Мастер-класс по изготовлению откатных ворот со средней балкой своими руками

Виды откатных ворот

Конструкционные решения откатных ворот могут быть разными. Ниже будут рассмотрены основные варианты.

Подвесные

Раньше эти устройства применяли на въездах в охраняемые территории. На высоте, позволяющей проехать грузовику, монтировали балку из металла. Затем на неё, используя роликовые тележки, вешали полотно ворот.

Сейчас их можно встретить редко из-за двух моментов:

  • наличие ограничения в габаритах проёма ворот;
  • материалоёмкость.

Откатные по рельсу

Данные конструкции отличает простота и надёжность. Полотно ворот ставят на ролики. На поверхности крепят специальный рельс, по которому оно будет ездить. Для устойчивости предусматривают дополнительную поддержку.

Подобные ворота рекомендуется ставить в регулярно убираемых местах, поэтому в нашей стране их используют нечасто. Заурядный снегопад может надолго вывести устройство из строя.

Консольные

Консольный вариант был придуман с целью нивелирования недостатков, имеющихся у двух предыдущих видов. Полотно такой конструкции не контактирует с поверхностью, а с помощью направляющей балки находится в подвешенном состоянии на консольных роликах.

Как правило, и балка, и ролики находятся внизу ворот. Но в некоторых случаях они могут располагаться и в середине, и сверху.

Откатные ворота своими руками: фотоотчет с пояснениями

Эти ворота сделаны на основе готового комплекта, раму делали сами, также самостоятельно монтировали

Ворота ставились в Москве, соответственно цены — столичные. Ставили их в 2010 году, с тех пор комплекты сильно подешевели. Например, «свежая» цена привода для полотна весом не более 400 кг (есть до 1,2 т) — около 100$, но это — бюджетный вариант. Во времена строительства приобретены комплектующие фирмы Rolling Center (лучшие тогда на рынке) с ведущей балкой длиной 6 метров. Были также заказаны отдельно верхний ловитель и кронштейн. Все с доставкой обошлось около 600$.

Также были куплены следующие материалы:

  • профильная труба 80*60 мм — 6 м, 60*40 мм — 18 м, 40*20 мм — 36 м;
  • швеллер — 180 мм — 3 метра, 200 мм — 2,4 метра;
  • арматура 12 мм — 6 м;
  • электроды — 2 кг;
  • краска — 3 банки, кисти, заклепки;
  • цемент М-400 — 5 мешков;
  • профнастил покупался при изготовления забора.

Схема откатных ворот с размерами

Первым делом сварили каркас для ворот с противовесом. Раму (черным цветом) делали из профильной трубы 60*40 мм, перемычки и внутренний каркас (сиреневый) из трубы 40*20 мм. Внизу приварена направляющая балка разрезом вниз.

Как варилалсь рама

Внутренний каркас варили с отступом от края — по 20 мм с каждой стороны. Так удобнее потом крепить профлист, при желании можно и изнутри обшить.

Как приваривать профильную трубу 40*20 мм

Сначала залили фундамент. В него установили арматуру, сверху швеллер спинкой вверх. Вплотную к швеллеру две стойки из профилированной трубы 80*60 мм. Одна стойка примыкает к столбу, вторая выставлена вертикально на расстоянии 120 см. На них потом навешиваются ролики, которые придерживают полотно сверху. С другой стороны, вдоль ответного столба установили швеллер 180 мм.

Швеллер на 180 мм прикрепили к ответному столбу

Примерка на месте

На ответной части к швеллеру вверху и внизу закреплены уловители, которые не дадут воротам болтаться при ветре.

Установленные на приемном столбе упоры

Верхний и нижний уловители

Следующий шаг — установка пластин с роликами. Они крепятся к закладным. В данном случае это швеллер, потому пространство получилось большое. Когда делали фундамент, его сделали слишком высоким, потому пластины приваривались непосредственно к закладной. Это непрактично: если поломается ролик, поменять его будет проблематично. Обычно приваривают площадку, к которой потом на болтах крепят площадку с роликами.

Приварены роликовые площадки и на них «наехали» роликами

Готовый каркас ворот просто накатывают на закрепленные ролики.

Фото створки на роликах с разных ракурсов

После установки на опорную балку с обоих концов надевают заглушки. С дальней стороны устанавливается еще упорное колесо, которое в закрытом положении заезжает в нижний уловитель, приподнимая ворота и снимая нагрузку с роликов.

Установка заглушки и упорного ролика (балка на фото перевернута)

Теперь, чтобы ворота не «гуляли» в верхней части (они сейчас ничем не закреплены), к стойкам (80*60 мм) крепят комплекты верхних роликов — по одному на стойку. Их практически надевают на раму. Теперь имеющиеся внутри ролики будут придерживать ее вверху.

Верхние ролики крепят на стойки, захватывая верхнюю кромку ворот

Так выглядят установленные верхние ролики

Все, откатные ворота своими руками собраны и готовы к эксплуатации.

Как выглядят откатные ворота со двора

Если остались вопросы, посмотрите видео. В нем собирают готовый комплект, весь процесс станет понятнее.

Конструкция и схема

Чтобы определить, какой вид подвижной створки на роликах и способ крепления в большей мере подходит для установки на собственной даче, нужно изучить все исполнения. Учитывая, что за пределами города не всегда появляется возможность очищать от снега, вариант конструкции со средней балкой на роликах является наиболее предпочтительным в данных условиях.

Электропривод

Секция ворот может управляться и вручную, и с помощью узла автоматики. В первом случае при условии правильно выполненного монтажа эффективность эксплуатации повышается, тогда не придется прилагать усилия для перемещения конструкции. Второй вариант конструкции еще больше упрощает задачу по управлению – достаточно нажать на кнопку, чтобы механизм начал работу.

Учитывая, что направляющий блок в данном случае установлен примерно посередине подвижной створки, узел автоматического управления можно располагать на высоте.

Особенности устройства и функционирования

Для полноты понимания, как выглядит секция на роликах со средней балкой, представлена схема:

В отличие от варианта, когда направляющая располагается снизу, в рассматриваемом исполнении задействованы двойные ролики: сверху и по низу балки. Они меньше по размеру, что не влияет на функциональность. Из схемы видно, что данный вариант конструкции выделяет несколько большая толщина. Это объясняется тем, что опоры установлены на некотором удалении от подвижной створки, потому как в этом варианте балка на роликах располагается не под воротами, а рядом с ними.

Ролики рекомендуется устанавливать внутри балки, это защитит их от негативных внешних воздействий: осадков и замерзания.

Крепление секции в зарытом состоянии обеспечивается фурнитурой: уловители (верхний и нижний), концевой ролик. Из схемы видно, что в качестве направляющего блока используется профильная труба с замкнутым контуром, тогда как в исполнении ворот с нижней балкой используется труба с прорезью для установки на роликовые опоры.

Для монтажа необходимо подготовить два отдельно стоящих столба, высотой примерно до половины проема. Для жесткости конструкции в фундамент закладывается арматура или швеллер. Все зависит от материала, из которого изготовлены столбы.

Если сравнивать все разновидности ворот откатного типа, можно выделить лишь несколько особенностей, рассмотренных выше. В целом же принцип функционирования подобных конструкций повторяется: если приложить усилия или нажать на кнопку, створка начнет движение вдоль ограды. На нижний уловитель приходится часть нагрузки. Это позволяет распределить ее более равномерно по всей секции.

Чем больше роликовый блок, крупнее консольные направляющие и тяжелее консрукция, тем больше должна быть мощность электропривода

Если в конструкцию заложен привод, остановка механизма производится с помощью концевых выключателей. Они крепятся на зубчатой рейке по обе стороны балки.

Для монтажа ворот используется сходная технология: выполняется разметка участка; готовится основание с усилением (каркас из арматуры, с закладной деталью); крепят опоры для направляющей балки (в случае, когда этот элемент располагается посередине полотна). На финишном этапе устанавливается узел автоматики, закрепляется створка. Обшивка каркаса для ворот разных видов производится аналогичным образом.

Основные преимущества откатной конструкции

Раздвижные ворота — лучшее решение проблемы, когда свободного пространства возле ворот не хватает для распахивания створок. Единственное, для чего понадобится дополнительное место вдоль забора — это для отката створки. Откатные системы обычно делают из наиболее легких строительных материалов, чтобы нагрузка на крепежи была минимальной. Смонтировать конструкцию можно и своими руками.

Наиболее важным в изготовлении откатной системы является правильно составленный чертеж. Такую конструкцию несложно самостоятельно оснастить блоком автоматического управления, а для обшивки можно использовать самые разные материалы, какие только найдутся под рукой, от простого дерева до дизайнерской ковки.

Стоит отметить, что раздвижные ворота при правильном подходе к их установке позволят сэкономить не только место на участке, но и средства. Кроме того, откатная конструкция ворот облегчает чистку снега зимой. Наличие калитки с таким видом конструкции вовсе не обязательно, ведь она может открываться на любую нужную ширину.

С чем связан такой выбор в пользу откатных конструкций?

  • Во-первых – это солидно;
  • Во-вторых – устройство откатной системы потребует только место вдоль забора, куда отъедет створка при открывании, в отличие от распашных, возле которых образуется довольно значительное «мертвое» пространство: ни цветочков посадить, ни скульптуру какую ландшафтную поставить;
  • В-третьих, это место перед воротами нужно зимой содержать в чистоте – постоянно чистить от снега, иначе створки могут не открыться, завязнув в сугробе. А кому захочется, приехав в загородный дом после хорошего, недельного снегопада, оставить все семейство, включая любимую тещу, в машине и заняться отбрасыванием снежных торосов от ворот?

Поэтому, откатные ворота рулят. Даже несмотря на цену. Поэтому вполне понятно желание домовладельца эту конструкцию иметь, но потратить на нее поменьше, может быть, попытавшись сделать ее своими руками. Но об этом поговорим ниже.

Откатные ворота бывают нескольких типов, отличающихся устройством, надежностью и конечно, стоимостью.

  1. Подвесная конструкция. В ней створка подвешена на роликах-подвесах на балке, по которой и передвигается. Как двери шкафа-купе. Это наиболее дешевая и надежная конструкция. Но с большим расходом материала. Еще одна особенность – расположение балки над проемом: большие, высокие машины могут не проехать. Хотя, существуют варианты с разборной балкой – после открывания можно снять перемычку, чтобы машина смогла въехать. Как выглядит такая конструкция – показано на фото.
  2. Откатные по нижнему рельсу. Створка ездит по рельсу, смонтированному в грунте под проемом. На одном из столбов устанавливается дополнительный направляющий ролик. Система изящная – никаких дополнительных конструкций. Но, видимо, не для нашего климата: в рельс забивается грязь, листья и снег.
  3. Консольные. Эта конструкция решает проблемы обеих вышеописанных: нет рельса, подверженного засорению, и нет перемычки сверху. Но, именно поэтому, она и самая дорогостоящая. Консольные откатные ворота бывают трех типов: с верхней балкой, с нижней и со средней. Движение створки на консоли осуществляется по роликовым блокам, установленным рядом с воротами. Принцип работы такой системы понятен по фото

https://youtube.com/watch?v=6TzK_B-jY9k

Единственным минусом такой конструкции, помимо большой стоимости, является удлиненное пространство для отката: на саму створку и консоль. Чтобы выдержать большую массу створки, консольная балка имеет довольно значительные размеры – как правило, в полтора раза больше, чем сама створка, около 7 метров. Такая конструкция не позволяет использовать консольные системы открывания, если на участке в месте забора есть неровности рельефа.

Частично эту проблему можно решить, если использовать систему с верхней балкой. Но повышенная нагрузка в этом случае требует создания более мощных опор для консоли, что удорожает проект. Откатную систему с верхней балкой можно установить, если рядом есть строение, стену которого можно использовать для монтажа.

Откатные консольные ворота – довольно сложная конструкция. От соблюдения всех тонкостей в изготовлении, а главное, в монтаже, зависит, насколько она будет надежно и долговременно функционировать. Поэтому, стоит придирчиво и трезво оценить собственные возможности, прежде чем приступать к изготовлению конструкции своими руками.

Балка откатных ворот своими руками – не лучшее решение. Она имеет особый профиль, соответствующий роликовым системам. Поэтому, ее лучше прибрести готовой, вместе со всей остальной фурнитурой. Наиболее популярные бренды, производящие комплектующие для ворот, в том числе, и откатных – Дорхан и Алютех.

Каркас ворот можно собрать самостоятельно, обладая навыками обработки металла и сварочным аппаратом. Чертежи откатных ворот со средней балкой, нижней или верхней, можно посмотреть в альбомах производителей ворот. Основываясь на чертеже, показанном на фото, можно спроектировать конструкцию относительно конкретных размеров.Этапы работ по изготовлению ворот своими руками можно посмотреть на видео.

Как сделать распашные ворота?

К любому новому виду постройки, следует отнестись серьезно и с особой тщательностью, и к возведению самой простой разновидности ворот – распашных – тоже.

Для изготовления таких ворот потребуется, прежде всего, определиться с их дизайном, а затем подготовить чертеж с точными размерами, благодаря которому можно рассчитать количество необходимого материала. В основном для опор используется брус или металлический профиль, а в качестве обшивки – доски и профнастил.

Независимо от выбранного для строительства материала, перед тем, как использовать, его необходимо тщательно осмотреть на наличие изъянов и обработать. Если это древесина, она пропитывается несколькими слоями антисептического раствора, а в случае с металлом – все коррозийные образования зачищаются с помощью наждачной бумаги. Затем материал разрезается на части в соответствии с размерами, указанными на чертеже. После чего можно приступать непосредственно к возведению конструкции.

Установка столбов

Установку распашных ворот следует начинать с возведения опорных столбов. Для этого необходимо поставить разметки, в соответствии с расстояниями в чертеже, и выкопать 2 или 3 скважины, в зависимости от наличия калитки в конструкции. Их глубина, как правило, составляет не более 1 метра.

Дно скважин засыпается песком либо щебнем на толщину около 0,1 м и тщательно утрамбовывается. После чего в них устанавливаются опоры строго в вертикальном положении, низ которых иногда обвязывается каркасом из металла, чтобы обеспечить более надежную фиксацию.

Затем опоры заливают бетонирующей смесью до краев ямок и выжидают ее полного застывания. Как правило, процесс затвердевания цемента занимает несколько недель.

Изготовление каркаса и возведение конструкции

Пока фундамент под опорами застывает, можно заняться изготовлением каркаса ворот. Для этого берут заранее подготовленные заготовки, которые чаще всего, выполняются из стального профиля, и сваривают между собой, чтобы получилась рама. Также на каркас крепятся определенные перекладины, на которые будет фиксироваться обшивка ворот.

Обшивку можно зафиксировать до того, как повесить раму, либо уже после того, как она будет установлена. Крепится материал на створки с помощью саморезов или заклепок, а сам каркас – на заранее приваренные к опорным столбам мощные петли.

После того, как конструкция установлена, приступают к ее внешней отделке. Ее необходимо обезжирить, если она выполняется из металла, загрунтовать и покрасить. Затем, после высыхания краски, на ворота вешаются закрывающиеся устройства, а также элементы декора.

Выполняя все вышеуказанные действия по порядку, изготовить распашные железные ворота даже своими руками будет достаточно просто. К тому же, возведение такого вида конструкции считается наименее затратным, так как материалы для этого можно использовать не только самые дешевые, но и не новые.

Как определить габариты?

Размеры откатных ворот на этапе проектирования забора определяются, исходя из собственных предпочтений. В данном случае схема всей конструкции ограды составляется с нуля и можно подкорректировать ее на любом этапе. Однако в ситуации, когда забор уже построен, главным параметром является ширина проема. Она определяет размеры подвижной секции на роликах.

Габариты ворот

Створка может превосходить значение ширины проема в 1,2-2 раза. Однако рекомендуется выбирать вариант откатных ворот, который в 1,5 раза шире. Тогда секция будет иметь наиболее оптимальные размеры. Если нет возможности реализовать данное решение, ширина ворот может быть уменьшена до значения, которое составляет 1,2 от проема.

В среднем ширина машины достигает 2м, вам нужно будет немного пространства по бокам, чтобы транспортное средство смогло беспрепятственно заехать и еще 50 сантиметров.

Условия, которые этому способствуют: близкое расположение подвижной секции к торцу соседнего забора; неровная поверхность почвы, из-за чего обустраивается ступенчатое ограждение.

Ширина проема зависит не только от собственных нужд и предпочтений, так как в некоторых случаях улица слишком узкая и даже легковой автомобиль не сможет развернуться. Рекомендуется выполнить пробный заезд на участок через импровизированные ворота. Для этой цели нужно вбить в грунт два колышка. Если разметка позволяет автомобилю свободно разворачиваться, составляется схема и продолжается обустройство ограды и ворот.

Чертеж и конструкция роликов

Для секции на роликах со средней балкой можно задействовать откатной механизм со скрытыми подшипниками. Такой вариант не требует регулярной смазки и надежно защищен от внешних факторов. Если рассматривать исполнение с нижней направляющей, то в данном случае также используются ролики со скрытыми подшипниками.

Это снижает расходы на обслуживание, а также исключает необходимость прилагать усилия для демонтажа конструкции с целью выполнения смазочных работ.

Пример чертежа раздвижных ворот

Чертеж откатных ворот:Стоимость откатных ворот сегодня заметно меньше, чем в прежние времена, однако, предлагается данное исполнение по более высокой цене, если делать сравнение с прочими аналогами. Но установку вполне можно произвести самостоятельно при условии, что будут соблюдены некоторые правила монтажа.

Рисуем схему и делаем чертеж

Перед тем как сделать разметку на месте оборудования опорной конструкции, составляют чертежи с привязкой к местности без нарушения норм СНиП, схемы ее усиления армированием, указывают точные размеры всех элементов.

Схема фундамента под обычные откатные ворота должна содержать следующие сведения:

  • длина и ширина траншеи, в соответствии с вышеприведенными рекомендациями;
  • место размещения опоры относительно створа ворот;
  • привязку к конструктивным элементам статичных и подвижных частей конструкции;
  • планируемый шаг размещения элементов армирования;
  • места критической нагрузки на основание;
  • особенности обустройства площадки для отвода грунтовых вод, дождевых стоков;
  • отверстия для сквозного трассирования коммуникаций и электрической проводки, при необходимости.


Схема размещения элементов и основные размеры составных деталей

Если владелец участка приобретает готовые откатные ворота, а установку планирует провести самостоятельно, то перед работой вполне обоснована просьба к производителю о предоставлении размеров и формы опорной бетонной конструкции, рекомендуемых им.

Схема заливки фундамента для рамы сдвижной системы и последовательность работ представлены на видео ниже.

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

Комплектация консольных ворот

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер  (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Подготовленное армирование и закладной швеллер

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение  — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

Пример крепления роликовых площадок

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения

Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они

Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество  ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Про автоматику распашных ворот читайте тут.

Несущие элементы подвесных ворот.

Система подвесных ворот состоит из различных элементов, включая и те, которые можно изготовить самостоятельно. Как основную среди таких деталей можно выделить профилированную стальную направляющую, которая устанавливается с наружной или внутренней стороны на стену помещения. По этой направляющей перемещаются ролики, которые объединены попарно. Число пар роликов, которые используются в конструкции, зависит напрямую от длины створки, а также от ширины проема, перекрываемого этой самой створкой. Ролики изготовляются в виде подшипников, внутри которых располагаются шарики – эти элементы используются для значительного снижения нагрузки во время открывания и закрывания створки.

Как вам статья?

Мне нравится1Не нравится

Определение размеров

Подробная схема полотна с размерами

Первым шагом в изготовлении ворот является определение требуемых размеров будущего сооружения. Ведь чтобы подобрать подходящую фурнитуру, нужно знать точные габариты конструкции.

Размеры определяют по организации свободного проезда для транспорта, а так же учитывая ширину улицы. Ширина от 5 метров обеспечивает нормальный проход через проем ворот обычного легкового автомобиля.

Для определения требуемой ширины следует забить в землю несколько ограничительных колышков, которыми наметить проем импровизированной конструкции, и попрактиковаться заезжать во двор, не задевая их. Расстояние для откатывания должно превышать проем в 1,5 раза.

https://youtube.com/watch?v=Oh9zykB75p8

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий