Схема велосипеда

На чем держится велосипед

Строение велосипеда схоже с автомобильным: здесь есть несущая конструкция, на которую крепятся все рабочие узлы. Для легковой машины это кузов, а у велосипеда – рама. Тип рамы во многом определяет назначение, а ее качество отвечает за срок эксплуатации байка.

Рама велосипеда представлена ромбовидным остовом, сваренным из элементов:

  • главные передние трубы – верхняя и нижняя (закрытые), изогнутая передняя труба (открытые);
  • подседельная труба;
  • верхние перья;
  • нижние перья.

Передние трубы «сшиваются» между собой в рулевой стакан, нижние труба и перья с подседельной – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. По обеим сторонам передние трубы и перья приварены сверху к подседельной трубе.

Относительно подседельной трубы передняя и задняя части представлены двумя неодинаковыми треугольниками, размеры и геометрия которых зависят от типа и назначения велосипеда. Для современного ассортимента существует большое количество вариантов рам, но все они разделяются на классы:

  • городские – жесткие, прочные и тяжелые;
  • горные – стойкие к нагрузкам, мобильные, прочные;
  • шоссейные – легкие;
  • спортивные – устойчивые к высоким нагрузкам, прочные, ударостойкие;
  • трюковые – используют для BMX-велосипедов.

Устройство горного велосипеда в картинке

Велосипеды делятся на полноразмерные и складные. Первые не имеют складного механизма, и для перевозки в метро, общественном транспорте и багажнике автомобиля их необходимо разбирать. Складные имеют, по крайней мере, один стык, по которому складывается рама. Они более удобны в перевозке и хранении, но уступают полноразмерным по ходовым показателям.

Большое влияние на эксплуатацию велосипеда оказывает материал несущего остова. Современные велосипеды выпускаются на стальных, алюминиевых и карбоновых рамах.

Сталь используют на сити-байках. Материал обладает высокой прочностью и ударостойкостью, а его недостатки – тяжесть и невысокая гибкость, из-за чего рама плохо сглаживает толчки. Все это не лучшим образом сказывается на динамике велосипеда.

Алюминий – легкий, прочный и гибкий материал. По сравнению со стальными аналогами, рамы из него обладают лучшей маневренностью и пассивной амортизацией. Легкость и прочность улучшают динамику и не создают существенного сопротивления движению. Разумеется, стоимость их будет выше.

Самыми дорогими являются рамы на основе углеродного волокна – карбона. Этот материал используется на дорогих моделях шоссейных, горных и спортивных велосипедов. В числе достоинств по сравнению с металлическими конкурентами – долговечность, прочность, ударостойкость и легкость. Плюс к этому велосипеды на карбоне обладают лучшей маневренностью по сравнению с алюминием.

Типы креплений тормоза

Для установки дисковых тормозов на велосипеде потребуются две вещи: втулка, имеющая крепление для тормозного диска (об этом чуть позже) и специальные крепления на раме и вилке, которые позволят закрепить суппорт тормоза. Можно выделить два самых популярных стандарта крепления: PM (Post Mount) и IS (International Standard). PM — тормоз крепится непосредственно к раме или вилке. В случае IS — понадобится дополнительный адаптер.

PM и IS стандарты крепление тормоза

В случае PM, если мы хотим использовать диск диаметром 160 мм, то блок крепится непосредственно к монтажным отверстиям, и адаптер не требуется. Если же устанавливается диск большего диаметра (если это позволяет производитель рамы или вилки), нам придется использовать адаптер.

Сейчас большинство терминалов изготавливаются по стандарту PM. Чтобы подключить их к IS стандарту, вам понадобится адаптер. Адаптер PM / IS можно легко купить в магазинах. При покупке адаптера вам необходимо подобрать его в соответствии с размером устанавливаемого диска.

Shimano Flat Mount

Недавно компания Shimano выпустила на рынок новую систему крепления тормозов под названием Flat Mount, используется она в основном на дорожных велосипедах. Система имеет лучшее соединение с рамой и более простую конструкцию. Крепление может быть совместимо с Post Mount через адаптер. Неизвестно, получит ли этот стандарт широкое распространение, но уже сейчас он присутствует на многих новых велосипедах.

Типы амортизаторов

Наибольшее внимание в вилках уделяют амортизаторам, а точнее, их типам. Собственно, от типа амортизационного механизма и зависит, как будет вести себя велосипед, какой вес ему доступен, какие будут настройки, и сколько модель сможет прослужить. Перейдём к типам

Перейдём к типам.

Большинство типов двусоставные, потому что внутри вело вилки образуется амортизационный блок (например, пружина), который отвечает за «длинный» ход самой вилки, и демпфер – блок компенсации мелких ударов и вибрации.

Пружинные

Самый простой амортизационный механизм – это обычная пружина. Никаких ухищрений, материалы от обычной стали до титана, простой и надёжный механизм. Соответственно надёжности, невелика цена и общая масса, правда, достигается это ценой потери любой настройки, кроме замены самой пружины да блокиратора.

Ставятся пружинные вилки обычно на самые дешёвые велосипеды – «ашанбайки». Также они устанавливаются некоторыми особенными любителями большой нагрузки, когда в соревнованиях и походах важнее срок службы, а не качество амортизации.

Считается, что с пружиной вилка на велосипед не может считаться «амортизационной», но это маркетинговый ход

Никакого страшного влияния на здоровье или механизмы велосипеда пружины не оказывают, но выбирать их следует с осторожностью

Пружинно-эластомерные

В данном механизме появляется демпфер. В его качестве обычно выступает стержень из эластомера, а иногда и синтетической резины, который гасит мелкие вибрации. В использовании данный тип вилок серьёзно превосходит недорогие пружинные, хотя и выигрывает только по одному параметру – комфорту.

Такой тип вилок устанавливается на многие велосипеды, и может быть назван «рыночным стандартом» для бюджетных моделей. Профессионалами он не используется.

Воздушные

Лёгкий вариант профессиональных масляно-воздушных вилок. Здесь роль и демпфера, и амортизатора выполняет единый блок сжатого воздуха, которым легко управлять и который очень хорошо работает.

Плюсами такого типа будет: • низкая стоимость (по сравнению с профессиональными); • удобство настройки и большие возможности по ее осуществлению; • отличная отработка неровностей.

Минус только один – недолговечность. Воздушная вилка требует постоянного обслуживания (подкачки) и быстро выходит из строя при нагрузке.

Масляно-пружинные

Де-факто стали профессиональным стандартом для велосипедистов. На текущий момент они являются лучшими на рынке. Амортизатор – высококачественная пружина (такие не ставят в пружинные механизмы без демпфера) и масляный картридж для гашения вибраций.

Выделяют два подтипа масляно-пружинных механизмов по способу «упаковки» масла:

  1. Масляная ванна – открытый залив масла, она же открытая ванна. Позволяет легко менять масло, регулируя отбой его вязкостью и жесткость объёмом заливки, обладает смазывающим эффектом, делая весь механизм долговечнее. Стоит дороже.
  2. Масляный картридж – замена только сборным блоком, меньше настроек, но дольше служит и в целом надёжнее. Сама вилка чаще требует обслуживания, так как не «подъедает» масло из ванны, но стоит в сборе дешевле открытой ванны.

Высокая стоимость полностью компенсируется в данных вилках качеством.

Масляно-воздушные

Более мягкий вариант пружинного механизма – та же механика масла как демпфера, но амортизационная часть обеспечивается сжатым воздухом. Такие вилки стоят чуть меньше, но, как и обычные воздушные, намного менее долговечны, чем пружинные аналоги.

Отличия в зависимости от модели

Конструкция современного велосипеда всегда состоит из одних и тех же запчастей. Несмотря на это у байков в зависимости от модели наблюдаются некоторые отличия:

  1. Горные. Оснащены передней вилкой с амортизаторами, диаметр колеса — 26 дюймов, рама прочная с трапециевидной формой. Покрышки широкие, дополнены протектором. Руль немного выносится вперед по отношению к рулевой колонке. Вес — до 20 кг.
  2. Гоночные. Такие велосипеды имеют особое устройство колес. Шины узкие, размер обода — 27 дюймов, что позволяет развивать высокую скорость. Главный недостаток «шоссейников» — возможность использования только на ровных трассах.
  3. Ситибайки. Предназначены для неспешных городских прогулок, оснащаются ножным тормозом, широким седлом. Каждая часть такого велосипеда защищена от попадания грязи, поэтому модели долговечны и надежны.
  4. Гибриды. Велосипеды смешанного типа соединяют в себе особенности предыдущих моделей. Пользователи часто интересуются, из каких компонентов состоят подобные конструкции. Рама у них более легкая по сравнению с горными байками, при необходимости можно установить багажник, рога на руль. Колеса рассчитаны на движение по ровным дорогам и легкому бездорожью.
  5. Трюковые модели. Имеют одну передачу, подвеска отсутствует, рама низкая, усиленная. Устройство педали такого велосипеда отличается от других моделей наличием шипов длиной 2–3 мм. Конструкции оснащены прочными колесами размером 20 дюймов.

Зная, из чего состоит гоночный, городской, горный или трюковой велосипед, можно быстро определить неисправность и устранить ее. Особенно важны такие навыки в длительных поездках, когда невозможно обратиться за помощью к специалистам.

ГибридГоночныйГорныйСитибайкТрюковой

Компоненты рамы

Любая «классическая» рама включает в конструкцию трубы, которые могут быть изготовлены из различных материалов, для достижения необходимого сочетания свойств часто применяют комбинированные материалы. Трубы могут иметь произвольную форму и сечение, могут быть квадратного или круглого профиля.

Традиционная конструкция рамы состоит из двух треугольников — переднего и заднего (эти треугольники можно мысленно выделить, если смотреть на раму сбоку). Треугольники  могут быть любой геометрической формы. Всё зависит от целей и фантазии производителя или дизайнера рамы. Передний треугольник можно считать таковым весьма условно (он состоит из 4-ёх труб, а не из 3-ёх). Он состоит из: рулевого стакана (headset), основной трубы (head tube), верхней трубы (top tube), и подседельной трубы (seat tube). Задний треугольник включает в себя: подседельную трубу (seat tube), задние перья верхние (seat stays) и нижние (chain stays). В нижней части рамы, где основная труба переходит в задний треугольник и соединяется с подседельной трубой, располагается кареточный узел.

Нижние задние перья оканчиваются кронштейнами крепления заднего колеса, или дропаутами (dropout). А так же задние перья оснащаются креплениями под тормозную систему, v-brake, или дисковым тормозом (распространён на сегодняшний день).

Конструкция рамы может значительно отличаться от вышеизложенной «классической» в силу различных ухищрений от производителей и предполагаемого назначения велосипеда. Но даже в таком случае основной принцип и названия элементов рамы сохраняются.

Отдельные элементы рамы предназначаются для установки различных компонентов.

В рулевой стакан устанавливается рулевая колонка (headset), в отверстие для каретки — каретка (bottom bracket), а в отверстие подседельной трубы устанавливается подседельный штырь (seatpost) вместе с седлом.

Кронштейны крепления втулки заднего колеса или дропауты бывают: вертикальные, горизонтальные или регулируемые.

Вертикальные дропауты самые удобные и простые в использовании — они позволяют быстро поставить колесо на место, и сделать это максимально чётко и ровно (натяжение цепи в этом случае обеспечивается задним переключателем и не требует ручной регулировки).

Горизонтальные дропауты сейчас используются реже. Позволяют натянуть цепь, что актуально на синглспидах (велосипедах с одной передачей) или в паре с планетарной втулкой. При достаточном усилии ось колеса может сместиться. Для предотвращения этого  используются специальные фиксаторы оси.

Регулируемые кронштейны могут быть разных вариаций, с отвестиями ддя крепления заднего переключателя или без него. Они позволяют, как следует из названия, гибко регулировать базу велосипеда в небольших значениях. Такие дропауты можно легко заменять, или превратить велосипед в односкоростной.

Современные велосипедные рамы так же часто включают в себя дополнительные элементы для аксессуаров и прочих устройств. Так, на большинстве рам можно обнаружить отверстия для установки флягодержателя, а также крепёжные элементы для тормозных тросиков и системы переключения передач. Крепёжные элементы на некоторых рамах высокого класса заменяются отверстиями, чтобы пропустить тросы внутри рамы. Это обеспечит и улучшит эстетический облик  велосипеда. Некоторые рамы дополнительно комплектуются отверстиями для фиксации крыльев (обычно рамы дорожных и туристических велосипедов).

Рассмотрим детальнее некоторые элементы рамы, чтобы понять, каким образом происходит подбор совместимых компонентов.

Велосипедные вилки: обзор

Деталь, которая отвечает за то, чтобы переднее колесо велосипеда направлялось в ту сторону, куда Вы поворачиваете руль, называется вилкой. Именно от этого элемента зависит будут ли уставать руки во время длительных поездок, а также будете ли Вы ощущать каждую кочку, на которую случайно наехали.

До недавнего времени у всех велосипедов вилки были одинаковые, но в наши дни уже существуют специальные модели, придуманные не только для того, чтобы комфортно ездить, а еще и очень прочные, способные выдерживать большие нагрузки, которые предназначены для занятий экстремальными видами спорта. 

Кроме того, эта важная деталь велосипеда теперь даже не требует сложного ухода. Достаточно лишь своевременно протирать ее от грязи и если этого требует отдельная модель — смазывать или накачивать воздухом.

Устройство велосипеда

На первый взгляд устройство велосипеда может показать довольно простым, но это совсем не так. Производство почти всех частей велобайка – это достаточно сложный процесс, с которым может справиться только опытный мастер, поэтому автоматизировать этот процесс почти не удается. Велосипед изобрели почти два века назад, но активно эволюционировать они начали только последние несколько десятков лет.

В этой статье мы поможем Вам разобраться в устройстве велосипеда на примере скоростного спортивного двухподвестного горного велосипеда, т.к. его устройство можно считать самым сложным. Устройство более простых велосипедов отличается отсутствием некоторых частей. В целом весь велосипед можно поделить на несколько систем, которые мы подробнее разберем ниже.

Рама это основной элемент любого байка, к которому крепятся все остальные части велосипеда. Помимо этого на самой раме могут присутствовать универсальные крепления, например для бутылки с водой. Существует огромное количество видов рам и их можно классифицировать по форме, материалу, предназначение и т.д. Подробнее >>>

Типы конструкций задних переключателей

Рано или поздно задний переключатель изнашивается и появляется необходимость его замены. Тогда-то и встает вопрос о взаимозаменяемости задних переключателей. Переключатели можно разделить на типы по следующим параметрам:

  • Длина рамки переключателя – этот параметр отвечает за так называемую емкость переключателя. То есть длина рамки переключателя отвечает за диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель. Проще говоря, емкость переключателя это сумма между разницей маленькой и большой звезды кассеты и системы. Например, если кассета 11-32Т, а система 22-44Т, то необходимую емкость можно вычислить по следующей формуле – (32-11)+(44-22)=43Т. 43Т – минимально допустимая емкость заднего переключателя. Числа указывают на количество зубов звездочек.
  • Направление действия пружины – указывает на то, в каком направлении переключения осуществляются за счет пружины. Самым популярным направлением является Top normal, то есть переключения за счет тросика осуществляются с меньшей звезды на большую. Такого принципа придерживаются все производители задних переключателей. Но существует и обратное направление (Low normal), когда тросиком цепь сбрасывается на малые звезды, а переключения на большие звезда осуществляются за счет пружины. Задние переключатели с таким направлением встречаются только в линейке Shimano. Значительных плюсов эти переключатели не имеют, а следовательно и не получили популярность.
  • Передаточное отношение привода – это отношения перемещения троса к перемещению переключателя. Такое отношение может быть 2:1 (Shimano) или 1:1 (Sram). Именно эти показатели не позволяют взаимозаменять переключатели этих производителей. Стоит отметить, что разницы в четкости переключения скоростей от этого показателя нет, хотя компания Sram и утверждает обратное (на практике доказательств нет).

Что такое велосипедная втулка?

Втулка

Это центральная часть велосипедного колеса. Она вращается вокруг оси, которая неподвижна на двух подшипниках.

Подшипники могут быть:

  • промышленные закрытого типа
  • разборные

Втулки имеют фланцы. Они предназначены для крепления спиц на обода.

Втулки переднего колеса могут иметь специальное крепление для дискового тормоза или тормозной барабан.

Задние втулки чаще всего асимметричны, они бывают планетарными. Система переключения передач находится в середине нее.

Оси втулок изготавливаются из титана, алюминия или стали. Они должны различаться по такими признакам:

  • прочность
  • защита от внешних воздействий
  • тип подшипников
  • наличие дополнительных устройств

Велосипедные спицы можно назвать стержнем, который соединят обод и втулку. Основная задача спиц заключается в обеспечении жесткости, прочности и амортизации колеса.

Спица имеет загнутое кольцо с одной стороны и резьбу на другой стороне. С помощью ниппеля она крепится к ободу колеса.

Спицы должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Тогда они будут прочны и не поддадутся коррозии. Значительно выше по качеству титановые спицы. А вот хромированные, оцинкованные и углепластиковые спицы не зарекомендовали себя. Их ассоциируют с непрочными, хрупкими и опасными.

Большую роль в спицах играет их резьба. От нее зависит прочность. Резьба бывает нарезанной и накатанной. У накатанной больше диаметр вершины резьбы, чем диаметр стержня около резьбы. Тело спицы будет прочнее при накатывании резьбы. Такие велосипедные спицы стоят дороже, так как накатка — процесс сложный.

Размеры и типы

Перейдём ближе к механике. Конечно, все велосипедисты знают о модельных рядах. Они ярко именуются и раскручиваются, но под каждым суб-брендом скрывается ряд технических характеристик, которые мы сейчас и рассмотрим.

Длина рамки

Длина рамки влияет на показатель ёмкости заднего переключателя. Это сумма двух разниц – между самыми большими и самыми маленькими звёздами кассеты и системы, т.е. минимально необходимая ёмкость для комбинации звёздочек вычисляется по формуле:

(max1-min1) + (max2 – min2)

Если ёмкость переключателя меньше получившегося значения, цепь будет провисать при определённых комбинациях скоростей. Если брать ёмкость переключателя с серьёзным превышением, на работу системы переключения это не повлияет, но увеличится риск повреждения, так как рамка будет длиннее, а сам переключатель крупнее и тяжелее.

Цена, конечно, напрямую зависит от длины рамки, которая, в свою очередь, за некоторыми исключениями, коррелирует с «уровнем» модели.

Направление пружины

Стандартная процедура работы пружины – это когда на большие звёзды цепь перекидывается усилием с манетки, а на меньшие – пружиной. Этот принцип универсален, и пока что обратное устройство, когда меньшим звёздам соответствует меньшая цифра на переключателе, остаётся в порядке эксперимента фирмы Shimano, проигрывая классике по устойчивости к грязи и повреждениям.

Реакция на тросик

Многие слышали, что переключатели для велосипедов Shimano и SRAM – лидеров в производстве данных устройств – не совместимы. Причина тому проста – в их изделиях используются разные передаточные отношения. Если у SRAM это 1:1, т.е. при подтягивании тросика на 5 миллиметров рамка сдвигается также на 5 миллиметров, то у Shimano это 2:1, т.е. при смещении на 5 миллиметров тросика рамка сдвинется на 10 миллиметров.

Пока так и не появилось устойчивых доказательство преимуществ той или иной системы, а вот универсальность и взаимозаменяемость продолжает страдать, в том числе из-за появлений новых трансмиссий для кассет на 10 скоростей, которые не работают с манетками даже своего титульного производителя.

Задняя подвеска

Необходима ли эта деталь для велобайка? Этот вопрос начинающие велосипедисты задают нередко. Особенно, если речь идет о покупке модели велосипеда, предназначенной для экстремальной езды или кросс-кантри. Что касается последнего варианта, то все зависит, где именно вы собираетесь ездить. Если вам предстоит езда по накатанным гладким дорожкам или асфальту, — необходимости в этом устройстве нет. Что же касается неровной поверхности, с выбоинами и камнями, то эта конструкция очень полезна. Велосипед при этом выигрывает не только в комфорте, но и в скорости. Полезно это и для велосипедиста, в особенности, если предстоит поездка на большое расстояние. При наличии заднего амортизатора, нагрузка на позвонки спортсмена минимальная. Величина хода задней подвески велосипеда для занятий бэк-кантри и кросс-кантри сравнительно небольшая – 10 см вполне достаточно. При этом, возможен беспроблемный подъем.

Если разговор – о велобайках из серии «экстремальные», то устройство призвано гасить нагрузки от прыжков и резких приземлений. Будете ли вы заниматься амплитудными прыжками на велосипеде или ездить даунхилл? От вашего ответа зависит необходимость в амортизаторах и в значении длины хода.

Есть закономерность: с увеличением хода амортизаторов (это касается передних и задних), велосипед развивает большие скорости на спуске. Однако, при этом, разогнать велик при подъеме в гору или на горизонтальной поверхности становится проблемой

Вот почему важно при приобретении фрирайдного велобайка заблаговременно просчитать маршрут, оценить число подъемов, спусков и горизонтальных участков. Будут ли у вас прыжки вниз, известные как drop-off. Если высота прыжков не более 2 м, и вам предстоят как спуски, так и подъемы, то, возможно, и не следует выбирать велик с большим ходом амортизаторов

Если высота прыжков не более 2 м, и вам предстоят как спуски, так и подъемы, то, возможно, и не следует выбирать велик с большим ходом амортизаторов.

Система управления и амортизация

К основному элементу устройства велосипеда относится рулевой узел. Он включает в себя несколько составляющих:

  • вилка;
  • рулевая колонна;
  • вынос;
  • рулевая деталь.

Велосипедная вилка служит соединительным узлом для руля и переднего колеса. Устанавливается в передний стакан рамы при помощи штока. Руль вставляется непосредственно внутрь вилки, а колесо закрепляется на ушках ног – дропаутах.

Строение вилки велосипеда: амортизационная (слева) и жесткая (справа)

Для того чтобы вилка могла свободно вращаться при поворотах, внутри стакана устанавливается рулевая колонка. Она состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и фиксирующих колец. Чашки могут быть запрессованы или накручиваться на внутреннюю резьбу стакана (на дорогих профессиональных моделях). Подшипники делятся на закрытые промышленные и насыпные шариковые. Кольца надеваются на шток вилки, который фиксируется в рулевой колонке.

Руль велосипеда состоит из горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. По форме рули разделяют на:

  • прямые (для МТБ и гибридов);
  • изогнутые вверх (дорожные);
  • изогнутые вниз;
  • бараны (на шоссейники).

Вертикальный шток руля имеет на конце разводник, который фиксирует трубу в вилке при закручивании гайки.

Вынос – деталь, которая определяет расстояние руля от рамы и крепится к регулировочной трубе. На разных моделях ставятся жесткие и регулируемые выносы. Простые велосипеды дорожного типа выносом не оснащаются. Удаленность руля влияет на посадку: чем он дальше, тем больше велосипедист принимает горизонтальное положение.

Седло зафиксировано в центральной трубе рамы подседельным штырем. Регулировка высоты позволит подобрать оптимальную посадку. Ширина седел различается в зависимости от типа велосипеда: на дорожных моделях они шире, чем у МТБ и шоссейных. Седла могут различаться по форме и длине. Снизу они подпружинены или оснащаются демпферами.

Амортизация – способность гасить колебания и смягчать ударные нагрузки. Традиционно амортизационная система находится в передней вилке, а такие велосипеды носят название хардтейлов.

Амортизация состоит из пружины и демпфера. В зависимости от используемых компонентов, вилки разделяются на несколько типов (пружина/демпфер):

  • пружинные (без демпфера);
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-масляные;
  • воздушно-масляные.

Регулировка параметров вилки: длина хода (Preload), скорость отбоя (Rebound) и блокировка. Вилки без амортизации называются жесткими и ставятся на шоссейные и дорожные модели.

В дополнение к стандартной амортизации, на горные велосипеды устанавливают задний амортизатор, который сглаживает колебания рамы. Велосипеды с двумя амортизаторами называются двухподвесами.

Из чего состоит велосипед?

Итак, из чего же состоит и какие простые механизмы входят в состав велосипеда:

  • Велосипедная рама
  • Верхняя трубка рамы
  • Головная трубка рамы
  • Нижняя трубка рамы
  • Подседельная трубка
  • Седло
  • Подседельный штырь
  • Руль
  • Вынос руля
  • Рулевая колонка
  • Грипсы на руль
  • Рукоятка тормозного привода
  • Переднее колесо
  • Передний тормоз
  • Фиксатор троса
  • Передняя вилка
  • Передняя втулка велосипеда
  • Заднее колесо велосипеда
  • Задний тормоз
  • Гайки крепления колеса
  • Комплект звездочек задней втулки
  • Торс переключателя передач
  • Задний переключатель
  • Перо задней вилки
  • Обод
  • Спицы
  • Шины
  • Вентиль
  • Передний переключатель
  • Ведущая звездочка
  • Шатуны
  • Каретка
  • Педаль
  • Цепь

Устройство современного велосипеда: разбираемся в нюансах

Модернизация коснулась всего, что нас окружает, в том числе и велосипедов. Мы не будем говорить о модных девайсах и последних фишках, мы рассмотрим, из каких деталей состоит современный велосипед, и расскажем о составных частях, которые в нем должны быть по умолчанию.

Все о главной части велосипеда и ее окружении

Рама в велосипеде выполняет те же функции, что и скелет для человека: на ней все держится. Любую испорченную деталь “железного коня” можно заменить, но только не раму – проще сразу купить новый велосипед. Рама бывает двух типов:

  • Открытая отличается изогнутой верхней трубкой рамы, которая располагается близко к нижней. Рама такого типа была изобретена специально для женщин.
  • Закрытая – это классический вариант строения: верхняя трубка прямая.

Рамы бывают также из разных материалов: алюминия, стали, карбона, магния, титана, молибдена. Характеристики у каждого из них разные:

Стальные рамы хороши только те, что делаются из хромомолибденовых сплавов – марок CrMo steel, Hi-Ten Steel. Другие марки стали оставляют желать лучшего: они слишком тяжелые и не очень прочные.
Алюминий подкупает своей легкостью – рамы из этого материала широко используются для гоночных велосипедов. Однако алюминий больше подвержен разрушению, к тому же, зачастую внезапному.
Титановым рамам нипочем холод и зной, они не боятся химических веществ, и поэтому считается, что они практически вечные.
Магний – легкий металл, но очень подвержен коррозии: нужно следить, чтобы на нем не появлялись царапины.
Карбоновые рамы – самые легкие, прочные и дорогие

Обратите внимание на то, что сильные точечные удары могут серьезно навредить карбону, так что с ним необходимо обращаться довольно бережно.

Рулевая колонка: подробнее о системе управления

Важные узлы велосипеда, без которых он бы стал неуправляемым – это, разумеется, рулевая колонка. Что же эта система включает в себя?

Система переключения передач: контролируем скорость

Для того, чтобы велосипедные прогулки приносили удовольствие, необходимо научиться контролировать скорость передвижения. Вот основные детали, предусмотренные в конструкции велосипеда для этих целей:

“Система”, с которой работает передний переключатель, состоит из одной, двух или, чаще всего, трех звезд и шатунов, которые являются посредниками между звездами и педалями. Педали бывают контактные (со специальным креплением для велотуфлей) и бесконтактные (для любой обуви). Для контактного педалирования необходим определенный опыт, но зато такой способ положительно сказывается на скорости и технике.

Кассета, “коллега” заднего переключателя, – это набор звездочек в количестве от 6 до 10. Чем больше количество звезд – тем шире возможности велосипедиста, тем доступнее крутые подъемы и спуски.

Еще в основные части велосипеда входит цепь, которая тоже относится к “системе”. Эта деталь требует заботы и тщательного ухода, а менять цепь нужно тогда, когда ее длина значительно увеличится

При покупке стоит обратить внимание на ее цвет: матовые серые – показатель надежности, никелированные – среднего качества, а вот те, что с желтым отливом или черными боковыми пластинами, считаются продуктом низшего сорта

Система торможения: как суметь вовремя остановиться

Как называются детали велосипеда, которые прибавляют нам уверенности даже при быстрой езде? Правильно, тормоза. Какие они бывают?

  • На базе тормозного барабана – классический вариант тормозов, практически родом из детства. Для того, чтобы остановиться, велосипедист просто крутит педали в обратную сторону. Знакомо? Только уже практически неактуально.
  • Ободные (они же V-brake) – один из двух видов ручных тормозов. В этом случае торможение происходит путем зажима обода колеса.
  • Дисковые тормоза, также относящиеся к ручным, имеют перед ободными неоспоримые преимущества: не засоряются, если ездить по грязи, и действуют гораздо более плавно. Дисковые тормоза бывают механические и гидравлические, в первом случае усилие передается с помощью тросика, во втором – благодаря специальной жидкостной системе.

Система амортизации: все о том, как сгладить неровности

Описание деталей велосипеда не обходится без того, чтобы упомянуть в нем амортизаторы. Система амортизации включает в себя:

голоса

Рейтинг статьи

Велосипедные обода

Обод

Обода предназначены для монтировки покрышки. От них зависит прочность колес. Обода должны обладать следующими характеристиками:

  • достаточная прочность
  • легкость
  • количество и качество спиц
  • достойный внешний вид

Если на велосипеде ободные тормоза, то на самом ободе должна присутствовать ободная дорожка. Если же дорожки нет, то это велосипед с дисковыми тормозами.

Профиля обода должны быть высокими, так как именно на эти места приходятся самые мощные удары по конструкции байка. Следствием плохого качества станут «восьмерки», трещины и протирание тормозных дорожек.

Для защиты от деформаций необходимо правильно подбирать конструкцию обода и обращать внимание на их качество. Для изготовления используют карбон, пластик, сплавы алюминия и сталь. Алюминиевые обода райдеры выделяют как самые надежные и прочные

Алюминиевые обода райдеры выделяют как самые надежные и прочные.

Дисковые велосипедные тормоза

роторомкалипер

Механические дисковые тормоза
Дисковый гидравлический тормоз Shimano XT
  • очень высокая мощность
  • относительно медленный износ колодок и роторов
  • нечувствительность к восьмеркам на ободе
  • хорошая работа в мокрых, грязных и зимних условиях
  • отсутствие износа ободов
  • меньшая склонность к перегреву

Недостатки

  • сложности в совмещении с багажником
  • высокая стоимость тормозов и колодок
  • высокая нагрузка на втулку, вилку и спицы колеса
  • совместимость по запчастям (гидр.) и колодкам только с моделями того же производителя (или вообще, только с самими собой).
  • относительно большой вес (мех.)
  • плохая модуляция (мех.)

Барабанные велосипедные тормоза

Весь механизм тормозов находится внутри втулки колеса. Торможение производится путем нажатия педалей назад. Используются на недорогих городских велосипедах, привычны для ездивших на советских велосипедах.

Иногда барабанные тормоза ставятся в сочетании с передним ободным тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Барабанные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Если ситуация на дороге становится экстремальной – позволят остановить несущийся велосипед с минимальным тормозным путем.
Достоинства

  • весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса. 
  • обслуживания практически ни какого не нужно – служат весь срок жизни велосипеда.
  • Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают “и в дождь и в зной”, в любой грязи и на любой “восьмерке”, зимой и летом.
  • не боятся падений и ударов

Недостатки

для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах
при вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие

Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально

Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.
если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.
иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.

Роллерные велосипедные тормоза

Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.

Механизм тормоза находится снаружи втулки, закреплен на раме. Само торможение происходит за счет силы трения, возникающего между тормозными колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А усилие от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика. Для отвода тепла, возникающего при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.

Схематичный принцип работы роллерного тормоза
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий