Виды обогрева гаража – как сделать дешевое и эффективное отопление?

Отопление электричеством

Отопление электричеством – простой и эффективный вариант. Не требует обустройства водяного контура. Но к гаражу должно быть подведено электричество (в кооперативах и частных домах проблем с этим нет, но если бокс находится во дворе многоквартирного дома и изначально к нему не подведено питание, то с этим будут проблемы).

Тепловентиляторы

Бытовой тепловентилятор – устройство, состоящее из обогревателя и вентилятора, выдувающего нагретый воздух. Бывает двух типов:

  1. Со спиралью в качестве нагревательного элемента. Такие тепловентиляторы стоят дешевле, менее надежны, сжигают кислород. Для их работы требуется нормальная вентиляция и воздухообмен. Средняя стоимость – от 600 рублей.
  2. С керамическим нагревателем. Модернизированный вариант предыдущих, не сжигают кислород, долговечны, не нагреваются до состояния каления (поэтому возгорание горючих материалов маловероятно). Но стоят дороже и их КПД ниже, нежели у тепловентиляторов со спиралью в качестве нагревательного элемента (на 10 – 20%). Средняя стоимость – от 800 рублей.

Тепловентилятор — это электрический обогреватель с вентилятором, выдувающим нагретый воздух и таким образом охлаждающий нагревательный элемент. Бывают модели с дистанционным управлением, автоматическим термостатом, регулятором мощности

Какой тепловентилятор подойдет для обогрева? Ориентироваться следует только на потребляемую мощность. Оптимальный вариант – от 2000 Вт*ч. Такой способен поднять температуру на 5 – 8 градусов в боксе площадью 15 – 20 м² уже через 30 минут после включения.

Керамические обогреватели стоят дороже на 10 — 20% от тех, где используется спираль в качестве нагревательного элемента. Но для бокса они лучше, поэтому и предпочтение отдают им

Инфракрасные обогреватели

Инфракрасные обогреватели не менее эффективны тепловентиляторов, но потребляют в разы меньше электроэнергии. Их отличие – они не греют воздух, а лишь излучают инфракрасные лучи, которые прогревают именно поверхность, на которую они попадают. Средняя цена обогревателя на 800 Вт (оптимальная производительность, с меньшей мощностью покупать не имеет смысла) – 2800 рублей и дороже.

Цены на тепловентиляторы

тепловентилятор

Инфракрасный обогреватель. В процессе работы не нагревается, поэтому размещать его можно даже вблизи от горючих материалов. Это экономный вариант обогрева нежилого помещения, но для гаража не подходит

Конвектор

Масляной конвектор оказывается самым эффективным среди всех остальных вариаций электрических обогревателей. Потребляют немало электроэнергии, но при этом не шумят, условно безопасны (греются всего до 70 – 80 градусов, поэтому возгорание даже горючих материалов маловероятно). Также есть настенные вариации масляных конвекторов, которые занимают минимум места. Если необходимо сэкономить, но невозможно обустроить полноценное отопление на твердом топливе, то конвекторы – оптимальный выбор.

Средняя цена – от 2000 тысяч рублей. Рекомендуется использовать модели мощностью от 2000 Вт*ч и выше. Выбирать лучше модели со встроенным терморегулятором или термостатом (автоматически отключаются при достижении заданной температуры). Если нагревать помещение всего до 15 градусов, то итоговое потребление электроэнергии получится небольшим в сравнении с обычными обогревателями.

Конвектор напольный

Система теплого пола

Вариант экономный, но сами нагревательные кабеля стоят недешево. К тому же, потребуется использовать те, которые допускается укладывать в помещениях с агрессивной средой (мазут, бензин, масло, растворители, тосол – все эти вещества повреждают изоляцию обычных кабелей). Но систему теплого пола можно обустроить только при соблюдении следующих условий:

  • сверху теплый пол закрывается стяжкой или иным напольным материалом (который выдержит вес автомобиля);
  • нагревательный контур укладывается равномерно по всему помещению (кроме ямы, если таковая имеется), его монтаж, например, только по периметру будет малоэффективным.

Но потребляет такая система отопления меньше всего электричества. При использовании обогревателей весь теплый воздух накапливается под потолком, тогда как теплый пол обеспечивает равномерный обогрев всего внутреннего объема бокса. И если нагревательные кабеля скрыть под стяжку слоем 10 см или больше, то даже после выключения отопления в помещении будет тепло не менее 2 – 3 часов (пока остывает нагретый пол).

Обязательное условие — система подогрева полов  должна укладываться на тщательно утепленную основу, иначе тепло будет расходоваться крайне неэффективно

Монтаж твердотопливного котла с воздушным нагревом

Монтаж твердотопливного котла с воздушным нагревом (без подключения жидкостного контура) выполняется следующим образом:

  1. Подготовка места, где он будет установлен. Стены и пол рядом (на расстоянии не менее 50 см включительно) отделываются негорючим материалом. Идеальный вариант – монтаж короба из огнеупорного кирпича.
  2. Монтаж дымохода. Отверстие под трубу лучше «вырезать» с помощью производительного перфоратора и алмазной коронки по камню. Таких переходов в дымоходах необходимо избегать. Швы со временем могут прогореть, что приведет к задымлению помещения.
  3. Установка котла. Рекомендуемая производительность – порядка 10 кВт. Если устанавливается именно пиролизный котел, то дополнительно следует утеплить дымоход (в противном случае в нем регулярно будет накапливаться сажа). Котел и выход на дымоход можно соединить гофрированной металлической трубой.
  4. Фиксация котла (с помощью дюбелей по пластинам на днище). Обязательный пункт, который многие игнорируют. Фиксация позволяет избежать перекосов, разгерметизации с дымоходом. Обязательно необходимо проверить, что котел стоит ровно, с помощью строительного уровня.
  5. Тестовый прогрев (одна загрузка топливом). При этом проверяется герметичность соединения с дымоходов, отсутствие обратной тяги.

Твердотопливный котел можно разместить и снаружи гаража в пристройке, по многим критериям так получается удобней. Но в сам гараж при этом необходимо запускать нагревательный контур или хотя бы радиатор, нагревающийся от котла. КПД такой системы намного ниже, часть тепла будет рассеиваться в окружающую среду, а не поступать вовнутрь помещения.

Котлы для твердого и дизельного топлива

Небольшая буржуйка отлично справится с отоплением маленького помещения и одновременно просушит воздух. Топить ее можно углем, дровами, торфяными брикетами и т.д.

Вместо самодельной буржуйки можно использовать специальный котел, но тогда к смете расходов прибавится сумма его стоимости.

Существуют котлы для твердого и для дизельного топлива. Они безопасны и не требуют постоянного присутствия человека.

Некоторые автовладельцы устанавливают в гаражах печи из кирпича. Принцип работы печи аналогичен буржуйке – сгорая, топливо нагревает печь, от которой прогревается воздух в помещении. Отличие кирпичной печки от железной в скорости прогрева: кирпич нагревается дольше, но и тепло сохраняет лучше.

При установке котла или буржуйки необходимо учитывать правила пожарной безопасности: устанавливать печь на твердое (лучше монолитное) негорючее основание, защитить ближайшие поверхности от случайного воспламенения и правильно обустроить дымоход.

Использование буржуйки или кирпичной печи подходит для временного отопления гаража – автоматизировать подачу топлива невозможно, а постоянно подкладывать дрова или уголь неудобно. Еще один серьезный недостаток этого варианта – высокая пожароопасность. Даже при оборудовании вокруг печи железного фартука есть риск воспламенения горючего, резины или других материалов, которые всегда есть в гараже.

Безопасна в использовании печь «Булерьян». Топят ее дровами, которые закладывают один раз в 5-10 часов. Минус такой печи в ее стоимости, сложности обустройства дымохода – он должен быть правильно утеплен, и необходимости регулярного удаления сажи.

Общий минус использования перечисленных печей – необходимость покупки топлива и оборудования места для его хранения.

Кроме того заводские котлы стоят недешево, а самодельные буржуйки и кирпичные печи могут стать причиной пожара.

Способы отопления

Чтобы отопить гараж, требуется выбрать оптимальный источник энергии и теплоноситель. При этом учитывают площадь помещения, его планировку, интенсивность эксплуатации, качество утепления поверхностей и другие факторы.

Отопление газом


Минусом газового отопления гаража является повышенная взрывоопасность

Такой энергоноситель стоит недорого, однако монтаж системы связан с дополнительными расходами. Потребуется оформить проект, разрешительные документы, оплатить профессиональный монтаж, обустройство вентиляции, получить регламент на котел. Газовое отопление можно полностью автоматизировать, в системе постоянно будет теплоноситель, работа оборудования характеризуется экономичностью и повышенным КПД. Минусы системы – риск пожара, повышенная взрывоопасность, невозможность обустройства своими руками. Для гаража желательно использовать конденсационный паро-капельный аппарат, способный эффективно работать при пониженном давлении. В качестве источника можно использовать стандартный газовый баллон на 20 либо 50 л.

Электрообогреватели

Нередко для прогрева гаражного помещения используют напольные или настенные конвекторы. Их отличает быстрый нагрев, автоматизированная работа, безопасность, длительный ресурс, универсальность применения: использовать такое оборудование можно независимо от уровня атмосферной влажности и загрязненности.

Твердое топливо


Твердотопливный котел требует обязательного обустройства системы дымохода

Твердотопливный котел – хорошее решение, использующееся для прогрева технических помещений и домашних комнат. Он достаточно быстро нагревается, может работать на дровах, пеллетах, угле, к нему может подключаться воздушный контур. Однако система требует обязательного обустройства дымохода для выброса отработки, само оборудование довольно громоздкое, топливо требуется регулярно загружать в топочную камеру.

Наибольшей популярностью пользуются пиролизные модели котлов, которые весьма энергоемки и отличаются сравнительно простой схемой подключения.

Водяное


Водяное отопление в гараже

Для такой системы используется газовый, твердотопливный агрегат или электрокотел, также в качестве топлива может применяться дизель или тосол. Монтаж конструкции можно выполнить самостоятельно, поскольку ее структура упрощена. Для этого используются классические круглые и профильные трубы, температура теплоносителя может меняться с помощью специального регулятора. Если помещение размещают максимум в 20 м от жилого дома, можно подключить систему к отопительному оборудованию для жилых комнат.

Воздушное отопление

Это хорошее решение, совмещающее функции обогрева с вентиляцией. Для такой системы можно использовать автономный отопитель: для компактного по площади гаража подойдет, например, модель «Планар» 8 ДМ 12 или 24. Главным преимуществом системы является единовременное просушивание и равномерный прогрев полного объема воздуха. В результате в помещении не остается влаги, способной вызвать коррозию металлических запчастей или навредить деревянным элементам.

Автономное отопление гаража с помощью водяной коммуникации

Обустройство отопительной системы, теплоносителем в которой выступает вода, целесообразно только в том случае, когда хозяева гаража проводят в нем большое количество времени. Для монтажа такой коммуникации потребуется приобрести следующие составляющие:

  • котел;
  • металлические радиаторы (чугунные или стальные);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный резервуар;
  • трубы;
  • антифриз.

Трубы для автономного отопления могут быть изготовлены из любого подходящего материала: полипропилена, металлопластика или стали

Антифриз является рекомендуемым теплоносителем. В отличие от воды он не замерзает в холодное время года. При обустройстве автономного отопления своими руками следует запомнить, что мощность радиаторов отопления определяется в зависимости от количества тепла, необходимого для обогрева конкретного помещения.

Протяженность трубопровода вычисляется с использованием специальных таблиц. Трубы могут быть изготовлены из любого подходящего материала: полипропилена, металлопластика или стали. Наиболее распространенный диаметр трубопровода для организации отопления в гаражном помещении – 15 мм.

Выбор эффективного электрического котла для отопления гаража требует расчета мощности в зависимости от квадратуры помещения. При покупке циркуляционного насоса рекомендуется опираться на показатель давления. Для такой системы подойдет устройство с минимальными параметрами (4 метра водяного столба), а также подбирается расширительный бачок минимального объема.

После приобретения всех необходимых материалов нужно установить два радиатора на 2 стены (в соответствии с длиной гаража). Далее конструируется несложная двухтрубная коммуникация, которая подключается к электрокотлу. Такой тип оборудования является наиболее удобным для периодической эксплуатации. Электро-водяное отопление отличается эффективностью.

Перед тем как смонтировать автономное отопление гаража потребуется составить схему

Закрытый отопительный контур такого типа обеспечивает безопасное и эффективное отопление гаража в зимний период. Специалисты не советуют собирать открытые конструкции, так как они испаряют антифриз в воздух, что может причинить вред человеческому здоровью.

Принцип функционирования и устройство

Отопительные приборы описанного типа состоят из металлического корпуса, в который встраиваются трубчатые нагревательные элементы. Они управляются с помощью термостата. Каждый из нагревательных элементов представляет собой проводник высокого сопротивления, который помещен в керамическую оболочку. Корпус проводника является герметичным и выполненным из стали или алюминия. Такая конструкция позволяет внушительно увеличить площадь взаимодействия с воздухом, обеспечивая нагрев. Температура элемента может изменяться в пределах от 60 до 100 градусов. Перед тем как сделать отопление в гараже, вы должны ознакомиться с принципом работы конвектора. После включения начинается разогрев ТЭНов. По физическим законам воздух, температура которого понижается, начинает опускаться вниз. Он попадает через нижнюю решетку в конструкцию и проходит сквозь нагревательные элементы. Это позволяет получить постоянное движение воздуха. Процесс многократного курсирования воздуха позволяет создать комфортный микроклимат в гараже. Если есть необходимость, то можно задействовать вентиляторы, с помощью которых естественная конвекция будет ускорена. Если вы задумались о том, как сделать отопление в гараже, то должны помнить, что конвекторы ввиду их конструктивных особенностей имеют один главный недостаток, который выражен в неравномерном прогреве воздуха. Таким образом, температура у поверхности пола остается ниже по сравнению с той, что держится у потолка. Однако стоит отметить, что данный недостаток свойственен водяному отоплению. В качестве еще одного дополнительного минуса можно выделить подъем пыли, что происходит в процессе циркуляция потоков. Для того чтобы максимально исключить данный недостаток, следует выбирать более современные конвекторы, которые лишены данных особенностей.

Рекомендации по выбору метода обогрева

Для обогрева гаражей преимущественно применяются водяные и воздушные системы отопления. Также в последнее время стремительно набирают популярность установки для инфракрасного обогрева. Изучите особенности каждого варианта и выберите наиболее подходящий для вашего случая.

Водяной обогрев

Водяной обогрев

Водяное отопление – это замкнутая система, основными элементами которой являются котел, батареи отопления и соединительные трубы. Принцип работы такого обогрева предельно прост. Сначала котел нагревает воду, и подогретый теплоноситель по трубам поступает в металлические батареи. В результате и трубы, и батареи отдают тепло окружающему пространству.

Отдавать выбор в пользу такой системы рекомендуется лишь в том случае, когда гараж примыкает к дому. В остальных же ситуациях на прокладку труб уйдет достаточно много денег. Дополнительно придется менять воду на специальную незамерзающую жидкость, которая тоже довольно дорогая.

Таким образом, наибольшая часть расходов в случае с водяным отоплением припадает именно на покупку необходимого оборудования и комплектующих.

Также водяное отопление нередко применяется в больших гаражных комплексах. В результате суммарные затраты поровну распределяются между всеми участниками проекта и итоговые расходы кажутся не такими существенными.

Воздушное отопление

Воздушное отопление

Системы воздушного обогрева тоже работают по простому и понятному принципу: специальное устройство выдает поток теплого воздуха, который в довольно сжатые сроки прогревает обслуживаемое помещение. Это наиболее экономный, быстрый и простой в обустройстве вариант гаражного отопления.

Главным элементом любой системы воздушного обогрева является тепловентилятор и множество его модификаций. В продаже доступен огромнейший выбор тепловых пушек, поэтому вы безо всяких проблем сможете подобрать агрегат с подходящим значением мощности, габаритами, методом установки и т.д.

Применение пушек и тепловентиляторов

Устройства инфракрасного обогрева

Нередко для отопления гаражей используются специальные инфракрасные обогреватели. Такие устройства могут иметь пленочный и панельный вид. Принцип действия инфракрасных обогревателей таков, что они направляют свое тепло непосредственно на находящиеся рядом предметы, а не воздух, благодаря чему у пользователя появляется возможность максимально эффективно планировать зоны обогрева.

Инфракрасный обогреватель

Современные инфракрасные обогреватели полностью безопасны для человеческого здоровья, однако лакокрасочное покрытие машин от подобного излучения может пострадать. Поэтому отопительный агрегат следует устанавливать не над автомобилем, а над гаражными воротами, создавая своего рода тепловую завесу.

Инфракрасные греющие элементы максимально мобильны и просты в подключении – достаточно попросту разместить обогреватель в нужном месте и включить его в розетку. Однако оставлять такие агрегаты без присмотра нельзя, т.к. в процессе работы они достаточно сильно разогреваются. Поэтому ИК-обогреатели можно рассматривать исключительно в качестве временного обогрева гаража.

Электрическое отопление гаража

Проще всего отапливать гараж электричеством, приспособив для этого подходящий обогреватель, покупной или самодельный. Если нет денег на покупку заводского оборудования, его можно сделать самостоятельно. Самый простой отопительный прибор – это обогреватель козел, самый доступный, но и самый малоэффективный. Делается он легко и просто – берется какой-либо негорючий диэлектрик, вокруг него наматывается проволока из нихрома. Далее подключаем к изделию электрический кабель и включаем его в розетку.

Среди всех вариантов отопления гаража, этот вариант считается самым опасным – с электричеством вообще шутки плохи. Здесь используется оголенная нихромовая проволока, отсутствует какая-либо изоляция. Пользователи могут обжечься или получить удар током, также существует риск возникновения пожара. Без присмотра такое отопление оставлять запрещено. Да и вообще – не следует пользоваться такими кустарными и крайне опасными обогревателями.

Электрический обогрев гаража можно организовать заводскими отопительными приборами:

Прежде чем начать выбирать тип отопления, стоит озаботиться хотя бы минимальной теплоизоляцией гаража. Иначе тепло просто будет уходить на улицу.

  • Тепловыми пушками – они предельно безопасны и обеспечивают быстрое нагнетание тепла в гараж. На прогрев всего объема уходят считаные минуты, после чего в помещении станет тепло. Минус – повышенный уровень шума;
  • Инфракрасными обогревателями – современное решение, радующее высокой эффективностью. Инфракрасное отопление гаража не сушит воздух и не вредит здоровью. Здесь используются простые ИК-обогреватели, которые греют не сам воздух, а окружающие предметы, в результате чего те начинают выделять тепло;
  • Электроконвекторами – отличный способ обогреть гараж зимой и не мучиться с установкой или изготовлением сложного оборудования;
  • Электрическими котлами – в этом случае в гараже организуется классическое водяное отопление с применением электрокотла. Котел для гаража подбирается в соответствии с его площадью и тепловыми потерями, ориентируясь на формулу 1 кВт тепла на 10 кв. м. площади.

Обогрев гаража можно организовать и с помощью самодельного котла – для этого понадобится электрический ТЭН подходящей мощности, который необходимо встроить в металлическую трубу того или иного диаметра. Далее к трубе привариваются отводы, к которым подключается водяная система отопления с батареями. Кстати, эти же батареи (отопительные регистры) можно сделать самостоятельно, воспользовавшись трубами диаметром 100 мм.

Главным недостатком любого электрического отопления гаража является его дороговизна – электроэнергия стоит довольно дорого, что приводит к большим расходам. Самый экономный способ обогрева электричеством – с помощью ИК-обогревателей.

Топ 10 популярных приборов отопления в продаже

Если гараж используется по назначению, то есть в нем стоит ваш железный конь, удобно выбрать недорогой и практичный инфракрасный обогреватель потолочного типа. Вот самые популярные модели по версии Яндекс Маркета:

Timberk TCH A1B 1000, цена 4170 рублейAlmac ИК16, цена 3771 рубльПион ThermoGlass П-10, цена 6950 рублейМакар ТОР-1, цена 5500 рублей

Следующая категория – мобильные газовые отопители. Покупатели сети сделали свой выбор в пользу следующих устройств:

Газовая печь Ballu BIGH-55, цена 5490 рублейГазовая печь KOVEALittleSun (KH-0203), цена 6110 рублейГазовая печь Умница ОЭГ-2, цена 7684 рубля

Твердотопливные котлы от отечественных производителей отличаются приятным дизайном и безупречной работой. В числе лучших такие модели:

Печь-буржуйка Везувий В5, цена 7980 рублейОтопительная печь Царь печи, цена 6500 рублейМЕТА Байкал 8, цена 30650 рублейТЕРМОФОР Золушка 2016, цена 6330 рублей

Варианты изготовления

Во время изготовления следует учитывать, что ее горелка отличается плохой чувствительностью ко всем примесям, которые входят в состав отработанного масла. В то же время, чувствительность капельного механизма очень велика и ее следует снизить до нужного уровня. Чтобы этого добиться на шланг необходимо надеть фильтр, к примеру, автомобильный.

Потребуется и насос. Для этой цели подойдет бензонасос высокого давления или же автомобильный. Обязательно нужно будет сделать обратку, так как иначе в бак будет поступать больше масла чем требуется. Тут пригодится капельница, например, медицинская. Так как она имеет зажим, появится возможность регулировать интенсивность подачи топлива.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий