Выбираем фундамент для гаража
Выбор того типа и конструкции основания, которое надежно выполнит свою функцию, напрямую зависит от массивности и конструкции основного здания. Если планируют легкую постройку из металла или дерева, то вполне справится со своей задачей столбчатый фундамент. Он намного проще и дешевле в строительстве, чем любой другой. Кроме того, те, кто делал столбчатый фундамент для дома, уже знакомы с конструкцией и будут иметь меньше сложностей.
При строительстве монолитного фундамента под гараж своими руками важно не пренебрегать расчетами массы сооружения. Если экономить на основании и использовать столбчатый фундамент в массивной конструкции, то это чревато серьезными потерями, которые грозят потерей не только здания, но и автомобиля
Ленточный фундамент
При обустройстве в гараже подвала, а эту опцию использует основная масса людей, и при строительстве из кирпича или бетона, делают ленточный фундамент. Этот вид основания бывает монолитным и сборным. Монолитный заливается в готовую траншею, в которой уже установлена конструкция из арматуры и опалубка. Сборный же выполняют из отдельных фундаментных блоков или даже из кирпича. Закрепление отдельных частей производится с помощью цементного раствора.
Существует еще один вид фундамента, который возможно применить при строительстве гаража. Это плиточный фундамент. Выбор в его пользу оправдан на просадочных и неустойчивых грунтах. Представляет собой монолитную плиту, имеющую хорошее армирование, которая может даже и не заглубляться. В зависимости от состояния грунта этот вид фундамента можно немного заглубить, но не более чем на 500 мм. Эта конструкция может спокойно переносить незначительные подвижки грунта без деформации стен и в целом всего гаража.
Армировка
В последнее время в технологиях возведения фундаментов набирает популярность несъемная опалубка из бетона для возведения фундамента. Она отличается от деревянной только тем, что изготовлена из плоских бетонных блоков, напоминающих плиты небольшого размера. В остальном технология использования точно такая же. Преимуществом такой опалубки является то, что ее не снимают после застывания основного бетона, а свойства самой опалубки заменяют дополнительные материалы. Так работа становится менее трудоемкой, а фундамент – более прочным. Бетон, применяемый для изготовления такой опалубки, имеет специальную пористую структуру, что дает отличные теплоизоляционные свойства. Это избавляет от необходимости дополнительно утеплять фундамент и устанавливать гидрозащиту.
Как самостоятельно залить фундамент под гараж
Заливать основание под гараж необходимо в несколько этапов.
Этап 1. Рытье траншеи.
Траншею роют по выполненной разметке с привлечением специальной техники. При малом бюджете строительства можно выкопать ленту ручным способом с помощью лопаты. Рекомендуемая глубина траншеи с учетом обустройства песчаной подушки – 0,6-0,7 м. Ширина траншеи зависит от выбранного материала для возведения гаража. Она должна превышать толщину стены на 10 см. также необходимо учесть место для монтажа опалубочной системы.
Этап 2. Обустройство подушки.
Для выполнения работы необходимо максимально уплотнить дно траншеи. Допускается укладка дополнительного слоя глины, который также требуется утрамбовать. Далее насыпают небольшое количество песка, увлажняют его и уплотняют. Поверх песка насыпают мелкофракционную щебенку и также трамбуют. Такая подложка выступает отличным амортизатором на подвижном грунте.
Этап 3. Монтаж опалубки.
Для изготовления опалубки используют доски, листы фанеры или ДСП, толщиной более 2 см. из выбранного материала сколачивают щиты и опускают их в траншею с обеих сторон. Крепление выполняют с помощью деревянных брусков. Между щитами устанавливают распорки одинаковой длины. Это позволит иметь равную ширину опалубки по всему периметру. С внешней стороны опалубки устанавливают подпорки. Дно траншеи и боковые части опалубки застилают гидроизоляционным материалом, чтобы избежать вытекания жидкости из бетонного раствора.
Этап 4. Создание армирующего каркаса.
Армирование способствует созданию прочного и надежного основания под гараж. Для сборки каркаса используют металлическую арматуру и мягкую вязальную проволоку. Величина ячеек каркаса подбирается индивидуально, главное, чтобы опора была прочной и не доставляла проблем при заливке бетона. Укладывать армирующий каркас лучше всего на куски пластиковой трубы. Это защитит металл от преждевременной коррозии.
Этап 5. Заливка бетонной смеси.
https://youtube.com/watch?v=b8S0FIRQmwk
Для заливки фундамента под гараж нужно использовать высококачественный бетон, который можно заказать в специализированных компаниях с доставкой. Однако для экономии средств лучше приготовить раствор самостоятельно. Для этого понадобится качественный цемент, песок и щебень мелкой фракции. Все компоненты смешиваются и разбавляются водой до получения однородной консистенции. Заливать бетонный раствор лучше слоями 20 см, проводя постоянное уплотнение. Это поможет удалить из бетона лишний воздух и влагу. Залитый фундамент необходимо тщательно выровнять. Набирать прочность основание должно в естественных условиях. Для защиты от прямых солнечных лучей и осадков нужно накрывать ленту полиэтиленовой пленкой. Кроме того в жаркую погоду рекомендуется постоянно увлажнять поверхность, чтобы избежать растрескивания фундамента.
От чего ещё зависит глубина и ширина фундамента?
Большинство гаражей строятся достаточно небольшими. Если в конструкции нет второго этажа, ширина не требует дополнительного укрепления фундамента. Удлинение или расширение фундамента, по сравнению с классической нормой (40х60 см), необходимо при значительно расширенной конструкции. Показатели варьируются в зависимости от материалов, которые используются для кладки стен и покрытия крыши.
Углубления фундамента до полуметра будет достаточно, если стены будут возводиться из сэндвич панелей, профнастила, металлопрофиля. Газоблоки, пеноблоки, брус, хоть и относительно лёгкие материалы, но имеют различную ширину. Если их ширина больше, чем маштабы фундамента, его необходимо рассширить. Использование кирпичной кладки, шлакоблока, бетонных и железобетонных плит обязывает сделать длину фундамента не менее 1 м, в среднем 1,5 м, а ширину, при необходимости, увеличить, делая её немного большей ширины стен.
Габариты фундамента под гараж
Чтобы правильно определить размеры фундамента, нужно сразу решить, из чего будут строиться стены.
Ширина бетонной ленты или балки обвязки свай должна быть на 30-30% больше, чем стена.
Например, если стена имеет в сечении толщину 30 см, то нужно залить ленту для нее шириной 36-39 см. В целом расчет ширины крайне прост и особых знаний не требует.
С высотой ленты немного сложнее. Здесь нужно принимать в расчет общий вес здания, которое будет опираться на цоколь (включая вес стен, перегородок, оборудования, верхнего перекрытия и крыши).
Также нужно учесть массу автомобиля (только в том случае, если пол также опирается на фундамент) и несущую способность грунта.
Обычно и в данном случае поступают без особых расчетов. Если грунт твердый и хорошо держит нагрузку, то достаточно залить ленту в 60-80 см высоты (без учета глубины подушки). Для пучинистых почв потребуется высота 1-1,5 м.
Уровень забивки свай определяют по тому же принципу: их нижний край должен находится на 1,5 м ниже границы промерзания грунта.
Габариты гаража рассчитываются так, чтобы хватало места для того, чтобы автомобиль мог свободно заехать внутрь.
По бокам должно быть достаточно пространства для свободного прохода, и чтобы двери в открытом состоянии не касались стен.
Достаточно запаса 1,5 м в ширину + ширина машины. В длину желательно добавить еще 2-3 метра к длине автомобиля для того, чтобы было место для установки стеллажей, верстака, оборудования.
Если планируется установка мебели или оборудования по бокам, то нужно учесть место под них.
Считается, что для одной машины самый оптимальный размер бокса 4 на 7 метров. В этом случае места достаточно для свободного перемещения, ремонта, обслуживания машины, установки верстака, полок и т.п.
Совет 4 : Какой лучше фундамент из блоков для гаража
- — строительные блоки
- — цементно-песчаный раствор
- — разметочная шнурка
- — колышки
Из строительных блоков можно сделать фундамент двух типов: столбчатый и ленточный. Выбор производится исходя из условий строительной площадки и веса предполагаемой конструкции.
В каких случаях оптимальным решением будет столбчатый фундамент для гаража?
Такое основание для постройки выбирают, если почва на участке подвижная, болотистая либо грунтовые воды близко подходят к ее поверхности. Этот вариант хорош и в том случае, если необходимо сэкономить на строительном материале. Основное преимущество этого типа фундамента в том, что он лучше других противостоит воздействию сил пучения грунта
Поэтому если почва на участке повышенной важности, риск деформации гаража или его основания в периоды замерзания-оттаивания грунта минимизируется
Преимущества ленточного фундамента для гаража
Это самый распространенный тип фундамента для небольших построек. Он отличается своей надежностью и долговечностью, но требует больших трудозатрат при возведении. На его строительство потребуется значительно большее количество блоков и связующего раствора, чем на возведение столбчатого фундамента. Ленточное основание для гаража чаще всего делают мелкозаглубленным. Оно подходит для любого типа грунта с ТПГ не ниже 1,5 м.
Виды фундаментных оснований
Самые распространённые решения фундаментов под металлические гаражи бывают трёх видов:
Один из наиболее популярных видов фундамента для гаража – плитный Основанием для металлической конструкции может служить монолитная железобетонная плита. Плита является одновременно фундаментом для гаража и площадкой для хранения автомобиля. Фундамент такого типа называют ростверком. Делать ростверк целесообразно на грунтах со слабой несущей способностью, с высоким уровнем грунтовых вод;
- В качестве фундамента для металлического гаража могут служить стандартные железобетонные плиты перекрытия длиной 6 метров. Это наиболее простой способ устройства основания под металлический корпус гаража. Такие фундаменты делают на скальной почве и грунтах с высокой несущей способностью;
- Ленточный фундамент выполняют по периметру гаражного бокса. Лента по своему исполнению экономит затраты, по сравнению с монолитной плитой.
Рассмотрим все варианты устройства фундамента:
Варианты фундамента под гараж
Одним из самых оптимальных вариантов сооружения основания под гараж является ленточный фундамент, который отличается крайней простотой и высокой надежностью. Он представляет собой бетонную ленту, которая заливается по периметру будущего строения на высоту над уровнем грунта от 10 см. Как построить такой фундамент своими руками, рассмотрим более подробно ниже.
Плитный фундамент для гаража считается одним из самых прочных, но и затраты на него требуются довольно большие. Такое основание подходит практически для любого типа почвы, для его сооружения необходимо выкопать котлован определенной глубины, армировать пространство, после чего выполнить заливку бетоном. В результате получается монолитная плита, которая выдерживает большие нагрузки.
Свайный фундамент применяется редко, только в том случае, если строительство производится на неустойчивом грунте. Возводится такое основание при помощи металлических труб, заливаемых бетоном, которые устанавливаются на глубину ниже уровня промерзания грунта. Рекомендуется применять свайно-винтовой тип основания, после монтажа опор сверх требуется сооружение железобетонного ростверка. Высота над уровнем грунта не должна быть большой, так как гаражом будет просто неудобно пользоваться.
Бутобетонный и плавающий фундамент
Конструкция бутобетонного ленточного фундамента на разных грунтах.
Бутобетонный фундамент своими руками считается экономной, но очень прочной конструкцией. Процесс его сооружения заключается в следующем:
- сначала выполняется разметка, выкапывается траншея, как для обычной бетонной ленты;
- на дно насыпается щебень и песок, которые тщательно утрамбовываются;
- на дно укладывается слой бутового камня, затем все заливается цементно-песчаной смесью. После этого снова выкладывается слой камня и проливается раствор. Так делают до тех пор, пока цемент не сравняется с уровнем грунта.
Плавающий фундамент является идеальным вариантом, если строительство необходимо производить на слабых, ненадежных, сложных грунтах. Он позволяет выдерживать значительные нагрузки, колебания почвы. Основание, возводимое своими руками, представляет собой следующий «пирог»:
- грунтовое основание;
- уплотненная подушка из песка;
- слой геотекстиля;
- слой бетонной подготовки;
- слой гидроизоляции из плотного материала;
- укладка армированной бетонной плиты.
Подобный плавающий фундамент под гараж может быть:
- монолитным железобетонным, армированным только по краям;
- монолитным решетчатым или сборным;
- обычным плавающим.
Заливка фундамента своими руками
Осуществляя заливку, на каждом из этапов нужно придерживаться алгоритма выполнения работ.
Подготовительные работы
Работы начинаются с того, что нужно выбрать место для гаража. Если его возводят на уже застроенном участке, то еще на этапе проектирования определяют ориентацию относительно имеющихся объектов, учитывая размеры и границы постройки.
После этого делается разметка участка, чтобы начать копать траншею. Для этого размечаются 2 прямоугольника — наружный и внутренний (грунт между ними будет изыматься). Процедура проводится путем забивания колышков в вершинах прямоугольника, между колышками натягивается бечевка. Обязательно проверяется правильность сторон, это касается и внутреннего, и внешнего прямоугольника. Ширина и длина уже указаны в проекте.
Установка опалубки
Возможны 2 варианта — установка съемной или несъемной опалубки. Последняя представляет собой специальные блоки, которые соединяются между собой. На следующем этапе в них вставляется и вяжется арматура. После этого заливают раствор цемента, когда он застынет, то фундамент получит дополнительную теплоизоляцию.
Съемная опалубка представляет собой конструкцию, сколоченную из досок. Из них формируют своеобразные ящики, только без крышки и дна. Эти конструкции выставляют по уровню, дополнительно укрепляют раскосами и подпорками. Доски скрепляют между собой гвоздями
Важно обеспечить надежные крепления, поскольку бетонная смесь будет оказывать сильное давление, и если элементы конструкции плохо закреплены, ее разорвет
Раствор заливают только после укладки арматуры. Когда смесь застынет, опалубку аккуратно снимают, а полученную конструкцию обмазывают битумом или мастикой — это гидроизоляция, которая защитит фундамент от влаги.
Армирование фундамента
Армирование чаще всего производится для ленточного фундамента. Из прутьев делают каркас, для этого используются стержни сечением 8-15 мм в зависимости от размеров конструкции. Их фиксируют с помощью металлической проволоки.
Прутья помещают на расстоянии не менее 20 см друг от друга. Такой прием используется и при устройстве конструкции ленточно-свайного типа.
Обустройство ленточного основания
Наиболее популярным типом оснований является ленточный, который может выполняться как мелко заглубленным, так и глубоким.
Можно сделать ленточный фундамент под гараж своими руками одним из перечисленных способов:
- Заливка бетонной смеси с равномерным армированием — наиболее простой метод обустройства основания. Минусом такого способа является длительный период застывания бетона, что значительно удлиняет сроки строительства.
- Установка сборных фундаментных блоков (ФБС). Сборные блоки обладают большой прочностью и несущей способностью. По своим техническим характеристикам такая система не уступает монолитной плите. Она не подвержена воздействию климатических факторов, обладает высокой морозостойкостью и долговечностью. Большой сегмент размеров позволит подобрать блоки, которые обеспечат требуемые технические характеристики. Минус такого способа — необходимость специального транспорта для транспортировки и укладки блоков, ввиду их большого веса и габаритов.
- Укладка бута с заливкой его бетоном. Позволяет сэкономить на цене материалов, поскольку основную часть объема занимает природный камень, цена которого значительно ниже бетона или блоков. При этом обеспечивается значительная прочность и долговечность конструкции. Недостаток способа — поиск специалиста с соответствующим опытом укладки природного камня и квалификацией. Также довольно долгий процесс укладки бута и застывания бетона, который выступает связывающим материалом.
- Установка шлакоблоков, пеноблоков или газосиликатных блоков. Лента основания, выполненная из шлакоблоков, отличается значительной прочностью и простотой монтажа, однако имеет плохую теплоизоляцию. Из-за этого система будет нуждаться в дополнительном утеплении, что увеличит затраты на строительство. Газосиликатные блоки обладают высокой устойчивостью к низким температурам, однако имеют невысокую прочность, поэтому подходят только для строительства мелко заглубленных конструкций. Фундамент для гаража из пеноблоков обладает малым весом и низкой ценой, также отличается низкой прочностью, склонностью к усадке. Такой метод может применяться исключительно для возведения легких каркасных сооружений, устанавливаемых на твердых непучинистых почвах.
Вне зависимости от вида выбранных блоков, их укладывают в шахматном порядке и соединяют друг с другом при помощи цементно-песчаного раствора.
Определение размеров
Расчет размеров основания должен обеспечить равномерное распределение нагрузки по всей поверхности несущей конструкции. В противном случае возможна его деформация и разрушение строения.
Глубина конструкции зависит от степени промерзания грунта. Она должна быть примерно на 20% больше этого показателя для конкретного региона. Поэтому, в районе, где зимой земля промерзает на 1 м, заглублять фундамент под гараж следует хотя бы на 1,20 м.
Мелко заглубленные конструкции закладывают в среднем на 50-80 см. Для них обязательно нужно делать подушку из песка и щебня. Уложить слоями по 20 см, плотно утрамбовать. Для проблемных почв основание заглубляют на 1-1,5 м.
Для свайных конструкций длину столбов принимают равной глубине промерзания плюс 1,5 м. Их количество зависит от типа почвы и рельефа. Рассчитывается так: по одной свае ставится в каждый угол. Остальные равномерно распределяются по периметру с интервалом 1-2 м.
Площадь основания определяют по формуле S=U/R, где S — это площадь фундамента, U — максимально допустимая нагрузка, R — показатель сопротивления почвы. Данные для расчетов можно найти в специализированных таблицах. Площадь подбирается таким образом, чтобы нагрузка на каждый квадратный сантиметр не превышала 2 кг. Зная площадь и длину периметра, вычисляют минимально необходимую ширину ленты.
Толщина ленты основания должна быть на 20-30% больше, чем толщина стен, которые на ней будут возведены. Чем больший вес имеет материал стен, тем большую ширину ленты следует делать. Для конструкций из бетона и кирпича ширина ленты должна на 30-40 см превышать ширину стены постройки.
Почва
Конечно, хорошо если есть возможность выбрать место строительства, но зачастую, уже есть место и необходимо возводить постройку.
Самой главной характеристикой почвы, которая может влиять на постройку – это глубина её промерзания. Если перепад температуры будет слишком большой, то здание может осесть или дать трещину, перекос проемов.
Но стоит учитывать, что для разных почв, величина глубины промерзания почвы будет совершенно разная. К примеру, через песок или песчаный грунт, вода проходит очень быстро, а следовательно, глубина промерзания будет значительно ниже, чем у субстратов.
Для того, чтобы в будущем не волноваться о прочности и надежности своей постройки, стоит выполнить у фундамента подошву при строительстве гаража, которая будет располагаться ниже уровня промерзания почвы.
Итак. если грунт промерзает к примеру на 0,8 метра, то закладывать фундамент нужно на 1 -1,2 метра. Можно выполнить подошву из песка и щебня, засыпав эти компоненты в образовавшийся котлован, таким образом, удаляется вода. Также необходимо рассчитать несущую способность грунта.
Самым лучшим вариантом является скалистая местность, но там практически не найти хорошего участка под строительство. СНиП регламентируют что для постройки гаража категорически не подходит чернозем с плодородным слоем и торфом. Именно поэтому, верхний слой почвы в обязательном порядке необходимо снять, дойдя примерно до несущих слоев, которые выдержат нагрузку и тяжесть гаража. В большей частности случаев – это около 0,5 метра.
При возведении конструкции необходимо предельно точно выяснить все вопросы, связанные с грунтовыми водами. Грунтовые воды имеют большое влияние на несущую способность грунта, и на глубину промерзания. Можно предусмотреть водоотвод грунтовых вод, для защиты можно использовать глиняный замок. Категорически запрещается возводить в таких грунтах смотровые ямы или подвальные помещения.
Закладка фундамента
Такой процесс, как заливка фундамента под гараж, включает следующие последовательные действия:
- разметка участка;
- рытье траншеи;
- создание подушки;
- установка опалубки;
- армирование основания;
- изготовление и заливка бетонной смеси.
Разметка фундамента
На этом этапе следует правильно определить исходный угол постройки, который будет служить ориентиром для проведения остальной разметки. В месте расположения первого угла происходит вбивание колышка.
От надежно зафиксированного колышка под прямым углом в две стороны натягиваются две веревки, с помощью которых устанавливаются длина и ширина гаража. Концы веревок тоже фиксируются колышками.
Для определения местонахождения четвертого угла делают соответствующие размеры. Натяжение веревок к нему должно осуществляться под прямыми углами. Сделанный прямоугольник является внешней границей фундамента. Опираясь на ширину фундамента, аналогично производится разметка его внутренней части.
Рытье траншеи и засыпка подушки
Данная стадия устройства фундамента под гараж является наиболее трудоемким процессом. В большинстве случаев здание не несет большой нагрузки. В связи с этим отпадает необходимость заливать слишком мощный фундамент. Для рытья траншеи вполне достаточно глубины 0,5-0,8 м.
Что касается ширины основания, то данный параметр зависит от типа грунта. При наличии прочной почвы, ширина траншеи будет составлять в пределах 0,4-0,5 м, а изготовление опалубки происходит лишь для наземной части фундамента. При сыпучей почве опалубка сооружается и под землей. А это значит, что при рытье траншеи следует сделать запас на величину опалубки.
Создание подушки и опалубки
На следующем этапе дно траншеи поочередно покрывается слоем гравия (15 см) и песка (10 см). Оба слоя тщательно трамбуются. Для более надежного осуществления данного процесса песок рекомендуется заливать водой.
После устройства песчано-гравийной подушки приступают к сооружению опалубки. Обычно ее изготавливают из ровных досок. Из них делают щиты, которые фиксируются подпорками, установленными по всему периметру траншеи. Для предотвращения распирания конструкции бетонным раствором для скрепления щитов, следует воспользоваться проволокой или обрезками досок.
Укладка арматуры
Чтобы ленточный фундамент был максимально прочным, его следует уплотнить металлическим каркасом. В качестве арматуры применяются прутья толщиной 1-1,2 см.
Технология армирования предполагает:
- укладку двух длинных прутьев на расстоянии 5 см от дна ямы и от опалубки;
- последующее поперечное соединение проволокой длинных прутьев с короткими с шагом 0,4-0,5 м;
- фиксация вертикальных прутьев;
- приваривание к вертикальным прутьям коротких стержней на расстоянии 0,2-0,3 м друг от друга.
После проведения армирования должна получиться решетка.
Изготовление и заливка бетонного раствора
Завершающей стадией создания фундамента под гараж своими руками является бетонирование. Для качественной «ленты» заливка раствора должна осуществляться беспрерывно. По этой причине следует заранее обзавестись бетономешалкой.
Бетонный раствор готовится в следующих пропорциях:
- 1 ч. цемента;
- 2-3 ч. песка;
- 4 ч. гравия;
- 0,5 ч. воды.
Изготовление рабочей смеси производится в следующей последовательности:
- цемент;
- песок;
- вода;
- щебень.
Для облегчения заливки приготовленного бетона в траншею, бетономешалка размещается возле опалубки. Процесс бетонирования обязательно сопровождается трамбовкой раствора, с помощью которой происходит удаление воздуха. Выравнивание верхней части фундамента осуществляется до полного схватывания бетона.
После заливки ленточного фундамента под гараж следует:
- поддерживать оптимальный температурный режим;
- оберегать конструкцию от ветра и жарких солнечных лучей.
В летнее время фундамент периодически смачивается водой, а в дождливые дни — прикрывается полиэтиленовой пленкой. Снятие опалубки и возведение стен гаража происходит только после полного застывания бетонного раствора.
Видео об устройстве фундамента под гараж:
https://youtube.com/watch?v=Mnm4ucNdHMo