Виды откатных ворот
Существует три вида рассматриваемого изделия:
- Консольный тип. При таком виде откатных ворот направляющая устанавливается внизу полотна ворот, верх же остается ничем не ограничен. Створка ворот двигается над землей, не касаясь дорожного покрытия.
- Подвесной тип. Створка ворот подвешивается к верхней направляющей, что ограничивает высоту автотранспорта, заезжающего во двор.
- Ворота на колесиках. Это самая простая конструкция, в которой несущий рельс устанавливается в проеме ворот, колесики монтируются непосредственно на полотно створки.
Самой практичной и популярной конструкцией признаны откатные ворота консольного типа – позволяет заезжать на территорию дома транспорту любых габаритов, механическая составляющая конструкции вынесена за пределы въездного пространства, за механизмом не требуется ухаживать каким-то специфическим образом.
Виды откатных ворот
Несмотря на всю свою эксклюзивность, идея откатных ворот ненова, и в разные времена реализовать ее пытались по-разному.
Подвесные
Решение советских инженеров. Створка движется по установленной на некоторой высоте балке, при этом ей не страшны ни снег, ни ветер, ни разного рода загрязнения. Мечта, а не конструкция.
Одна только беда: габариты заезжающего в ворота транспорта строго ограничены высотой опорной балки, на которой установлена направляющая. На заводе она конечно может быть и на шестиметровой отметке, а на даче?
Словом, не прижились подобные системы в индивидуальном строительстве.
Рельсовые
Еще одним не слишком удачным решением проблемы являются рельсовые откатные ворота. В этом случае направляющая вмонтирована в проезжую часть и в ней или вокруг нее скапливается немало грязи, а зимой снега и льда, что в конечном итоге приводит к заклиниванию хода створки.
Нет, если дороги идеально чистые и круглый год греет солнышко, то такая конструкция, конечно, будет иметь право на существование. Но это явно не о нашей родине.
Консольные
Ну и наконец, самой современной и как следствие удачной, следует признать консольную систему откатных ворот. В ней створка движется своей направляющей по приподнятым над землей роликовым шасси. При таком обустройстве вероятность замусоривания направляющей сводится к минимуму, да и по высоте проем никаких ограничений не имеет.
Единственным недостатком следует признать лишь некоторую дороговизну подобных систем, но сегодня и она не слишком уж и значительна. А если руки растут откуда надо, то консольные ворота и вовсе можно изготовить самостоятельно.
А вот о том, как это нужно делать правильно, мы сейчас и поговорим.
Советы по отделке и эксплуатации
Обычно откатные ворота предпочитают отделывать материалами из древесины. При этом используют только строительное сырьё, качество которого сомнений не вызывает. Деревянное покрытие ворот должно быть устойчивым к механическим воздействиям, иначе оно быстро покроется трещинами и потеряет форму.
Дерево, используемое для облицовки ворот, должно быть устойчивым к механическим воздействиям
Если нет возможности вложить в сооружение откатных ворот немалые средства, то стоит задуматься об их отделке пластизолом. Правда, с использованием этого материала дверная конструкция на территории частного дома будет смотреться не респектабельно. Всё-таки пластизол выглядит как гладкий или гофрированный лист, покрытый полиэфиром. Зато это строительное сырьё отличается прочностью и поэтому часто применяется при строительстве автостоянок.
Ворота из пластизола отличаются прочностью и практичностью
Когда по вкусу не приходится ни дерево, ни пластизол, можно попробовать отделать откатные ворота сэндвич-панелями или профнастилом. А оригинальной облицовкой дверной конструкции будет обшивка вагонкой. Благодаря этому материалу ворота станут надёжными и прослужат долгий срок.
Установив откатные ворота, следует позаботиться о безопасности их использования. Эксплуатация такой дверной конструкции требует придерживаться следующих правил:
- не создавать препятствий для движения ворот;
- визуально контролировать открытие и закрытие конструкции;
- не стоять в зоне движения створки;
- отказываться от использования ворот при повреждении управляющих устройств;
- не пытаться самостоятельно переделать конструкцию ворот;
- не использовать ворота как средство для перемещения каких-либо объектов.
Соорудить откатные ворота не так проблематично, как может показаться. Чтобы ввести в эксплуатацию сложную дверную конструкцию, надо досконально её изучить и выполнить все пункты инструкции по изготовлению объекта.
Как сделать красивые откатные ворота из металлических реек. Пошаговые ФОТО!
Следующий вариант немного дороже остальных, да и процесс создания посложнее. Зато трезультат вас не разочарует внешним видом и удобством использования.
Вот такие ворота попробуем собрать и установить
Собираем каркас из металлических реек
Устанавливаем опоры для установки кареток воротины
Закрепляем сами каретки у ставим на них ворота
Устанавливаем шестеренчатый механизм и электропривод открывания ворот
Вариант обналички зависит от вкусов и предпочтений. Готово
Источник идеи и фотографий видео мастер-класс: https://www.youtube.com/watch?v=5rvT9O09ID4Оригинальное название: Установка автоматических откатных ворот // FORUMHOUSEАвтор видео: FORUMHOUSE
Читать полностью (ссылка)
Для чего нужны?
Если упростить представление о механизме откатных ворот, можно сравнить его с поездом. В роли направляющих выступают рельсы, а ролики играют роль колесных пар. В случае с воротами рельс задает направление движения. Процесс движения полотна осуществляется роликами.
Конструкции могут различаться прочностными характеристиками. Максимальная нагрузка приходится на опорные ролики, которые передвигаются по направляющему рельсу. Металл этой части ворот должен быть особо прочным. Стальные колесики производятся на высокоточном оборудовании.
Верхние ролики играют роль фиксаторов, лучшим материалом для них является резина. Пластиковые ролики для этой цели подходят меньше, но их использование также допускается.
Верхние уловители принимают на себя нагрузку накатного концевика. Благодаря этой детали створка раздвижных ворот попадает в назначенную точку даже при неблагоприятных погодных условиях.
Концевые ролики слегка снимают нагрузку с опорной части. Концевик работает совместно с улавливателем. Для защиты этой части конструкции от дождя и снега устанавливаются заглушки. Это исключает провисание полотна за счет фиксирования его состояния.
В качестве добавочной опоры применяются накатные ролики. Они также снабжаются заглушкой. Эта деталь вращается по всей длине полотна. Она обеспечивает равномерное распределение нагрузки и предотвращает деформацию оси.
Стоит отметить, что роликовые системы различаются в зависимости от типа откатных ворот. Разные комплекты фурнитуры включают различные ролики. В продаже имеются готовые наборы для легких, средних и тяжелых ворот.
Наибольшее распространение получили легкие конструкции, рассчитанные на вес до 500 кг. Такими вариациями вы можете закрыть пролет длиной до 4,5 метров. При большей массе и длине полотна стоит покупать другие наборы, включающие дополнительные элементы.
Каждый комплект играет существенную роль в эксплуатационных свойствах конструкции. Даже самая мельчайшая деталь обеспечивает надежность фиксации и мягкость открывания/закрывания.
Плавной работы уличных ворот вы добьетесь только при грамотном обустройстве и правильном подборе всех составных частей. Они обязательно должны выбираться в соответствии с массой полотна. Например, если вес удерживаемой створки не более 500 кг, выберите набор с двумя роликовыми каретками.
Особенности проектирования конструкции
Перед покупкой сырья, инструментов, рекомендуется сделать чертеж или эскиз будущего изделия. Советуют замерять и указывать размеры деталей, а также рассчитывать количество сырья.
Размеры полотна
Определяют ширину, длину, высоту и другие параметры ворот. Замеряют дистанцию между опорными стойками, потому что от этой величины будут зависеть остальные размеры.
При расчетах следует учесть:
- Габариты машины, которая будет проезжать в проем;
- Угол ее въезда;
- Незанятое расстояние между шириной транспорта и стойками. Оно должно быть 0,3-0,5 м с обеих сторон.
Рекомендованное расстояние для легковушек – 2,5 – 3 м, а вот для грузового транспорта или спецтехники потребуется дистанция не меньше 3,5 м.
В случае затрудненного передвижения относительно линии ограждения, то может понадобиться въезд на территорию под углом. То вышеописанное расстояние увеличивают в 1,5 раза.
Водитель-новичок, плохо зафиксированный груз, скользкая дорога – мелочи, на которые следовало бы обращать внимание. Потому что из-за них машина может наклониться набок или переместиться
Идеальная, оптимальная ширина проема – 4,5 м. Это достаточная величина, которая не подведет в любом случае.
При расчете ширины створки, к величине проема добавляют 20 см. Это нужно, чтобы через закрытую конструкцию невозможно было посмотреть, что находится на территории за ней. Если этот параметр забыли учесть, ситуацию можно исправить сближением столбов.
Распространенная ошибка многих людей – думать, что высота ворот идентична самому ограждению. Но, полотно обычно немного ниже. Потому что нижний край забора фиксируют с небольшой щелью от поверхности земли. А само полотно земли вообще не касается – его устанавливают с образованием зазора примерно 10 см.
Опорные площадки контролируют дистанцию между поверхностью грунта и нижней направляющей. Ими же выставляют высоту роликов. От того, как их смонтируют, зависит, насколько створки будут возвышаться над землей.
Высота створки зависит от габаритов рамы, каркаса и ширины снизу лежащей направляющей. Все эти параметры учитывают еще на этапе проектирования.
Чертежи и схемы
Направляющая, перемещающаяся по консолям – основа откатных ворот. Чтобы опорный роликовый механизм не мешал въезду через проем, его убирают за габариты. Специальный откос используют, чтобы удлинить створку. Откос выступает в роли противовеса. Если длина его будет равняться половине ширины полотна, то это поможет предотвратить перекос при использовании ворот.
Роликовые тележки принимают давление на себя, поэтому их фиксируют прочно, надежно. Фундамент создают из железобетонной конструкции. Наверху расположена закладная площадка из стального швеллера. В будущем его можно использовать еще для установки автоматического привода.
Откатная конструкция довольно проста в изготовлении. Когда понимают суть механизма и его работы, то сделать чертежи или эскизы собственноручно совсем нетрудно.
Ниже предоставлено изображение чертежа для изготовления. Эскиз может служить вам наглядным пособием для собственного проекта.
Особенности проектирования откатной конструкции
До начала выполнения работ необходимо нарисовать чертеж будущей конструкции, где будут указаны основные размеры отдельных элементов. Также следует рассчитать необходимое количество расходных материалов.
Размеры створки
Сдвижные ворота на даче изготавливаются по определенным размерам: ширине и высоте. Как правило, ширина полотна измеряется между основными опорными столбами с учетом габаритов имеющегося автотранспорта и угла его заезда на участок. Кроме того, по обе стороны от заехавшего на участок автомобиля должен быть зазор в 40-50 см. Так, для легкового автомобиля, ширина должна составлять не менее 2,5 м, если улица достаточно широкая. Если придется заезжать под острым углом, то лучше установить ширину проема 3-4 м. Для грузовых авто данный показатель увеличивается еще на 1 м.
Когда ширина полотна рассчитана, к данной величине прибавляются еще 20 см, необходимые для перекрытия щелей возле опорных столбов.
Высота ворот обычно соответствует высоте ограждения с учетом высоты направляющей.
Подбор направляющей
Основная сложность проектирования откатной конструкции состоит в расчете консоли с противовесом. Предполагается, что будут изготавливаться раздвижные ворота своими руками консольного типа.
Поскольку консоль не контактирует с землей или верхней направляющей, воротная створка удлиняется в полтора раза для создания противовеса. Для роликовых тележек необходимо обеспечить очень надежный контакт с грунтом, так как на них приходится основная весовая нагрузка. Эта задача возлагается на железобетонный фундамент, усиленный швеллером в верхней части.
Тип управления и фурнитура
Следует определиться с типом управления раздвижной створкой. Она может управляться комплектом автоматики или вручную
Также важно грамотно подобрать фурнитуру, состоящую из роликовой системы, нижнего и верхнего уловителей, кронштейна, бокового ролика, пластиковых заглушек
Выгоды собственноручной установки
Чем хороша самостоятельная установка выдвижных ворот своими руками?
Ну, во-первых, вы экономите приличную сумму денег, поскольку сделанные вами затраты чисто на закупку необходимых деталей обойдутся вам в разы дешевле, нежели заказ услуг на монтаж откатных ворот в специализирующейся на этом фирме. Цена на установку откатных механических готовых ворот начинается от 60 тыс. руб. и заканчивается в районе 110 тыс. рублей на автоматику (в зависимости от габаритов и дизайна конструкции). К слову, услуги по установке отдельно автоматического привода варьируются в среднем в пределах 4,5 – 8 тыс. руб.
Во-вторых, вы сами будете контролировать весь процесс, то есть страх попасться на «халтуру» вас посещать не будет. Всегда все то, что делается своими руками для себя, делается, естественно, по совести. Поэтому здесь не приходится говорить о качестве проведенных работ. Если изначальные расчеты были верны, если вся работа была проведена корректно, вам не придется переживать о том, что ворота неисправны или придут в неисправность в ближайшее время. Дерзайте.
Монтажные работы
Когда бетон высох, а полотно уже подготовлено по заранее разработанной своими руками схеме с размерами откатных ворот, можно переходить к непосредственному монтажу. Последовательность действий здесь вырисовывается следующая:
- в направляющий рельс вставляются обе каретки на максимальном друг от друга удалении;
- на направляющую опускается подготовленное ранее полотно створки;
- происходит регулирование кареток: близлежащую к проему нужно поставить так, чтобы при открытии ворот оставалось расстояние от створки до одной каретки 20 см, а при закрытии – 5 см до другой каретки;
- проверяется корректность установочного процесса на ровность (обычно при помощи уровня), после чего детали прихватываются сваркой;
- осуществляется контрольная проверка конструкции, а затем стыки закладной и каретки привариваются друг к другу;
- при переходе к верхним оградительным роликам подготавливается закладная в столбе: если она присутствует, ролики крепят непосредственно к ней, если ее нет, то необходимо закрепить пластинку металла на болты – она будет имитировать закладную;
- на втором столбе к закладной крепится профильная труба высотой, соответствующей высоте самой выдвижной створки;
- устанавливается верхний уловитель: он прикрепляется к трубе ниже на 5 см от верхней части ворот для защиты от порывов ветра, а затем крепится нижний;
- зажимается концевой ролик в наплавляющей рейке – делается это посредством болтов или же сварки для лучшей фиксации;
- закрываются концы направляющей рейки заглушками – обычно это резиновая фурнитура.
Теперь ваша створка беспрепятственно выдвигается и задвигается. Как видите, при наличии нужного инструментария и соответствующего инвентаря сделать своими руками откатные ворота (сварить их собственноручно) не так уж сложно.
Устройство откатных ворот
Схема откатных ворот
- Направляющая балка
- Опора роликовая (тележка)
- Ролик концевой съёмный
- Ловитель нижний
- Ловитель верхний
- Верхний фиксатор с роликами (кронштейн)
- Подставка
На фундаменте для сдвижных (откатных) ворот установлены две несущие роликовые опоры. К нижнему краю полотна для откатных ворот приварена направляющая балка. Опоры воспринимают основную нагрузку от ворот и обеспечивают перемещение створки. Опоры монтируются на подставки либо при помощи закладных болтов.
В консольной части ворота устанавливаются на несущих роликовых опорах. Ролики опор находятся внутри несущей балки. Откатные ворота такой конструкции легко открывать вручную, она обеспечивает надежную работу привода в зимнее время.
Необходимое условие при изготовлении сдвижных ворот
Створка ворот должна быть жёсткой для того, чтобы выдерживать весовые и ветровые нагрузки. Полотно не должно изгибаться под собственным весом. Направляющая приваривается к жёсткой створке.
Чертежи откатных ворот
Для изготовления внешней рамы ворот используется профильная труба 60х40х2 мм, обрешетка изготавливается из трубы 20х20х1,5 мм. Чертеж рамы ворот для проема шириной 3 метра приведен ниже:
К готовой конструкции рамы ворот приваривается направляющая (на чертеже представлена направляющая «ЭКО» от РОЛТЭК)
Выбор комплектующих
Тип комплектующих для откатных металлических ворот подбирается исходя из общего веса устанавливаемых ворот, ширины перекрываемого проема и высоты плотна ворот. Основным элементом конструкции откатных ворот, определяющим работоспособность и долговечность является направляющая. Рекомендуем использовать комплектующие для ворот Ролтэк.
Изготовление и монтаж
Изготовить откатные самонесущие ворота своими руками и осуществить монтаж откатных ворот можно, зная некоторые особенности монтажа и конструкции откатных ворот. Полотно откатных ворот движется вдоль забора со стороны участка (дома). Поэтому необходимо предусмотреть место, куда будет откатываться полотно ворот.
На схеме — вариант с правой стороной отката ворот. Ворота движутся вдоль забора изнутри территории, поэтому надо предусмотреть, чтобы их движению не было помех. Расстояние, куда будут откатываться ворота должно быть больше ширины проема ворот на размер консольной части (часть, которая не закрывает проем и служит противовесом).
Длинна консольной части – это, примерно, 1/2 ширины проема. Соответственно участок, необходимый для движения ворот, в длину должен быть не менее, чем ширина проема *1,5 а в ширину, обычно, достаточно 400 мм. Если проем соответствует требованиям, то Вы можете установить откатные ворота.
Для монтажа откатных ворот своими руками потребуется:
- Заложить фундамент: разметить яму и вынуть грунт, изготовить и установить закладной элемент, залить яму бетоном
- Если ворота будут автоматизированы, сделать разводку кабелей
- Установить ворота и ответный столб
- Установить автоматику для откатных ворот
Виды конструкций
Учитывая то, что консольная конструкция позволяет не только сделать наиболее приемлемые для установки и эксплуатации ворота, но и оснастить их устройством автоматического открытия, стоит рассматривать именно эту модель. Правда, при этом нужно упомянуть о недостатках других конструкций, чтобы убедиться в правильности выбора.
Подвесной тип позволяет сделать не одну панель створки, а оснастить ее двумя половинками, которые будут открываться в разные стороны. С другой стороны, сразу стоит учесть то, что въезд в усадьбу будет ограничен по высоте габаритами направляющей.
Конструктив
Кроме этого, стоит вспомнить и о том, что все равно придется применять опорные ролики и ограничители для нормального функционирования устройства. В условиях снежных и затяжных зим работа именно опорных роликов будет весьма проблематичной.
Такая же ситуация – и у опорных видов моделей: здесь нужно постоянно следить за состоянием направляющих, очищать их от попадания воды, очищать от льда и снега. В противном случае движение по направляющим будет невозможно.
Что касается консольной конструкции, то здесь даже без установки электрооборудования движение будет осуществляться нормально, без рывков и сбоев, а главное, ни снег, ни лед ей будут не страшны.
Говоря о моделях и конструкциях, стоит рассмотреть и модели, имеющие встроенную калитку. Это решение оптимально с точки зрения удобства: традиционная калитка в виде открывающейся двери, встроенная в рамку каркаса, не выходит за габариты общего полотна, что положительно сказывается на работоспособности системы. Такие варианты наглядно показаны на фото готовых работ.
На фото изображены красивые ворота.
Для кирпичного ограждения
Монтаж ворот
Переходим к следующему этапу – как установить откатные ворота:
- Надо установить каретки, входящие в фурнитуру откатных ворот. Их две. Располагать их надо на максимальном расстоянии друг от друга в пределах длины хвостовика.
- Вставляем в направляющую рамы ролики.
- Устанавливаем раму на каретки, выравниваем и привариваем последние к швеллеру, расположенному в фундаменте.
- Приваривать надо точечно, чтобы осталась возможность выровнять или что-то подправить. Если все нормально, варим сплошным швом.
- Далее привариваем верхние поддерживающие ролики и один концевой. А также уловители: верхний и нижний. Оба эти элемента фурнитуры крепятся сваркой к нащельнику – это профильная труба, которая сама приварена к закладным столба воротного проема. Если столб – это труба или швеллер, тогда прямо к ним.
Монтаж кареток фурнитуры откатных ворот
И некоторые нюансы, которые необходимо знать, реализуя задачу – как сделать выдвижные ворота своими руками:
- ролик концевой имеет стандартный размер – 110 мм, поэтому переднюю каретку устанавливают с учетом этого значения в сторону от проема;
- дальнюю каретку устанавливают так, чтобы она не сбила заглушку;
- чем больше пролет между каретками, тем лучше, но без особых усердий;
- накатной ролик монтируется так, чтобы при открытии ворот он накатывался на нижний уловитель, таким способом добивается снижении нагрузки на ворота в их закрытом состоянии;
- сегодня производители фурнитуры для откатных ворот предлагают каретки с регулирующими платформами, с их помощью можно выставлять в небольших пределах ворота по высоте, устранять перекосы.
Видео описание
В видео показано, как установить откатные ворота своими руками, поэтапно:
На этом можно считать, что ответ на вопрос, как сделать раздвижные ворота, был дан полностью
Конечно, есть множество дополнительных нюансов, на которые надо обращать внимание. Но, как показывает практика, у каждого мастера с большим опытом свой подход к реализации поставленной задачи
Поэтому тот, кто решает задачу, как сделать раздвижные ворота своими руками, должен понимать, что качество конечного результата – это опыт проведения строительных операций этого типа, плюс навыки работы с инструментами: электросварочный аппарат, болгарка и прочие.
Регулируемая по высоте каретка
Заключение
Итак, мы разобрали тему – как сделать сдвижные ворота своими руками. Поэтапно рассмотрели не только сборку рамы, обшивку и монтаж, но и обозначили строительные процессы, связанные с установкой столбов воротного проема и закладкой фундамента под саму воротную конструкцию. Отметим, что все эти процессы не такие простые, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому стоит рассмотреть вариант привлечения специалистов, чем испытывать судьбу и испортить приобретенные материалы.
Проведение расчетов
Прежде чем отправиться за инструментарием в супермаркет, необходимо произвести соответствующие расчеты. Вы должны заранее знать, сколько и чего вам требуется приобрести.
Основной расчет заключается в выяснении общей длины для рамочной трубы. Существует простой часто используемый способ, благодаря которому можно легко рассчитать оптимальную длину будущего изделия:
ШП*1,5 = ШС,
где ШП – ширина проезда, ШС – ширина створки.
То есть, если проезд в ваш двор в ширину занимает территорию в 3 метра, значит, ширина самой створки должна быть равна 4,5 м. С чем это связано? Все дело в том, что опора, по которой движется створка, находится в стороне от самого столба ворот. Будучи заведенной роликовыми опорами в направляющий рельс, створка фактически превращается в консоль и передвигается, не касаясь при этом поверхности въезда.
Соответственно, для конкретной створки необходимо подобрать соответствующей длины направляющий профиль – металлическая составляющая, прикрепляемая к низу створки и перемещаемая вместе с ней по роликовой рейке. И здесь есть важная закономерность, которой нужно неукоснительно следовать во избежание казусов с креплением:
- при длине створки в 4,75 м длина направляющего профиля должна быть равна 5 м;
- при длине створки в 6 м длина направляющего профиля должна быть равна 6 м;
- при длине створки 7,5 м длина направляющего профиля должна быть равна 7,0.
Немаловажно также учитывать вес, поскольку от этого будет зависеть вид кареток и величина верхних и нижних улавливателей, а также прочих деталей. Если длина установки равна 6 м, то вес готового изделия приближается приблизительно к 600 кг
Здесь многое зависит от материалов и обшивки. Если это пятиметровое полотно, то вес ворот будет колебаться от 500 до 550 кг, и т.д.