскости, разложив элементы конструкции на ровной поверхности. Сначала свариваем каркас, а затем к нему крепим облицовочный материал.

Положение каждого элемента должно быть тщательно выверено

Установка конструкции и фурнитуры

Изготовив ворота, приступаем к их установке. Для этого:

ИллюстрацияОписание действия
К нижней части полотна крепим ролик. Способ крепления зависит от конструктивных особенностей выбранной фурнитуры.
Крепим ограничители, которые не позволят створке сместиться дальше столбов, и элементы запорной системы. Замок должен иметь подходящее конструктивное исполнение. Если система двустворчатая, можно к каждой створки приварить уши для навесного замка. Полотно устанавливаем на направляющий рельс и проверяем работоспособность собранной конструкции.

Готовим подвижную секцию

Важный этап работ – сооружение каркаса секции, состоящей из рамы и противовеса. Для этого понадобится выбрать ровную площадку достаточного размера для размещения всей конструкции.

Приобретенные ранее трубы с прямоугольным сечением осматривают на наличие коррозии и при необходимости шлифуют. На них наносят разметку и вырезают болгаркой нужные детали. Затем их, сверяясь с чертежом, раскладывают на ровной поверхности и слегка прихватывают сваркой. Получившуюся конструкцию проверяют на соответствие размеров и отсутствие искривлений и сваривают части каркаса сплошных швом. Аналогично изготавливают ребра жесткости. Внизу секции крепят направляющий профиль и зубчатую рейку.

Сооружение каркаса

Готовый каркас обрабатывают шлифовальной насадкой, также рекомендуется загрунтовать его и покрасить. Для этого раму устанавливают вертикально и с помощью распылителя покрывают автомобильной грунтовкой, а после высыхания наносят краску в два слоя.

Разновидности откатных систем

Существует три вида откатных створок:

  • установленных на нижнюю рельсу;
  • подвешенных на верхнюю несущую балку;
  • консольные системы.

Откатные ворота бывают разных типов

Первая конструкция кажется надежнее — створка опирается всем весом на нижнюю направляющую, что исключает необходимость в установке верхней направляющей. В такой проем может проехать высокий автомобиль с негабаритным грузом (по высоте). Однако нижняя направляющая постоянно засоряется, покрывается слоем грязи, обмерзает и нуждается в частой очистке.

Второй тип конструкции не нуждается в использовании нижней направляющей. Ролики перемещаются по верхней балке, изготовленной из двутавра. Они катятся по верхней части нижней полочки, а верхняя служит основанием для карниза, защищающего рельсу от снега и дождя. Такую систему практически не приходится чистить, уход за ней чисто технологический — смазка и замена изношенных элементов. Однако есть ограничение по высоте автотранспорта.

В таких конструкциях усиленный направляющий профиль опирается на столбы ворот или монтируется в проеме стены гаража, а роликовая система держится на верхней балкеПри этом сами ролики располагают по краям и центру каркаса

Современные консольные конструкции откатных ворот лишены недостатков обеих систем. Створка расклинена между нижней направляющей и верхним опорным элементом, размещенным на стойке. Когда створка подъезжает к конечной точке, ее удерживает в горизонтальном положении противовес и опорный элемент. Когда она отъезжает назад (в положение «открыто»), она всей длиной опирается на горизонтальную (нижнюю) рельсу и полностью устойчива.

Обратите внимание! При этом в рабочем проеме (створе ворот) вовсе отсутствуют любые направляющие элементы. Это освобождает владельца от необходимости постоянно чистить конструкцию, удалять грязь и наслоения

Кроме того, это снимает все ограничения по высоте транспорта.

Основа любых откатных устройств – роликовые опорные каретки

Особенности проектирования конструкции

Главным этапом проектирования откатных ворот является правильное определение размеров и составление схемы и чертежа на основе этих данных. Далее нужно решить, какой тип открывания подходящий – ручной или автоматический.

Место для отката должно быть больше, чем ширина проёма на 40%, так как откатные ворота состоят из полотна и противовеса, длина, которого составляет 40% от полотна.

Итак, для начала необходимо определиться с шириной проема. Это будущее расстояние от столба до столба при полностью открытой ставне. Здесь нужно учитывать габариты всех автомобилей, даже с учетом того, что строиться вы не планируете ближайший десяток лет. Ситуации бывают разные. Рассмотрим ширину КАМАЗа 2,9 метров и его среднестатистическую длину 7,3 метра. Угол въезда грузового транспорта через проемы ворот составляет 45 градусов. Осмотрите территорию около места установки ворот – сможет ли подобный транспорт совершить маневр и заехать в раздвижные ворота под углом 90 градусов? Если нет, то ширина рассчитывается с учетом угла въезда около 45 градусов.

Тут уже следует простая математика: ширину проема следует делать минимум 4,2 метра. Но лучше перестраховаться – ведь бывают случаи, что при маневре автомобиль сносит на снегу или грязи, он может слегка накрениться в какую либо сторону. А это грозит повреждениями конструкции ворот и автомобиля. Поэтому ширина на схеме должна быть чуть больше минимальной отметки – 4,5 метра как минимум, а еще лучше 5.Еще раз повторимся, что это ширина проема откатных ворот, а не самого полотна.

Что касается высоты. Казалось бы – этот параметр рассматривать не стоит, ведь высота листа, такая же, как и у профлиста для забора – 2 метра. Так и есть – это стандартная высота профлистов как для заборов, так и для ворот. Но дело в том, что высота уже установленного забора ровно два метра – листы устанавливаются без зазора и ленты снизу. А профлист откатных ворот приподнимается на 10-15 см. от земли. Происходит это за счет роликовых опор и регулировочных площадок установленных на них. Прибавляется высота  за счет самого профиля каркаса конструкции ворот и направляющей балки, которая устанавливается на лист снизу. Выходит, что к стандартной высоте прибавляется около 25 см. Другими словами, верхний край откатных ворот без автоматики или с автоприводом будет выше забора на 20-25 см.

Естественно, никому не хочется видеть каждый день такие «ступени» между забором и воротами.

Автоматика от разных производителей

Отправляясь на поиски подходящей автоматики, каждый человек сталкивается с большим ассортиментом в местах продаж. Представлена продукция от разных производителей, уже находящихся не первый год на рынке. Сложно сказать, какая лучше автоматика для откатных ворот. Каждый бренд имеет свои плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Можно это проследить на примере наиболее популярных производителей: Came, Doorhan, Nice, Faac, An-motors, Hoermann.

Электропривод от итальянской фирмы Came пользуется большой популярностью. Он легко справляется со своей работой по открыванию и закрыванию ворот в летний период. Зимой могут возникнуть небольшие трудности – на концевых выключателях и зубчатой рейке образуется лед. Его можно удалить и автоматика опят будет исправно функционировать.

У электропривода Came внешняя шестерня выполнена из стали, внутренняя из фторопласта, который отличается износостойкостью и устойчивостью к высоким температурам. С помощью механических концевых выключателей автоматика отключается при попадании створки в конечную точку.

Электропривод для откатных ворот Nice полностью удовлетворяет запросам покупателей, которым нужна автоматика для облегченных ворот, весом 500 кг. Она будет стоить дешевле, хорошо справится с возложенными функциями, прослужит долго, если нагрузка на электропривод не превышает допустимые пределы, иначе не избежать быстрого износа внутренних шестерней, выполненных из пластика. Здесь также предусмотрены механические концевые выключатели.

Автоматика для откатных ворот Faac изготавливается в Италии и заслужила большое доверие со стороны покупателей. Она полностью приспособлена для использования в суровых зимних условиях, так как имеет большой запас мощности и магнитные выключатели, на которые не намерзает лед. Все детали выполнены из прочных, износостойких материалов. Внутренняя шестерня из латуни, внешняя сделана из стали. Становится примерно ясно, как подобрать автоматику для ворот, чтобы она соответствовала важным требованиям.

Перейти в категорию товаров

Сборка каркаса створки

Чтобы упростить работу, следует подготовить схему каркаса заранее. Это облегчит сборку ворот.

Каркас ворот собирается на ровной, просторной поверхности. Сваривается каркас, начиная с нижних элементов, в шахматном порядке для исключения перегрева металлических труб. После сваривания основного несущего каркаса к нему приваривают вертикальные элементы, верхнюю поперечную и откосную трубы. Для монтажа профнастила к основанию конструкции привариваются заполняющие элементы – благодаря им полотно будет более жестким и устойчивым. После остывания готовую конструкцию необходимо покрыть алкидной краской (из пульверизатора).

После высыхания можно приступать к обшиванию ворот профнастилом. Если речь идет о художественной ковке или о стальных листах, то их приваривают на этапе сборки каркаса, и потом все вместе окрашивают.

Устанавливаем столбы ворот

Устройство откатных ворот не требует использования мощных опор, обычно достаточно металлических или бетонных столбов с диаметром 10 см. Их устанавливают на расстоянии, равном проему, заглубляя в грунт не менее чем на 1м, выравнивают по уровню и заливают бетоном. Делать это лучше одновременно с подготовкой траншеи под фундамент.

Наряду с металлическими, популярностью пользуются опоры из кирпича. Для их сооружения по центру планируемого столба вышеописанным способом устанавливают трубу или швеллер и приваривают к ней отрезки арматуры (закладные) в местах, где будут находиться составляющие механизма ворот. Затем, опору обкладывают кирпичом так, чтобы арматура осталась снаружи. Впоследствии к ней крепят детали конструкции.

Строение кирпичной опоры

Какие сведения необходимо учесть в чертежах и в проекте

Конструкция откатных ворот предусматривает установку опорных элементов, за счет которых поддерживаются притворная и опорная рамки. Фундамент, рассчитанный на ворота с полотном размером 3,5 м, должен иметь подземную глубину 1,5 м и высоту над грунтом примерно 2,5 см. Причем опорная рама требует заливки большого фундамента, потому что значительная часть нагрузки придется именно на него. Длина фундамента должна, в принципе, составлять 2,4 м, а ширина – 0,5 м.

Более того, нужно также будет выполнить заливку небольшого цоколя под притворную раму. Его длина и ширина – 50 см и 30 см соответственно. Следует составить детальную схему размещения ям для фундаментов опорных участков. Потому что это будет способствовать безошибочной заливке и монтажу рам.

Основные мероприятия по обслуживанию откатных ворот

Если установленные ворота открываются вручную, то есть если в них отсутствуют автоматика и приводной механизм, то их обслуживание, в принципе, сводится к минимуму:

  • устранение участков коррозии на металле как на поверхности всех элементов, так и в местах сварки;
  • смазка вращающихся деталей.

Если в состав конструкции входит электрический привод, то число периодически выполняемых операций возрастает. В частности, ни в коем случае нельзя забывать о следующем:

  • очистке концевиков и фотоэлементов;
  • проверке напряжения;
  • очистке от грязи шестерни и зубчатой рейки.

Причем особое внимание следует обращать как на шестерню, так и на рейку. Потому что грязь на них собирается особенно быстро

Порядок монтажа

Долговечность и безотказность ограждающей конструкции во многом зависит от того, насколько грамотно выполнен ее монтаж

Особое внимание в этом случае должно уделяться столбам, которые воспринимают создаваемую забором и воротами нагрузку

Опора для забора

Именно поэтому монтаж любого забора всегда начинаются с установки столбов. Для их изготовления чаще всего используются трубы, а не какой-то другой прокат. На многих фото можно найти варианты оформления столбов, изготовленных из труб с различной формой поперечного сечения. Вместо нового проката в этом случае лучше приобрести трубы, которые уже были в употреблении. По своим прочностным характеристикам они не уступают новым, а вот стоимость таких столбов намного ниже. Посмотрев фото, никто не сможет наверняка сказать, из каких именно труб были изготовлены конкретные столбы.

Пример отделки столбов

Диаметр труб следует согласовать с нагрузкой, которую будут испытывать столбы. Для этого должна быть тщательно проработана схема расположения столбов. Каким в конечном итоге окажется диаметр труб, будет зависеть от прикладываемой к столбам нагрузки и ширине пролета. Чем шире пролет, тем большую нагрузку воспринимают столбы ограждения и тем больше должен быть диаметр закупаемых труб.

