Требуется лишь соблюдение некоторых мер безопасности
Основное правило (неформальное), прокладка должна быть выполнена аккуратно, с использованием качественных материалов. Распространенное заблуждение: «в гараж сойдет любой хлам» может привести к пожару или поражению электротоком.
Основные моменты, которые следует знать:
- Электропроводка укладывается либо в штробы, либо в пожаробезопасную гофру. Для гаража это особенно актуально, поскольку вероятность повреждения магистрали в подобных помещениях выше.
- При монтаже проводки в металлическом гараже, изолирующие гофры обязательны. Коммутационное оборудование монтируется на панели, изготовленные из диэлектрических материалов.
- Необходимо учитывать воздействие сырости и агрессивных жидкостей.
- Обязательно разведение линии освещения и силовых розеток на отдельные автоматы защиты.
- После прибора учета устанавливается общий вводной автомат: покидая гараж, вы сможете обесточить его одним движением. Допускается отдельная линия освещения, которая постоянно будет под нагрузкой.
- Линия энергообеспечения смотровой ямы (подвала) выполняется с отдельной защитой, желательно применение источника пониженного напряжения (12 вольт) с гальванической развязкой от сети 220 вольт.
Часто возникает ситуация, когда вы приобретаете гараж с уже выполненной электрификацией. Если схема электропроводки в гараже выполнена предыдущим хозяином с нарушениями, ее необходимо переделать.
Как правильно сделать заземление в гараже — алгоритм работы
Рассмотрим инструкцию.
- В первую очередь электроды необходимо поместить в землю. Выкапывайте углубления, примерно по 50 см глубиной, в соответствии с вашей схемой размещения электродов. Между ямками сделайте траншеи. Они пригодятся для прокладки соединяющей заземляющей арматуры.
- Соблюдайте шаг между электродами в 1,2 метра. Как только вы сделали углубления, приходит время вбивания уголков в почву. Желательно каждый уголок сначала заострить с помощью болгарки. Тогда работа пойдет быстрее. Можно использовать трубки, толстую арматуру для изготовления электродов.
- Затем вбейте электрод в землю кувалдой. Он должен до конца войти в почву. Мастера отмечают, что верхний конец каждого электрода должен располагаться ниже поверхности земли на 0,5 метра.
- Вбитые в землю уголки нужно соединить металлической полосой. Вам понадобится профиль с шириной 4 см. Толщина металла должна составлять минимум 5 мм. Желательно использовать сварку для соединения элементов. Металл сначала зачищается, а затем сваривается.
- Для оптимального подключения провода к уголку используйте обычный болт или соединительную клемму.
- На завершающем этапе протягивается трехжильный провод. Он должен идти от щитка в 220 Вольт по гаражу. Этот кабель и подключается с соответствующим заземлением к розеткам, осветительным приборам.
Если рассмотреть алгоритм прокладки заземления, можно убедиться: данная работа вполне выполнима. Монтаж простой, не требует много времени, экономичен.
Когда гаражное помещение располагается на придомовой территории, можно не делать отдельное заземление. Достаточно организовать заземляющую систему для самого дома, а потом уже от дома к гаражу провести трехжильный кабель от щитка. Главное, выполнять все последовательно, не спеша, в полном соответствии с инструкцией и рекомендациями.
Когда вы сделаете своими руками надежное заземление для вашего гаража, это будет очень существенный вклад в обеспечение безопасности. С вашей электропроводкой все будет в порядке, вы до минимума снизите вероятность поражения током даже от мощных приборов и инструментов, которые часто используются в мастерской гаража.
Зачем заземление в гараже?
Рано или поздно любой автовладелец становится хозяином собственного гаража, который подчас выполняет несколько функций. Во-первых, в гараже автомобиль можно ремонтировать. Во-вторых, в хозяйственных руках гараж превращается в универсальную мастерскую, склад, а если есть подвал, то он используется как погреб. Все это нуждается в электрификации и в соблюдении требований безопасности.
Так почему о заземлении в своем гараже нужно заботиться самому? Ведь в многоквартирных домах никто не забивает свой заземлитель во дворе. Зачем он понадобился для гаража?
Кооперативные гаражи зачастую металлические. Гидроизоляция у них, мягко говоря, неважная, как итог – внутри гаража почти «уличная» влажность. В таких условиях использование сварочного аппарата или обогревателя небезопасно: при поврежденной изоляции внутри прибора и при попадании внутрь влажного воздуха, утечка тока на корпус угрожает жизни. Конденсат пара, совместно с пылью, оседая на металлических деталях инструментов, является хорошим проводником электричества.
Отдельного внимания заслуживает освещение подвалов и погребов. Эти сырые помещения, согласно строительным и электрическим нормам, категорируются, как помещения с повышенной опасностью. А корпуса светильников в них нуждаются в обязательном заземлении.
А вот еще один аргумент в пользу гаражного заземления. Если гараж выполнен из металла, то, даже его нахождение на поверхности земли, не является гарантией того, что на корпус гаража не окажется под напряжением. Связь гаража с землей не столь надежна, чтобы выполнять заземляющую функцию, потому что между гаражом и почвой проложена гидроизоляция, а он сам установлен на бревнах или шпалах. Любое повреждение подводящей кабельной линии электропроводки во время дождя может дать эффект контакта с корпусом гаража. Прикосновение к металлическим стенкам гаража, если они оказались под напряжением, смертельно опасно. Поэтому присутствие заземляющей шины в гаражной электропроводке и в розетках является непременным требованием электробезопасности.
Заземление в гараже
Освещение
Если вы когда-нибудь ремонтировали автомобиль, то знаете, насколько важно иметь при этом хорошее освещение, но есть несколько нюансов. Для потолочного освещения можно использовать любые светильники — на 220В, на 12В, люминесцентные, светодиодные или с лампами накаливания
А вот так называемые переноски или как их правильно называть — переносные источники света должны быть низковольтными, а именно напряжение питания согласно пункту 6.1.17 ПУЭ у них не должно превышать 50В, а при работе в сложных условиях, например, при повышенной влажности, замкнутом помещении и пр. — не более 12 вольт.
При этом переноски часто используют при работе со смотровой ямы или лёжа под автомобилем — значит, нужно использовать низковольтные лампы, но где взять эти 12В? Есть два варианта:
- Найти понижающий трансформатор 220/12, смонтировать его в электрощит и подключить переноски к нему.
- Купить готовый ящик с понижающим трансформатором, пример маркировки в каталогах интернет магазинов такого ящик — ЯТП 0.25 220/12, что значит расшифровывается как: ЯТП — Ящик с понижающим трансформатором 220/12 — с напряжения 220В до 12В, 0.25 — мощностью 250 вольт-ампер (ватт, если использовать лампы накаливания или другие приборы с cosФ=1). Есть и более, и менее мощные варианты — всё зависит от ваших потребностей.
В ящике ЯТП есть автоматический выключатель – отключающий первичную, в некоторых случаях и отдельный автомат для вторичной цепи, а для подключения к нему светильников есть розетка, в некоторых исполнениях могут быть клеммники.
Кроме переносного светильника возможна установка стационарного освещения в смотровой яме, его тоже нужно подключать к линии безопасного пониженного напряжения 12В.
Монтировать ящик с понижающим трансформатором нужно на поверхности, так чтобы в смотровой яме вообще не было цепей 220В.
Схемы и расположение потребителей
Как провести проводку в гараже своими руками? Перед началом работ нужно подобрать схему проводки в гараже своими руками. Схемы электропроводки в гараже бывают разными, в зависимости то того, какая информация требуется тому, кто их смотрит. В электрической технике различают принципиальные схемы и схемы расположения.
Первые должны детально описывать всю электрическую цепь, а вторые – расположение потребителей, с указанием расстояния или так, чтобы можно было ориентироваться по масштабу чертежа. Начнем с принципиальной схемы подключения проводки в гараж, которая требуется в соответствии с последней версией ПУЭ.
Однофазная принципиальная схема электроснабжения гаража показана на рисунке ниже. Для удобства на схеме проводки в гараже использована реальная расцветка проводов (как в обычных кабелях).
Разводка электропроводки в гараже своими руками — схема, фото:
Фазный проводник сети находится под опасным напряжением относительно нейтрали и земли, так как нейтраль обычно заземляется. Однако, для работы устройства защитного отключения (УЗО) необходима защитная земля (PE, protection earth).
ВНИМАНИЕ! Никогда не соединяйте защитную землю с нейтралью! Используйте правильно устроенное заземление. Принцип работы УЗО состоит в использовании дифференциального трансформатора, который складывает входящий (по фазному проводу) и уходящий (по проводу нейтрали) токи
Если изоляция потребителя повреждена и есть замыкание на корпус, то сумма токов фазного провода и нейтрали не равна нулю. А разницу дает как раз ток утечки на землю
Принцип работы УЗО состоит в использовании дифференциального трансформатора, который складывает входящий (по фазному проводу) и уходящий (по проводу нейтрали) токи. Если изоляция потребителя повреждена и есть замыкание на корпус, то сумма токов фазного провода и нейтрали не равна нулю. А разницу дает как раз ток утечки на землю.
Возможно, этот ток течет по телу человека! Смертельный ток около 100 мА. А УЗО, показанное на схеме, настроено на ток 5 мА. Таким образом, человек будет защищен, ибо устройство сработает за миллисекунды и разомкнет цепь.
Но это работает только в том случае, когда ток утечки течет помимо дифференциального трансформатора УЗО, а именно в отдельной линии заземления!
Главный автомат обесточивает нашу маленькую сеть на схеме при коротких замыканиях на общей линии (магнитная защита) или в случае большой суммарной перегрузки всех линий (тепловая защита). Также он используется при ремонтах.
Для того, чтобы обеспечить независимость разных потребителей, используется несколько линий, питающихся от одной или нескольких групп. Обычно в частном гараже, как и в квартире, вполне достаточно одной группы. А каждая группа питается от своего автомата в цепи фазы. Это очень удобно при ремонтах.
Автоматы (автоматические выключатели) защищают свои цепи от перегрузок по току и от коротких замыканий. Следует помнить, что УЗО защищает цепи только от токов утечки! От перегрузки по току она цепь не защищает, это делает автоматический выключатель.
Шины, расположенные в щитках, выполняются в виде полос или брусков из медных или латунных сплавов и снабжены отверстиями для проводов, которые затягиваются винтами. Следует сказать, что современная номенклатура электротехнических изделий очень удобна для монтажных работ, если использовать ее грамотно.
Схема трехфазной сети отличается от однофазной только двумя дополнительными фазами и установкой трехфазных (строенных) автоматов и УЗО. Отдельные фазы этой сети разводятся как линии напряжения 220 В совместно с нейтралью. Между любыми двумя фазами напряжение равно 380 В, а фазовый угол в равномерно нагруженной сети равен 120 градусов. При этом ток в нейтрали равен нулю.
Электричество в гараже своими руками — схема расположения показана на следующем рисунке:
На таких схемах электрики в гараже не обязательно выполнять требования для чертежей по принятым правилам, так как мы делаем их для себя. Главное – это ясность всех обозначений. Вертикальные участки проводки отмечены плюсами с указанием высоты. Это даст возможность легко посчитать длину линий.
На схеме подключения электропроводки в гараже обозначаются условными обозначениями розетки и светильники. Можно добавить выключатели. Все добавляется по месту расположения. Мы еще поработаем над этим документом чуть ниже, когда будем выбирать материалы.
Системы заземления
В сетях с глухозаземленной нейтралью существует три вида систем подключения рабочих и заземляющих проводников. Рабочими являются нулевые проводники, по которым протекает ток нагрузки, защитные же служат только для доставки потребителю потенциала земли от заземляющих устройств. Рассмотрим их особенности, и как будет делаться заземление для разных систем.
Система TN-C
Все сети, созданные более десятилетия назад, собраны по системе TN-C. Узнать об этом можно, подсчитав количество проводов в питающем кабеле: их будет только два. Один из них – фазный, другой – нулевой совмещенный (PEN). Совмещенным он называется потому, что по нему протекает рабочий ток, и он же соединен с контуром заземления питающей линии.
Использовать нулевой проводник при такой организации в качестве заземляющего нельзя. Если его подключить к заземляющим контактам розеток, есть риск внезапно оказаться под напряжением при исправных электроприборах.
Во-первых, в этом будет виноват вероятный обрыв проводника PEN. Это вполне ожидаемое событие для старых электросетей, контактные соединения которых находятся в плачевном состоянии, особенно в гаражах. В результате перераспределения токов по фазам в нулевом проводе возникнет потенциал в диапазоне 0 – 220 В. Все заземляющие контакты розеток окажутся под напряжением, а вместе с ними – и корпуса электроприборов.
Но в гаражах даже не потребуется ждать обрыва нулевого провода, чтобы получить потенциал на PEN-проводнике. Электропроводка имеет незначительное сечение (кто-то сэкономил), а расстояние до подстанции значительно. Если вы замечали, что при сварочных работах в соседних гаражах у вас свет может не только тускнеть, но и становиться ярче, то это – результат повышенного сопротивления электропроводки. В эти моменты на нулевом проводнике относительно земли гарантированно появляется потенциал.
Даже если вы устроите у себя контур заземления и подключите его к PEN-проводнику, его все равно нельзя использовать в качестве заземляющего.
Система TN-S
Если ваш питающий кабель имеет три жилы, а в щитке установлены две нулевых шинки – вам повезло. Это признаки наличия системы заземления TN-S. В ней функции защитного и рабочего нулевого проводника разделены. Вне зависимости от нагрузки в гаражах и обрывов нулевых рабочих проводов (N) на защитном (РЕ) не будет опасного потенциала.
Если ваш гараж находится недалеко от подстанции, а проводник РЕ начинается не в соседнем щитке, а на ней самой, то сделанный своими руками контур заземления вам не очень то и нужен. Но если до подстанции далеко, то лишним он не будет.
Вывод от собственного контура подключается к шине РЕ в распределительном (вводном) щитке.
Система TN-C-S
Это гибридная система, при выполнении которой осуществляется переход от TN-C к TN-S. На каком-то участке сети совмещенный нулевой проводник разделяется на рабочий и защитный. В этой точке устраивается контур повторного заземления. Далее потребителям отправляется уже три проводника по системе TN-S.
Сконструировать такой переход можно и у себя в гараже. Но в этом есть один подвох, опять же связанный с возможностью обрыва совмещенного нулевого проводника в сети до вашего гаража. Если при появлении на нем опасного для жизни потенциала ток, проходящий через ваш контур заземления, сможет вызвать срабатывание вашего вводного автомата, то собрать такую систему можно. Если нет – опять же, возникает определенный риск. В этом случае групповые линии лучше дополнительно защитить УЗО.
Система ТТ
Это – то же самое, что и TN-C, но контур заземления не подключается к PEN-проводнику. Он остается независимым и соединяется только с корпусами и металлическими оболочками, заземляющими контактами розеток. Все отходящие от щитка линии в обязательном порядке защищаются УЗО на ток, не более 30 мА.
Недостаток системы в том, что она не спасает от повреждения питающего кабеля, если потенциал фазы от него попадет на металлический корпус гаража.
Инструкция по созданию индивидуального заземляющего контура
Изначально рассмотрим систему правильного заземления гаража. На распределительном щите необходимо подключение УЗО, обеспечивающего защиту электропроводки во время утечки. Устройство защитного отключения – отличный помощник заземлению, мгновенно отключающий электричество при аварии.
Схему заземляющего контура на 220 В можно сделать треугольной или в виде прямой линии. Иногда специалисты советуют Т-образную схему: 2 электрода впереди по углам гаража и два в смотровой яме, все электроды между собой соединены и подключены к соответствующей шине щита.
В качестве электродов могут быть использованы металлические уголки (длина 2,0-2,5 м, оптимальный размер 50ммх50 мм). При использовании в качестве электродов металлических труб их диаметр должен составлять 32 мм и больше и толщина более 3,5 мм.
Последняя деталь заземляющего контура – гибкий кабель для соединения вкопанных электродов и шины заземления. Желательно, чтобы провод был из меди (сечением не меньше 6 мм2 ) или алюминия (сечением не меньше16 мм2).
После подготовки всех элементов можно приступать к сборке заземляющего контура. Первый этап – вкапывание электродов. Подготовив неглубокие ямы (0,5 м) в соответствии с используемой схемой, выкопайте траншеи, чтобы соединить заземляющую арматуру. Оптимальное расстояние – 120 мм. Чтобы вбить уголки в почву, подточите их края при помощи болгарки.
Верх уголка должен быть на глубине 0,5 м. Зачищенные до металлического блеска электроды необходимо соединить полоской металла (ширина 4 см и более, толщина 0,5 см) при помощи сварочного аппарата. Чтобы подключать кабель к уголку было удобно, приварите к нему болт или клемму.
Заключительный этап сборки контура – проведение провода из трех жил от распределительного щита по гаражному помещению и соединение его с заземляющим контуром и розетками.
Следуя данным рекомендациям, Вы без проблем выполните данную работу самостоятельно, ведь это не сложно и не долго. Если гараж расположен вблизи дома, то необходимости в персональном заземляющем контуре нет, однако необходим заземляющий контур, поэтому ознакомьтесь со статьей — Как сделать заземление для частного дома.
Организация заземляющего контура
Чтобы защитить проводку в гараже, на вводном щитке нужно установить устройство защитного отключения: при аварии его срабатывание моментально прекратит подачу электричества в гараж.
Помните! Если у вас есть заземление, но нет УЗО, или наоборот, УЗО на щитке установлено, но нет заземляющего контура, то ваша безопасность по-прежнему под угрозой.
Здесь мы подошли к самому «узкому» месту всей проблемы. А именно к тому, где и как расположен ваш гараж. Владельцы гаражей на территории своих частных усадьб на этом месте могут спокойно вздохнуть: прокладка заземлителя для их гаражей ничем не будет отличаться от устройства заземления, к примеру, дома. А может быть даже совмещенной на один общий контур. Площадь позволяет сделать наружный контур, место для траншеи или заглубления хозяин участка выбирает сам, так же, как и геометрию схемы заземления.
Сложнее всех придется хозяевам кооперативных гаражей, вплотную придвинутых друг к другу, особенно, если их пол уже забетонирован. Следующие рекомендации для них.
Совет первый: внутреннее заземление гаража
Ввиду недостатка наружных площадей для устройства заземления, его можно организовать внутри гаража, ведь гараж также возведен на грунте. Некоторые участки пола придется разобрать, а если пол уже забетонирован, то рекомендуется использовать подпол (погреб, смотровую яму). Допускается даже вбить пруты из стали в стенки погреба, ведь он расположен на 2,5 метра ниже земли, что и гарантирует нормальный контакт.
Совет второй: схема заземлителя
Контур заземления классически выполняется в форме треугольника, четырехугольника или прямой линии. Однако для гаража рекомендован проверенный и оптимальный вариант, когда схема заземления выполняется Т-образной. Следуя этой схеме, одна пара электродов заземления располагается по углам, в передней (фасадной) части гаража, а оставшуюся пару вбивают в смотровой яме. После этого все электроды объединяют между собой. Здесь крайне желательна сварка, но подойдет и болтовое соединение. Объединенный контур подключается к заземляющей шине трехжильного кабеля на щитке.
Внимание!!! Вертикальные заземлители не вкапывают, а только вбивают для лучшего контакта с грунтом.
Совет третий: материалы для заземлителя
Для электродов заземления лучше всего подходят металлические уголки (у них наибольшая площадь касания). Оптимальная ширина для уголка – минимально 5 на 5 см. Длина электродов-уголков от 2 до 2,5 м. Уголки можно заменить трубками из металла с толщиной стенки не менее 3,5 мм, и диаметром от 32 мм и выше.
В качестве гибкого провода для соединения подземной системы электродов с шиной заземления на щитке идеально использовать медный кабель сечением в 6 кв. мм. Если применяется провод из алюминия, то его сечение должно быть 16 кв. мм. Подробнее можно почитать в статье «Провод заземления какого сечения выбрать».
Помните! Свое гаражное электрическое хозяйство периодически нужно проверять, т.е. выполнять совокупность электрозамеров: замер сопротивления изоляции и замер заземления.
Как сделать заземление своими руками
После того как закуплены все материалы, можно приступать к собственно изготовлению контура заземления. Для начала нарезают металл на отрезки. Длина их должна быть больше расчетной примерно на 20-30 см — при забивании вершины штыре изгибаются, так что приходится их срезать.
Заточить забиваемые края вертикальных электродов — дело пойдет быстрее
Есть способ уменьшить сопротивление при забивании электродов — один конец уголка или штыря заточить под углом 30°. Этот угол оптимален при забивании в грунт. Второй момент — к верхнему краю электрода, сверху, приварить площадку из металла. Во-первых, по ней проще попасть, во-вторых, меньше деформируется металл.
Порядок работ
Независимо от формы контура, начинается все с земляных работ. Необходимо выкопать канаву. Лучше ее сделать со скошенными краями — так она меньше обсыпается. Порядок работ такой:
- Расчищают площадь, на которой будет размещаться контур заземления, наносят разметку.
- По разметке копают траншею глубиной 70-80 см, шириной около 50 см. Глубина неслучайна — если проложить металлосвязь ниже или выше, металл будет быстрее корродировать.
Подготовленные штыри ставят в намеченных местах, забивают до тех пор, пока над поверхностью не останется участок около 20 см.
- Когда все вертикальные электроды забиты, срезают площадки или искореженные куски, зачищают металл, приваривают горизонтальный электрод — маталлосвязь. Шов должен быть непрерывный, хорошего качества.
После остывания места сварки, шов прокрасить. Только ни в коем случае не красьте сами электроды и полосу, их соединяющую. Это очень ухудшит контакт с землей, все придется переделывать. Краской защищается только место сварки, как наиболее подверженное коррозии. Вся остальная поверхность металла должна быть без краски.
- От ближайшей к дому точки готового контура заземления копают канаву такой же глубины как и под -контур 60-70 см. Ширина ее может быть меньше — если полоса будет цельной и не надо ее сваривать.
- Полосу металла сечением не менее 25*4 мм укладывают в вырытую канаву. Ее приваривают к электроду или металлосвязи.
Возле стены дома уложенная полоса поднимается из земли на расстояние не менее 200 мм от поверхности. В этом месте можно подключать шину или провод, который идет к шине защитного заземления, расположенной в щитке.
Собственно, на этом все. Заземление в частном доме своими руками сделали. Осталось его подключить. Для этого надо разобраться со схемами организации заземления.
Ввод контура заземления в дом
Контур заземления необходимо каким-то образом завести на шину заземления. Сделать это можно при помощи стальной полосы 24*4 мм, медной проволоки сечением 10 мм2, алюминиевым проводом сечением 16 мм2.
В случае использования проводов, их лучше искать в изоляции. Тогда к контуру приваривается болт, конец проводника надевается гильза с контактной площадкой (круглой). На болт накручивается гайка, на нее — шайба, затем провод, сверху — еще одна шайба и все это затягивается гайкой (картинка справа).
Как завести «землю» в дом
При использовании стальной полосы есть два выхода — завести в дом шину или провод. Стальную шину размером 24*4 мм тянуть очень не хочется — вид неэстетичный. Если есть — можно при помощи того же болтового соединения провести медную шину. Она нужна гораздо меньшего размера, смотрится лучше (фото слева).
Также можно сделать переход с металлической шины на медный провод (сечение 10 мм2). В этом случае к шине приваривают два болтана расстоянии в несколько сантиметров друг от друга (5-10 см). Медный провод закручивают вокруг обоих болтов, прижимая их с помощью шайбы и гайки к металлу (затягивать как можно лучше). Это способ — самый экономный и удобный. Требует не так много денег, как при использовании только медного/алюминиевого провода, провести его через стену проще, чем шину (даже медную).
Схема электропроводки в гараже
Схема электропроводки в гараже должна учитывать все особенности помещения. Учитывается размер гаража, материал из которого он сделан, наличие смотровой ямы, погреба, верстаков, возможность работы со сваркой и другими мощными электрическими приборами. В первую очередь нужно определить тип устанавливаемой сети, однофазная или трехфазная.
Электропроводка в гараже
Если будут устанавливаться станки с трехфазным питанием, трех или двухфазная сварка, тогда конечно нужно проводить трехфазную сеть. В этом случае нагрузка должна быть распределена равномерно по трем фазам. Не забудьте о наличии заземления, если его нет, тогда его нужно сделать, хотя бы простой контур.
Все линии должны быть защищены автоматами и УЗО. Не лишне в гараже предусмотреть аварийное освещение. Ведь гаражи не имеют окон, и в случае ремонта электропроводки не очень приятно отсутствие освещения. Аварийное освещение необходимо также при длительном отсутствии электроэнергии при аварии в электросетях.
Для обогревателей нужна отдельная линия с защитой автоматом. Монтаж электропроводки в гараже своими руками ведется строго по горизонтали и вертикали. Не допускается вести кабели под углом, зигзагами. Минимальное расстояние от потолочного перекрытия не должна превышать 100 мм. В смотровой яме светильники устанавливаются с закрытыми плафонами, на напряжение 12-36 В.
Пример не сложной электрической схемы гаража
То есть питание светильников должно идти с пониженного трансформатора. Трансформатор устанавливается в электрощите на входе гаража. Расстояние до выключателей и розеток от пола выбирается такое, какое удобно хозяину и рекомендуется 150 см и 60 см соответственно. Также необходимо установить в удобном месте трехфазную розетку, для работы трехфазного устройства.
Воздушный ввод кабеля в гараж
Розетки лучше устанавливать на ток 16 А так как неизвестно какой мощности инструмент понадобится для работы. Для электропроводки в гараже своими руками лучше выбрать открытый тип монтажа электропроводки, то есть электропроводку вести снаружи стен в гофре или в кабельном канале.
В гараже открытая электропроводка обойдётся дешевле, чем скрытая (не нужны штробы) и ее легко ремонтировать.Особенно это важно для электробезопасности в металлических гаражах. Электрические щиты рекомендуется устанавливать на входе гаража. Он должен содержать все автоматы, УЗО, шины заземления
Он должен содержать все автоматы, УЗО, шины заземления.
Сечение медных проводов для освещения выбирают 1,5 мм², а для розеток 4 мм². При монтаже схемы электропроводки в гараже своими руками нужно оставлять небольшой запас проводов, кабелей на случай повторного ремонта или переделки монтажа схемы электропроводки.
Также при монтаже электропроводки в гараже не допускаются скрутки при соединении проводов (особенно алюминия с медью). Для соединения проводов имеются надежные клеммы, метод сварки и пайки, а также опрессовка гильзами. Закончив монтаж скрытой электропроводки нужно сделать ее чертеж на бумаге. Этот рисунок вам пригодится при сверлении стен, чтобы не повредить провода.
Электрощит в гараже
После монтажа схемы электропроводки в гараже своими руками рекомендуется также пригласить опытного электрика за небольшую плату для проверки и устранения не правильных соединений, прокладки электропроводки, установки автоматов. После такой ревизии вы можете быть уверены, что электропроводка в гараже прослужит вам долгие годы.
Типы схем заземления
Существует четыре основные схемы, которыми пользуются многие электрики. Рекомендуется детальнее ознакомиться с их описанием и отличительными особенностями.
Система TN-S
Среди наиболее надежных схем заземления электрической сети гаражного помещения выделают TN-S. Однако многие электрики отказываются пользоваться ею, так как монтаж системы занимает много времени.
При выполнении монтажных работ человеку придется позаботиться о том, чтобы от подстанции к автогаражу были проведены провода N и PE. Самостоятельно это сделать сложно и поэтому приходится пользоваться помощью специальных компаний, услуги которых стоят недешево. Люди считают это экономически невыгодным и выбирают более дешевые методы.
Схема TN-С
Этот метод намного популярнее предыдущего, так как он не требует больших финансовых затрат. При использовании схемы проводник с фазой подключаются к электрическому щитку, установленному внутри автогаража. При подключении заземляющего контура PEN-провод разделяется на отдельные проводки N и РЕ. Это позволяет владельцу гаража подключить контур собственноручно.
Однако у этой схемы имеется недостаток, который связан с тем, что фаза может перейти на все устройства, подключенные к сети. Такая проблема возникает, если совмещенный провод разрывается. Это приводит к следующим последствиям:
- возможность удара током при работе с приборами;
- подача высокого напряжения на подключенные инструменты.
Схема заземления TN-С-S
Опытные электрики советуют пользоваться именно этой схемой, так как она в разы безопаснее остальных. Однако при проведении заземляющего контура таким методом придется потратить немало финансовых средств. Большая часть денег будет израсходована на проведение кабеля к гаражу, а также на полную модернизацию электропроводки.
Используя схему TN-С-S, проводник подстанции подключают к распределительному щитку гаражного кооператива. После этого к строению проводят пятижильный провод.
Система заземления ТТ
Людям, которых интересует простое заземление, следует обратить внимание на схему ТТ. В этом случае владельцу гаража придется самостоятельно сделать контур из нескольких электродов, которые вкапываются в грунт неподалеку от автогаража. К главным достоинствам такой технологии относят то, что она не требует вложения денег
К главным достоинствам такой технологии относят то, что она не требует вложения денег.
Как защищает контур заземления
Представим ситуацию, когда контура заземления у вас нет, и в распределительной сети гаража отсутствуют устройства защитного отключения. Изоляция фазного проводника внутри сварочного аппарата нарушилась, на его корпусе появился потенциал фазы.
Поскольку нейтраль трансформатора на подстанции, питающей гаражи, глухо заземлена (соединена с контуром заземления подстанции), то разность потенциалов между поверхностью земли и корпусом сварочника составит 220 В. Ваша обувь не является изолятором – ток она проводит. Прикоснувшись к корпусу, вы окажетесь под напряжением. Через тело потечет ток, величина которого зависит от многих факторов, но при напряжении 220 В гарантированно будет выше предела не отпускания – 15 мА. Мышцы сокращаются, вы не сможете разжать руку, держащую опасный предмет. При больших токах рано или поздно наступает смерть, если не удастся вовремя освободиться или отключить питание.
Теперь соединим корпус с контуром заземления. Снова представим ситуацию, когда повредилась изоляция фазного проводника внутри него.
Теперь защита работает, и происходит это поэтапно. Первый этап называют защитным отключением. Если контуры гаража и подстанции электрически связаны между собой, то через фазный проводник пойдет ток короткого замыкания. Автоматический выключатель или предохранитель, защищающий ввод гаража или отходящую линию в нем, отключит поврежденное электрооборудование за незначительное время. Если даже вы держались при этом за корпус, то времени воздействия тока на ваш организм не хватит, чтобы причинить ему вред.
Если контуры между собой не связаны или эта связь не обеспечивает возникновения тока, достаточного для срабатывания защиты, потребуется установка УЗО для защиты отходящих линий. Тогда определяющим фактором для защитного отключения будет не ток короткого замыкания (хотя он все равно возникнет), а ток утечки на землю через контур заземления гаража. Почувствовав его, УЗО сработает и отключит линию.
Если не произойдет ни того, ни другого, вы все равно будете защищены. Вы стоите на поверхности земли, а сопротивление вашего тела между точкой прикосновения к корпусу и ногами – сотни килоом. Сопротивление же заземляющего проводника между корпусом и контуром заземления составляет доли Ома. Сопротивление контура заземления – единицы или десятки Ом.
Получаем два параллельно соединенных эквивалентных сопротивления: вашего тела и заземляющего контура. Большая часть тока пойдет по пути наименьшего сопротивления, то есть – в контур. На вашу долю останется незначительная величина, ниже порога не отпускания.