Распашные ворота: виды и особенности конструкции
По конструктивным особенностям различают двуполые и одностворчатые ворота. Зачастую в гаражах, ангарах и складах используют комбинированный вариант — с двумя створками и калиткой. Так существенно экономится территория и материалы для устройства отдельного входа.
В гаражах обычно ставят ворота с двумя створками и калиткой
В большинстве случаев мы встречаем конструкции из металлических листов или деревянного штакетника и только в некоторых общественных местах (больницах, государственных организациях и учреждениях, школах, детских садах и т. д.) — кованые, трубчатые или решётчатые. Также они могут быть механическими и автоматическими.
Металлические ворота могут изготавливаться из профнастила, алюминиевых (дешевле, но имеют меньший срок эксплуатации) или стальных листов толщиной от 1 до 5 мм. Последние устойчивы к различным повреждениям, но очень тяжёлые, поэтому для них необходимы более прочные опорные стойки. Распашные ворота из профнастила — прекрасный образец надёжной, прочной и эстетически привлекательной конструкции, которую можно сделать практически за несколько дней из минимального количества материала. Недостаток металлических ворот — подверженность коррозии при недолжном уходе.
Деревянные изделия прочные и надёжные, имеют прекрасный вид. Их плюсы — приемлемая цена и длительный срок службы, а минусы — низкая степень огнеупорности и подверженность гниению.
- Очень часто можно встретить комбинированный вариант — стальные опоры с металлическими створками, обшитые деревянными досками, которые также служат и дополнительным элементом прочности.
Автоматические распашные ворота с электроприводом упрощают процесс их открывания и закрывания, так как это не приходится делать вручную. Принцип действия электропривода заключается в работе редуктора, который и приводит в движение рычаг, управляющий распашными воротами. Обычно в комплектации автоматической установки предусмотрена сигнальная лампочка, электрический блок, фотоэлементы и сам замок.
Электрические приводы в автоматических конструкциях делятся на три вида:
Рычажковые. Они оснащены изогнутым рычагом, который приводит створки в движение. Это простой и недорогой привод, который отвечает всем требованиям прочности и надёжности. Он позволяет открывать ворота весом около 1 тонны.
Подземные. Они довольно сложны в установке и последующем обслуживании, поэтому редко используются.
Линейные. Они придают распашным воротам эстетичный вид благодаря тому, что рычаг плотно монтируют к металлическому или деревянному полотну. Они имеют большой запас мощности, поэтому дороже рычажковых.
Устройство распашных ворот
Конструкция состоит из каркаса из круглой или квадратной трубы определённого диаметра и сечения и створок, в каждой из которых может быть:
одна или две прожилины по горизонтали для усиления прочности конструкции;
одно горизонтальное и два диагональных ребра жёсткости.
Оптимальная ширина ворот 3 метра. Этого расстояния достаточно для въезда любого вида легковой машины и даже грузового автомобиля. Высота ворот без учёта подъёма над грунтом обычно достигает 2 м.
Подготовка к устройству стандартных ворот для гаража
Первая задача, которую нужно выполнить владельцу автомобиля, загоревшемуся идеей сделать подъёмные ворота, – это составить чертёж. Обойтись без него не получится, так как именно от него зависит конечный результат работы.
Чертёж с обозначенными размерами
Схема с указанием всех размеров — это документ, способный уберечь от изготовления перекошенных ворот. Кстати, при сооружении подъёмной дверной конструкции желательно иметь под рукой не только простое схематическое изображение ворот, но и план с их изометрической проекцией.
По размерам подъёмная дверная конструкция должна быть на 10 см больше длины проёма. Добавив к параметрам ворот эти сантиметры, получится избежать появления щелей между подъёмной конструкцией и стенами гаража. Большое помещение может потребовать изготовления ворот с габаритами 6х2,2 м. А сам каркас, создаваемый из стальных или деревянных элементов, следует изготавливать, учитывая размеры проёма.
Всегда можно воспользоваться уже готовым чертежом
Закончив с составлением чертежа, надо вооружиться ручкой и записной книжкой, чтобы отметить в ней, что понадобится в процессе изготовления подъёмных ворот.
Как правильно выбрать материалы
Чтобы поставить в гараж подъёмные ворота, необходимо подготовить:
- 2 деревянных бруса, имеющих сечение 100х100 мм и 120х80 мм, или прочные стальные профили;
- уголки толщиной 4 мм с параметрами 4х4 см;
- швеллер 40х80 мм;
- прут из стали, диаметр которого составляет 0,8 см;
- 2 пружины, имеющие внутренний диаметр 3 см;
- 2 подвижных кронштейна;
- анкерные болты и саморезы;
- ролики;
- трос или цепь.
Больше всего требований предъявляется к материалу, из которого будет изготавливаться само полотно. Для создания подъёмной (она может быть складной и откидной) створки подойдут доски, имеющие толщину не менее 2,5 см, профнастил и панели из пластика. Можно сделать полотно из обычных сэндвич-панелей. Таким же хорошим материалом считаются дощатые щиты.
Если после изготовления полотна для ворот хозяин гаража намеревается утеплить их, то он может воспользоваться базальтовой ватой или пенополистиролом. Эти материалы соответствуют требованиям противопожарной безопасности. Утеплив дверную конструкцию, можно обшить её оцинкованным стальным листом, который защитит металлические детали ворот от ржавчины.
Необходимые инструменты
Для замеров потребуется металлическая лента с делениями (рулетка), строительный уровень и уголок. В дальнейшем понадобятся:
- углошлифовальная машина для разглаживания металла после сварки;
- сварочный аппарат;
- электрический лобзик, который пригодится для распила и обработки деревянного бруса;
- дрель, чтобы проделывать в материалах отверстия;
- шуруповёрт для оснащения полотна крепёжными элементами;
- молоток, набор отвёрток и гаечных ключей.
Классификация, достоинства и недостатки
Этапом, предшествующим планированию обустройства ворот, является изучение всех особенностей материала и ассортимента его видов, что необходимо для точного учета всех тонкостей и нюансов.
Древесина как конструкционный материал использовалась с незапамятных времен и сегодня характеризуется следующими основными преимуществами:
- относительно небольшая цена;
- небольшая масса;
- широкий выбор размеров и конфигураций;
- удобство обработки и монтажа;
- достаточная прочность большинства сортов древесины;
- оригинальный и эстетичный внешний вид.
Однако деревянные изделия не лишены и некоторых недостатков. Наиболее существенными из них являются следующие:
- недолговечность в случае отсутствия защитных покрытий и пропиток;
- склонность к появлению сколов, вмятин, трещин и прочих механических повреждений в результате воздействия ударных нагрузок;
- при небрежной эксплуатации – пожароопасность;
- специфические недостатки, свойственные некоторым сортам.
Очевидно, что большинство этих недостатков легко устраняется созданием должных условий эксплуатации и правильным выбором вида конфигурации гаражных ворот.
Это, по совместительству, важнейший критерий их классификации, который включает следующие пункты:
- Распашные ворота – самый простой и распространенный вид, предполагающий раскрытие двух створок в разные стороны на установленных по краям проема петлях.
Характеризуется простотой и надежностью, однако требует наличия свободного пространства перед гаражом, отсутствия посторонних предметов и уклонов.
- Откатные – выполнены в виде одной большой секции, сдвигающейся на роликах в сторону во внутреннем пространстве гаража.
Не предъявляют никаких дополнительных требований к внешнему пространству, но требуют, чтобы ширина гаража минимум вдвое превышала ширину ворот.
Специфика использования древесины создает дополнительные сложности в создании достаточно прочной цельной секции.
- Складные – состоят из множества секций, скрепленных шарнирно и способных складываться в горизонтальной или вертикальной плоскостях.
Для металлических конструкций чаще предусматривают вертикальную автоматизированную уборку, деревянным же, напротив, более свойственна горизонтальная ручная – она проще в реализации и исключает контакт секций с подвижными металлическими деталями.
Достоинством конструкции является компактность, нетребовательность к внешнему и внутреннему пространству, недостатком – малая жесткость.
- Секционные – состоят из множества узких участков, соединенных полушарнирно, убираются под потолок механизированным методом.
Удобны, идеально подходят для малогабаритных гаражей.
Изготовление таких ворот полностью из дерева невозможно, однако часто используется комбинированный метод – обшивка металлической основы деревянными панелями.
Главные недостатки конструкции – высокая цена, сложность, зависимость от электроэнергии.
- Подъемно-поворотные – представляют собой единый монолитный блок, убирающийся под потолок вручную или автоматизировано при помощи специального шарнирно-рычажного механизма и направляющих.
Современная и перспективная конструкция.
При выборе конфигурации следует руководствоваться особенностями расположения гаража, его габаритами и требуемым дизайном (ретро, классика, футуризм и др.).
Также стоит учесть финансовые возможности и, в случае самостоятельного изготовления или монтажа, наличие соответствующих знаний и умений.
Выбор пиломатериалов
Виды и объем
Для начала давайте определимся с тем, какие материалы нам придется закупить.
- Широкая (15 – 20 сантиметров) доска толщиной 25 – 30 мм будет использована для того, чтобы обшить каркас будущих ворот.
- Брус размером 100х50 мм станет основой этого каркаса.
- Для столбов (если они, конечно, нужны) мы используем брус сечением 100х100.
Чтобы вычислить объем пиломатериалов, волей-неволей придется набросать эскиз с указанием актуальных для вас размеров.
Некоторые значения, впрочем, универсальны:
- Оптимальная ширина двухстворчатых ворот – 3,5 – 4 метра. Ширина створки больше 2 метров будет означать избыточную нагрузку на столбы и навесы, а также большую парусность при ветре; существенное уменьшение размера не позволит автомобилю въехать во двор под углом, отличным от прямого, что не всегда удобно.
- Разумный максимум высоты ворот – 2 метра. Она скроет ваш двор от нескромных взглядов со стороны улицы и опять-таки не сделает створки избыточно тяжелыми.
- Столбы, на которые навешиваются створки, должны быть четырехметровыми. Полтора метра уйдет в грунт; возвышение над створками в полметра позволит в дальнейшем соорудить над воротами опирающийся на столбы навес, защищающий их от дождя.
Оптимальные размеры ворот.
Породы древесины
Традиционно для строительства деревянных конструкций применяется сосна: она наряду с елью является одной из самых дешевых пород и, в отличие от елки, не изобилует сучками.
В нашем случае, однако, она будет далеко не лучшим вариантом:
- Легкая сосновая древесина не отличается механической прочностью. Ворота все-таки должны не только выполнять декоративные функции, но и предотвращать проникновение во двор злоумышленников.
- Сосна не слишком устойчива к гнили. Между тем ей придется постоянно противостоять непогоде и контактировать с влагой.
Из сравнительно недорогих пород можно рекомендовать лиственницу. Ее цена в 1,5 раза выше, чем у сосны; плотная древесина с выраженной текстурой отличается прочностью и крайне устойчива к любым неблагоприятным воздействиям.
Текстура, типичная для лиственницы.
Еще более выигрышные решения – дуб и ясень. Солидная стоимость обеих пород (около 40000 рублей за кубометр) компенсируется высочайшей прочностью, великолепным рисунком текстуры и практически неограниченным сроком службы.
Не древом единым
Наряду с цельнодеревянными великолепную стилизацию под старину могут представлять собой ворота из металла – из дерева выполняется лишь заполнение створок. Выше мы не советовали использовать с деревянной конструкцией стальные трубы из-за того, что они выбьются из ретро – стиля; однако украшенные художественной ковкой металлические столбы и другие конструктивные элементы будут в полной мере ему соответствовать.
Соединения дерева и металла осуществляется болтами с полупотайными неограненными головками: каркас засверливается, после чего доски притягиваются к нему двумя-четырьмя крепежными элементами. Гайка, как несложно догадаться, остается с внутренней стороны ворот.
Для большего соответствия выбранному стилю используются кованые накладные навесы, шпингалеты и дверные ручки.
Даже обычный дверной навес может стать настоящим шедевром.
Делаем калитку
Для самостоятельного изготовления отдельно стоящей калитки необходимы:
- профилированная труба, имеющая сечение 60х60х3 мм;
- прямоугольная труба с сечением 40х20х2,5мм;
- материал для обшивки;
- петли.
Процесс создания предполагает следующую последовательность действий.
- Устанавливаются опоры (принцип установки точно такой же, как и при установке столбов для ворот).
- Делается каркас калитки:
- берется труба с сечением 40х20х3 мм, из которой вырезаются заготовки (две стойки и две перекладины);
- сваривается каркас рамы;
- поперечины привариваются к опорным столбам так, чтобы они слегка держались;
- проверяется с помощью уровня горизонтальность поперечных перекладин (при необходимости производится выравнивание);
- привариваются вертикальные части рамы (угол между частями должен составлять 90С).
- Привариваются петли: начинать необходимо с нижней петли.
- После установки петель убираются созданные первоначально.
- Делается усиление калитки: берутся металлические трубы, прикладываются к каркасу, на них с помощью мела отмечаются места срезов, далее с помощью болгарки готовятся нужные элементы и привариваются.
- Создается усиление для замка.
- Проводятся сварочные работы, направленные на закрытие открытых срезов труб.
- Производится шлифовка изделия, его грунтовка и покраска.
- Отрезается лист профнастила, примеряется к каркасу, проверяется, чтобы калитка хорошо открывалась. Если все хорошо, хорошенько прикручивается на саморезы.
Крыша гаража из дерева
В основном крыши в гаражах делаются двухскатными или односкатными. Первый вариант сложнее и затратнее, но дает возможность сделать чердачное помещение, где могут храниться различные инструменты, материалы, запчасти для автомобиля, а также домашняя утварь.
Чтобы соорудить крышу, необходимо:
- Изготовить стропильную систему.
- Обшить скаты крыши при помощи фанерных листов либо сделать разреженную обрешетку.
- Постелить крышу кровельным материалом.
Двухскатная крыша
Устройство такой крыши можно делать двумя способами:
- собрать конструкцию на земле, а затем монтировать ее на обвязку стен;
- непосредственно на месте закреплять балки перекрытия.
Второй вариант более трудоемкий и сложный, поэтому многие предпочитают останавливаться на первом варианте.
Перекрытие двускатной крыши
Если крыша устанавливается сразу на месте, то в самом начале необходимо установить балки перекрытия потолка, используя брус. После устанавливаются стропила по фронту строения.
В местах, где стропильные ноги пересекаются с фронтовыми парами, используется доска коньковая для закрепления. Затем устанавливаются остальные стропила через определенное расстояние. Для большей прочности стропильная система укрепляется при помощи дощатой обрешетки при помощи ОСП или фанеры.
Крыша гаража с коньковой доской
В последнюю очередь устанавливается кровельный материал. Если конструкция металлическая, то в большинстве своем крыша собирается на земле, потом монтируется в готовом виде на стены. Причем к верхней обвязке она прикручивается при помощи болтов или винтов-саморезов. Чтобы крепления были прочными, может использоваться сварка.
Односкатная крыша
Это более примитивная конструкция, поэтому ее нет необходимости собирать на земле, а она монтируется сразу на месте. Необходимо иметь в виду, что при установке односкатной крыши одна стена должна быть по высоте больше другой.
Самый правильный угол наклона должен составлять 15-20 градусов. Но более точные данные зависят от вида кровельного материала. Эти показатели также влияют на высоту противоположных стен. После окончания верхней обвязки стропила укладываются на фронтальные и боковые стены. Стропила делаются из досок или бруса. Доски крепятся на торец.
Такие конструктивные элементы устанавливаются на одинаковом расстоянии по ранее установленной разметке. Поверху стропил закрепляется обрешетка либо сплошная, либо разреженная (используется либо доска, либо ОСП). Окончательный этап – кровельное покрытие.
Как изготовить гаражные ворота из дерева
Сделать ворота для гаража согласно всем правилам и строительным нормам можно без особого труда.
Перед тем, как изображать на чертеже гаражные ворота, которые будут сделаны своими собственными руками, необходимо замерить высоту и ширину проема при помощи рулетки.
Делаем чертеж и подготавливаем проем
В чертежный план необходимо занести:
- Вертикальные стояки и горизонтальную балку из бруса для сооружения проема.
- Между проемом и створками ворот необходимо оставить зазор в 10 миллиметров, и указать это в чертеже. Подобное действие также касается расстояния в самом притворе, промеж двух створок, и калитки, где зазор тоже должен быть учтен.
- Подробно отобразить створки, с учетом каркаса и облицовочного материала. Каркас обязательно должен быть укреплен диагональными балками (укосинами).
К изготовлению проема нужно приступать лишь после полной готовности чертежа. Кроме того, перед началом самого процесса необходимо подобрать ровную площадку, для соблюдения необходимого уровня и во избежание нахлеста створок.
Опорные брусья 100х100 нужно вогнать в грунт где-то на 1,5-2 метра, часть изделия, находящуюся в земле, смазать мастикой на основе битума, а ямы заполнить бетоном. К гаражным стенкам стояки и перемычку прикрепить саморезами.
Монтируем каркас
После того, как чертеж готов, можно приступать к изготовлению ворот. Для сбора каркаса и обшивки необходима гладкая площадка, брус и рубанок.
Отмеренный брус для каркаса необходимо распилить на заготовки нужных размеров и подвергнуть обработке рубанком. Затем подготовленные части необходимо промеж собой скрепить, к примеру, саморезами, а стыки соединения смазать клеем.
Отделочные работы
Для изготовления обшивки доски необходимо подвергнуть распиловке и ошкуриванию при помощи рубанка.
Для утепления гаражных ворот используют как минеральную вату, так и любой другой теплоизолирующий материал. Но в этом случае дощатый материал, предназначенный для обшивки, необходимо закреплять изнутри гаражных изделий.
Установка петель и крепление створок
Уже готовые створки навешивают на металлические петли. А так как гаражные ворота достаточно массивны, их установка проводится совместно с помощниками.
Обработка поверхности
Обработка поверхности гаражных ворот, для красоты и защиты от всевозможных внешних воздействий, проводится с использованием разнообразных защитных покрытий. Первым слоем, при помощи специального раствора, ворота грунтуют, а затем массивное изделие подвергают окрашиванию с использованием материалов в виде морилки или краски.
Привариваем засовы
Для гаражных ворот подойдут как наружные, так и внутренние засовы. Современный рынок их предлагает множество, это и засовы-вертушки, шлагбаумы, сдвижные механизмы.
Приваривать подобные засовы рекомендуют к специальным металлическим накладкам, закрепленным на дверях, ведущих в гараж.
Пошаговый процесс изготовления деревянных ворот
Из обзора видов конструкций ворот видно, что своими руками доступно сделать распашные ворота.
Изделие будет надежным, удобным, простым в использовании если делать все внимательно, аккуратно, соблюдая определенный порядок.
Выбор столбов
Нужно решить какие опоры подойдут воротам. Для распашных ворот необходимо подобрать надежные, прочные столбы, так как створки немаленькие и утяжеленные металлическими конструкциями.
Основной выбор делают между:
- деревянными столбами. Обычно это брус или кругляк
- металлическими трубами разного диаметра
- в виде кирпичных или бетонных столбов
Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на металлических или кирпичных опорах, так как дерево, вкопанное в почву быстро гниет и опоры быстро разрушаются.
Монтаж столбов
Если для столба выбрана металлическая труба. Сначала выкапывается яма, шириной , которая превышает размер опоры примерно на 5см с каждой стороны и глубиной 100-120см:
- На дно засыпается щебень, он обеспечивает отток воды.
- Затем в яму устанавливаются столбы, которые с помощью распорок фиксируются строго вертикально.
- В пространство заливается цементный раствор и смесь плотно утрамбовывается.
- На 2-3 день после заливки можно продолжать работу.
- Если необходимо обложить металлическую опору кирпичом, то работать можно начинать на 5-6 день и под будущей кладкой заранее обязательно бетонируют площадку.
- Если в качестве столба выбрано деревянное бревно или брус.
- Такие опоры не бетонируют, а обрабатывают защитным составом для древесины, засыпают грунтом и тщательно утрамбовывают.
Изготовление створок
Начинают изготовление створок с формирования каркаса. Он может быть из деревянных брусков или металлических труб:
- При сборке каркаса из металлических труб понадобится сварка, для деревянного каркаса необходимы саморезы, металлические пластины, уголки.
- Детали каркаса нарезаются и раскладываются на земле. Проверяются размеры и углы, затем при помощи запилов собираются створки.
- Детали скрепляются на саморезы, нужно не забывать, чтобы при вкручивании от самореза не пошли трещины, сначала высверливаем в дереве тонкое отверстие.
- Углы усиливаем металлическими пластинами и уголками. Когда каркас готов можно приступать к его обшивке.
Установка створок
- Створку прикрепляют к опорам с помощью петель.
- Прикрепляют петли к створкам на высоту, составляющую четверть от их размера сверху и снизу.
- К столбам створки прикрепляют на высоту 5см от уровня земли.
- Нужно не забывать на всех этапах работы проверять вертикальность конструкции с помощью строительного уровня.
Отделка деревянных ворот
Облицовывать ворота можно с наружной стороны или с обеих сторон.Какие требования обычно предъявляют к материалу для обшивки створок:
- Прежде всего этот материал должен быть стоек к атмосферным воздействиям и быть противоударным.
- Он должен быть долговечен.
- Эстетичен
- Достаточно легок, чтобы процесс открывания и закрывания ворот не превратился в тяжелый труд.
- Прост в монтаже и легко ремонтировался.
Самое главное, перед нанесением декора тщательно обработать ворота специальной пропиткой для древесины!
Креативные варианты деревянных ворот.
В установке покрытия нет определенных правил.
Можно прикреплять рейки вертикально или горизонтально, стык в стык, создавая непрерывное полотно.
Или же делать зазоры, наподобие штакетника, полотна устанавливают под углом или в шахматном порядке, создают узоры.
Можно низ ворот сделать сплошным полотном, а верх украсить оригинальной деревянной решеткой. Все зависит от желания, фантазии и умения мастера работать с деревом.
Интересно выглядят ворота с нанесенной на них росписью. Рисунки могут быть выполнены под старину, а можно оформить ворота современной живописью.
Элегантно и респектабельно смотрятся ворота с металлическими коваными элементами. Размещать их можно по верху створок в виде ажурного кружева или украшать ими полотно.
Не стоит забывать при этом о кованых светильниках, ручках и почтовых ящиках и других элементах.
Резьба — яркий и запоминающийся элемент декора. С ней ворота превращаются в произведение искусства.
Это довольно сложный и дорогостоящий элемент, потому что новичок с этой работой с первого раза не справится и резные элементы придется заказывать в мастерской, чтобы потом установить их на ворота.
Этот и еще тысячу вариантов можно придумать и воплотить в жизнь.
Для самостоятельного изготовления деревянных ворот необходимо точные замеры.
А так же качественные материалы, минимальные навыки работы со строительными материалами, строгое соблюдение инструкций от профессионалов, а также упорство и терпение.