Размер опор зависит от нагрузки

Затем готовится фундамент, протяженность которого зависит от характеристик монтируемой системы. Для изготовления фундамента, так же как и в случае столбов, следует выбирать материал, обладающий достаточными прочностными характеристиками. В процессе эксплуатации фундамент будет подвергаться не только эксплуатационной нагрузке, но и воздействию атмосферных осадков. Об этом следует помнить, выбирая состав бетона для заливки фундамента.

На следующем этапе армированные закладные размещают в подготовленном фундаменте. Изготавливает каркас ворот и выполняется его обшивка. Как только полная отделка створок будет завершена, устанавливают роликовую систему.

Каркас ворот

Варианты крепления каретки

Каретка может крепиться посредством сварки и с использованием шпилек. Последний вариант предполагает подготовку специальных отверстий в швеллере и нарезание резьбы. В процессе установки должна быть обеспечена высокая точность. Отклонение от заданного положения практически не должно быть. Посадочные отверстия также просверливаются в каретках.

Отдав предпочтение креплению с помощью шпилек, можно обеспечить ремонтопригодность монтируемой конструкции, так как тележку в этом случае можно будет легко снять, а затем установить на прежнее место. Однако необходимость регулировки монтируемой системы значительно увеличивает продолжительность монтажа откатных ворот.

Пример крепления каретки

При использовании сварного соединения монтируемую конструкцию можно сделать ремонтопригодной, если каретки приварить в легкодоступных местах. В таком случае при возникновении потребности в ремонте достаточно будет срезать сварной шов, за затем приварить каретку обратной в соответствии с заданной схемой.

Шпилечному соединению можно отдать предпочтение в случае приобретения готового изделия. В этом случае шпильки изначально изготавливаются под конкретную систему, а потому ее монтаж не вызовет особых нареканий. Правда, общая стоимость работ в этом случае несколько повысится.

Основные этапы

Монтаж выполняются в следующей последовательности:

  • Направляющая балка приваривается к каркасу ворот;
  • Под роликовые опоры устанавливаются регулировочные подставки;
  • Заграждающая конструкция в собранном виде накатывается на каретку;
  • Устанавливается концевой ролик и закрепляется скоба, используемая для предотвращения боковых раскачиваний;
  • Проверяется, сколько плавно движется каркас ворот;
  • Приваривается верхний и нижний улавливающий портал, столб-ловитель к закладным;
  • Контролируется, насколько правильно выполнена установка. Размещение всех комплектующих системы проверяется с помощью схемы.

Монтаж откатных ворот

Таким образом, для каждого типа откатных ворот необходимо приобретать комплект опор с подходящим конструктивным исполнением. Только такие изделия способны выдержать создаваемую воротами нагрузку. В процессе выбора комплекта следует руководствоваться определенными критериями, которые обязательно помогут сделать правильный выбор. При этом стоимость комплекта не стоит рассматривать как основной фактор. Если выбор конструкции и монтаж выполнены правильно, роликовая каретка сможет проработать достаточно долго, не создавая проблем во время эксплуатации, не требуя ремонта или замены.

Особенности системы

По своей сути, откатные ворота представляют собой одностворчатую конструкцию, в которой створка перемещается параллельно линии ворот по специальным направляющим. В отличие от распашной системы, где створки при открывании «съедают» часть площади, откатная створка после открывания задвигается за забор и не создает никаких помех.

Выделяется 3 основных варианта конструкции: подвесные, колесные и консольные ворота. В подвесном типе створка подвешена с помощью кареток на верхней направляющей балке, по которой и перемещается. Недостаток — ограничение проезда по высоте. Колесный вариант рассчитан на передвижении створки по нижнему рельсу, расположенному на земле. Основной недостаток — постоянное забивание направляющей грязью, что существенно затрудняет перемещение тяжелого полотна, а также неровность на проезжей части в месте установки рельса.

Консольная конструкция более сложна в изготовлении, но лишена указанных недостатков. Основу системы составляет боковая консольная часть створки, которая находится за забором вне воротного створа. Перемещение всей створки обеспечивается прокатыванием именно консоли по рельсу, а рассчитана она так, что полностью компенсирует вес створки, не допуская перекоса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий