Как сделать пол каркасного гаража
В каркасных гаражах пол – это тот элемент, на который идет основная нагрузка.
Кроме того, условия эксплуатации пола в каркасных гаражах достаточно сложные.
Какими особенностями должен обладать пол?
- Он должен быть крепким и надежным, так как автомобили весят несколько тонн.
- Не должен истираться под действием колес (поэтому линолеум или ламинат не подходит).
- Пожаробезопасный. Автомобильное масло, бензин, хранящиеся в гараже, могут спровоцировать пожар. Использование пожаробезопасных материалов увеличивает шанс на спасение.
- Хорошо переносить влагу. В зимнее время года снег, который налипает на колесах, тает, образуя лужи. Именно поэтому деревянные полы не подходят.
Исходя из этих требований, понимаем, что выбор материала для пола в каркасных гаражах не велик.
Лучше всего зарекомендовал себя заливной цементно-песчаный пол, который можно покрыть специальной устойчивой плиткой (а можно и не покрывать, только дать ему хорошо просохнуть перед эксплуатацией).
Подходят и современные полимерные полы, однако цена их значительно выше, и самостоятельно их сделать не получится.
Строительство каркасного гаража
Чертёж каркаса и будущей постройки необходим начинающим строителям. Он также нужен для расчётов расхода строительных материалов – опорных балок, стеновой обшивки, кровельных панелей. Можно пользоваться готовыми чертежами гаражей, типовыми решениями, которые приводятся в различных рекомендациях по строительству каркасных гаражей своими руками, в пошаговых инструкциях. Или обратиться к специалистам и заказать расчёт и чертёж вашего гаража с индивидуальными размерами, требуемой конструкцией.
Развернутый чертеж.
В готовом чертеже должен быть рисунок-эскиз будущего каркаса.
Эскиз-рисунок каркаса.
Также должен быть чертёж с указанием размеров всех каркасных элементов, расстояния между ними и способов крепления между собой. Также в чертеже указывается вид и размеры панелей стеновой обшивки, и способы её крепления к стойкам каркаса. Оговаривается материал размер кровельных листов, а также шаг-расстояние кровельных лагов. Правильно составленный чертёж со всем размерами может использоваться в качестве инструкции к строительству гаража.
Строительство каркасного гаража начинается с проектирования. А работы по его возведению начинаются с закладывания фундамента. Стены будущего гаражного строения могут быть лёгкими и холодными, но основание должно быть глубоким (при наличии смотровой ямы) и прочным.
Чаще всего в качестве основы под каркасный гараж используют фундаментную плиту. Она имеет достаточные показатели прочности, и укладывается в короткие сроки. Однако при этом отличается весом и требует работы погрузочно-разгрузочной техники. При использовании подъёмного крана плита укладывается на место будущего подсобного строения в течение часа.
Плита фундамента.
Перед укладыванием плиты проводят подготовительные работы — разравнивают грунт, при необходимости делают небольшое углубление или наоборот, приподнимают будущее, выполняя насыпь. При укладывании бетонной плиты в яму её дно предварительно отсыпают слоем песка – для отвода грунтовой воды, в качестве дренажного слоя. Если же плита укладывается поверх грунта без заглубления, или на возвышенном месте, то достаточно разровнять и утрамбовать землю.
Готовую фундаментную плиту используют в том случае, если под гаражом нет необходимости сооружать смотровую яму. Если же есть необходимость в традиционной гаражной яме, то сначала сооружают её, и только после – приступают к фундаменту, стенам и крыше.
Яма для гаража обустраивается в виде грунтового заглубления необходимой длины, ширины и глубины. Её стены выкладываются кирпичом, или отливаются бетоном, дно также выкладывают небольшой бетонной плитой. После обустройства ямы – приступают к заливке основной фундаментной плиты.
Монолитный фундамент со смотровой ямой.
Для подготовки грунта к заливке дно будущей плиты отсыпают песком. После этого песок проливают водой и трамбуют. Поверх — выкладывают каркас будущего фундамента – из металлической арматуры, сетки, проволоки, по периметру фундамента сооружают опалубку. После – льют бетон.
На застывание фундаментной плиты дают месяц. Наступать на плиту основания можно уже через сутки. Бетон будет достаточно прочным, чтобы выдержать вес человека и проводить дальнейшие строительные работы. А вот ставить автомобиль можно только после набора окончательной прочности – через 28 календарных дней.
Поверхность гаражной плиты должны быть влагостойкой. При постановке машины с её колёс и днища будет сливаться вода. Проникая в поры бетона, при замерзании капли влаги будут расширять поры, инициировать растрескивание поверхности. Поэтому перед заливкой бетона в смесь добавляют влагостойкие компоненты типа Пенетрон, Аквастоп. При установки готовой фундаментной плиты её поверхность пропитывают водостойкой смесью.
Пошаговая инструкция строительства гаража
Построить отдельно стоящий гараж своими руками несложно, если следовать подробным инструкциям.
Технология возведения столбчатого и свайного фундамента
Фундамент для каркасного гаража может быть выполнен из бетонных блоков или винтовых свай. Процесс строительства фундамента из бетонных блоков состоит из следующих этапов:
- Вы можете купить готовые бетонные блоки или отлить их самостоятельно. Для этого вам понадобятся формы и арматура. Для приготовления раствора используйте цемент, речной песок, щебень и воду. Формы могут быть изготовлены из досок или фанеры. Это ящики без дна с соотношением 2:1. Формы помещаются на стол, покрытый полиэтиленом.
- Формы заливаются в два этапа. Сначала до середины, затем укладывается сетка из арматуры и формы заливаются до конца. После извлечения блоков из форм их следует оставить на несколько недель для просушки.
- Теперь необходимо подготовить площадку для гаража. Он очищается от мусора, корней, слегка засыпается и выравнивается. Рекомендуется засыпать участок песком и разметить периметр будущего гаража.
- Бетонные блоки укладываются в два ряда и связываются цементным раствором и кладочной сеткой. Первый ряд укладывается в землю, а второй — поверх него. Затем раствору следует дать высохнуть в течение нескольких дней.
- Наружная часть фундамента должна быть гидроизолирована битумным герметиком, который наносится в 2-3 слоя (каждому слою необходимо дать время высохнуть).
- Затем следует засыпка песком до уровня земли.
Бетонные блоки для фундамента каркасного гаража можно изготовить самостоятельно
Фундамент на винтовых сваях своими руками также несложно организовать:
- Необходимо вырыть неглубокие ямы, в которых будут установлены сваи.
- В них нужно вставить сваи и с помощью рычага ввинтить их в землю. Они должны быть вертикально ровными.
- После установки всех свай их верхушки необходимо срезать по горизонтали.
- Заполните пустоты внутри свай бетоном.
- Установите кронштейны, к которым будет крепиться столб.
Подробная инструкция сбора деревянного каркаса
Для этого:
- Пропитайте поверхность фундамента просмоленной бумагой в 1-2 слоя. Это необходимо для предотвращения гниения древесины.
Положите нижние полоски по периметру конструкции на войлок. На углах соедините их с помощью швов и дюбелей.
Установите угловые и боковые стойки. Минимальное расстояние между ними составляет 2 м. Прикрепите стойки к нижнему стрингеру к металлической арматуре с помощью дюбелей и саморезов. После того, как столбы установлены, устанавливается верхняя связующая балка и крепится к столбам.
- Установите промежуточные стойки настила на расстоянии 0,5 м друг от друга. Закрепите между ними горизонтальные перемычки с помощью угловых кронштейнов и саморезов. Удобно выбирать расстояние между стойками и высоту горизонтального крепления в соответствии с размерами теплоизоляции, чтобы потом не пришлось устанавливать для нее дополнительную обрешетку.
Поскольку гараж будет иметь односкатную крышу, одна из стен должна быть выше. Это учитывается при установке вертикальных опор, которые должны быть выполнены с разной высоты.
Монтаж крыши на постройке из дерева
Чтобы собрать односкатную крышу для деревянного гаража, сделайте следующее:
- Прикрепите балки перекрытия к верхней обвязочной балке с помощью штифтов или гвоздей.
- Поверх балок укладывается пароизоляционная мембрана. Его не нужно натягивать туго, он должен слегка нависать не более чем на 0,5 см.
- Доски обрешетки крепятся поверх мембраны с зазором 0,5 м.
- Устанавливается кровельный материал, который вы выбрали для своего гаража — шифер, металлопрофиль и т.д.
Наиболее распространенным вариантом для гаража является односкатная крыша.
Какая нужна обшивка
Облицовка для гаража может быть выполнена из:
- Листовой металл;
- OSB.
Второй метод чаще используется для деревянного каркаса.
Листы крепятся к наружной стороне с помощью саморезов. Оставьте между ними небольшой зазор (2-3 мм). Со временем листы могут изменить размер из-за перепадов температуры и повышенной влажности, а зазоры не позволят им выталкивать друг друга.
Минеральная вата может использоваться в качестве изоляции. Его следует разместить между стойками, не забыв закрепить его внутренними облицовками. Перед укладкой ваты на стены можно прикрепить ветрозащитную мембрану.
При желании гараж из деревянного каркаса можно утеплить изнутри.
Отделка
Внутренняя и внешняя отделка гаража из деревянного каркаса может быть выполнена любым способом:
- штукатурные работы;
- живопись;
- сайдинг.
Это делается для защиты стены от атмосферных воздействий. Перед нанесением штукатурки плиты ОСП следует обработать специальной грунтовкой.
Неоспоримые достоинства односкатной крыши
Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.
Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:
- Экономичность. На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
- Конструктивная простота. Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
- Долгосрочность безукоризненной службы. Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.
Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.
Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или полумансардная схема, предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.
Отопление и утепление гаража
Если планируется использовать гараж круглый год, надо или стены сразу делать теплыми (из блоков с низкой теплопроводностью) или утеплять построенные по каркасной технологии. Материалы для утепления стандартны: минеральная вата, полистирол (экструдированный или обычный пенопласт). Есть еще вариант негорючего утеплителя, который в случае с гаражом просто отличный вариант — пенобетон малой плотности. Его можно заложить между стойками каркаса. Негорюч, недорог, хорошо держит тепло. Плохо только, что на него ничего не повесишь, но есть же стойки каркаса, вот на них и можно крепить.
Есть два типа организации отопления в гараже: постоянное и периодическое. Постоянное может быть отдельным или частью отопления дома. Если делать отдельно — это та же домовая система, только в меньшем объеме. Получается дорого и сложно: отдельный котел, который тоже надо обслуживать и контролировать.
Один из вариантов организовать отопление в гараже — дотянуть ветку из дома. Но тут тоже непросто: трубопровод, требующий хорошего утепления, большой объем земельных работ для его прокладки, причем, желательно не просто в землю, а в канализацию.
Периодическое отопление — печки типа буржуек и их модификации. Их топить можно дровами, всяким горючим хламом, которого обычно имеется достаточно. Но наиболее привлекательной выглядит мысль сделать печку на отработке — топлива вокруг полно, и задаром (или почти). Конструкции есть разные, описаны они с статье «Печь на отработанном масле своими руками«.
Этот тип отопления организовать проще всего: поставил печку и топи, но и комфорта меньше. Во-первых, тепло в основном возле печки, а во-вторых, приходите-то вы в холодный гараж и пока растопите, пока начнет он прогреваться…
Разновидности каркасных гаражей
Сделать каркасную конструкцию для гаражного помещения можно практически из любого существующего на рынке материала. Сюда могут хорошо вписаться такие элементы как: дерево, металл, панели. Каждую из них стоит рассмотреть отдельно, чтобы выделить для себя некоторые нюансы и особенности.
Из бруса
Опоры такой разновидности выполняются из деревянных брусков или брёвен. Также есть ещё третий вариант, это клееный брус. За счёт склейки нескольких брусков, образуется прочная и долговечная конструкция. Стены из дерева требуют дополнительной обработки и защиты. Так как со временем они будут пропитываться влагой и гнить. Необходимо обязательно наносить на них лак или антисептические вещества. Красить их нужно практически каждый год, чтобы не потерялась прочность конструкции. Доски со временем начнут портиться и им потребуется немедленная замена, иначе есть вероятность обрушения. На замену рекомендуется устанавливать панели из дерева.
Металлопрофиль
Следующая популярная разновидность — металлопрофиль. Опорами здесь служат металлические балки, углы. Стены обшивают специальными металлическими листами. Это может быть монолитный лист или раздельный на кубические части. Самостоятельно построить помещения из такого материала будет немного сложнее из-за того, что необходимо уметь пользоваться сварочным аппаратом, болгаркой и другими сложными инструментами.
Сэндвич панели
Следующая менее популярная разновидность — панели. На данный момент этот вариант набирает большие обороты и в скором времени станет на одном уровне с остальными каркасными конструкциями. Использоваться здесь может металл и дерево. Панели также могут выполнены из специального материала, который способен защитить поверхность от проникновения влаги и холода.