Секционные ворота.
Ворота этого типа делятся на две большие группы – бытовые и промышленные. Промышленные ворота могут быть любого размера, все узлы и детали усиленны по сравнению с бытовыми. Конструкцией предусмотрена возможность установки практически в любой проем. Так же возможно управление как вручную, так и с помощью автоматики. Ширину обычных ворот в гараж лучше делать не менее 2,4 метра, а лучше 2,5 или 2,75. При определении высоты проема нужно учитывать, что при ручном подъеме нижняя сендвич-панель ворот, в открытом положении будет торчать на 100-130мм. В случае автоматического управления, привод утягивает полотно ворот, и высота проема не уменьшается. Не стоит делать проем ниже 2125мм, такие ворота будут не удобны, при этом цена может даже увеличиться. Ниже преведена таблица с ценами на комплекты ворот которые есть в наличии на складе. Остальные размеры доступны со сроком поставки 10 дней.
Популярные размеры комплектов ворот Алютех (Белоруссия) в наличии.
Полная размерная таблица секционных ворот Алютех. Ширина до 6м, высота до 3м. Зеленым выделены ворота с пружинами растяжения, белым с торсионными пружинами.
Заключение.
Начиная строительство, не лишним будет проконсультироваться у специалистов о наиболее оптимальных для Вас размерах ворот. Консультация наших специалистов позволит Вам избежать лишних переплат, упростит установку ворот, позволит гармонично вписать ворота в архитектуру вашего дома. Мы всегда рады помочь вам по телефону, или проконсультируем вас в нашем офисе.
Сборка каркаса створки
Чтобы упростить работу, следует подготовить схему каркаса заранее. Это облегчит сборку ворот.
Каркас ворот собирается на ровной, просторной поверхности. Сваривается каркас, начиная с нижних элементов, в шахматном порядке для исключения перегрева металлических труб. После сваривания основного несущего каркаса к нему приваривают вертикальные элементы, верхнюю поперечную и откосную трубы. Для монтажа профнастила к основанию конструкции привариваются заполняющие элементы – благодаря им полотно будет более жестким и устойчивым. После остывания готовую конструкцию необходимо покрыть алкидной краской (из пульверизатора).
После высыхания можно приступать к обшиванию ворот профнастилом. Если речь идет о художественной ковке или о стальных листах, то их приваривают на этапе сборки каркаса, и потом все вместе окрашивают.
Опорные ролики — какие лучше и как установить
После того как собрали раму, приступаете к закреплению роликов, по которым катается створка.
Ошибка №4
Ни в коем случае не берите пластмассовые ролики.
Здесь можно рассматривать варианты только со стальными. Не ведитесь на рекламу производителей, что полимерные ролики отличаются более плавным ходом и бесшумностью.
Если вибрация при движении по направляющей есть, она все равно будет передаваться. А еще не забывайте про наши зимние условия эксплуатации.
При крайне низких температурах, пластмассовые ролики становятся менее прочными и при ударах начнут разрушаться.
Крайне важно, чтобы подшипники были с низкотемпературной смазкой. Они должны быть усиленными – 301-й а не 201-й, или 303-й, а не 203-й
Они должны быть усиленными – 301-й а не 201-й, или 303-й, а не 203-й.
Больший размер рассчитан на больший вес, а значит, они более надежны и способны выдержать худшие условия работы, даже при нарушении геометрии направляющей.
При монтаже роликов необходимо предварительно разметить места их установки на швеллере. Ставите их на плоскость и накатываете направляющую.
Обязательным решением при монтаже роликов считается применение регулировочных болтов.
Ошибка №5
Крепеж должен прихватываться к швеллеру именно через них, а не через саму площадку роликов.
Так как при любом отклонении бетонного основания всего на 0,5см, ворота при этом будут уходить на 4-10см.
С болтами, в процессе эксплуатации вы с легкостью сможете осуществить регулировку в любой плоскости при помощи обычного гаечного ключа.
После того как вы накатили воротину на роликовые опоры, их нужно выставить по уровню.
Ошибка №6
Ни в коем случае не смазывайте ролики или балку по которой они ходят.
В итоге такой самодеятельности, туда забивается песок и пыль, постепенно превращаясь в абразив, и планомерно стачивая поверхности двух этих важных элементов.
Для установки верхней и нижней ловушек, плюс верхнего кронштейна от бокового раскачивания, понадобятся дополнительные опоры (приходной столб, нащельник). Обычно это труба 60*40мм или 60*30мм.
Привариваете их через закладные к бетонным столбикам ограждения.
А уже к ним, монтируете эти самые ловушки и кронштейны.
Улавливатели должны быть из стали толщиной не менее 3-4мм.
Чтобы не было удара в самом конце, и воротина закрывалась вообще беззвучно, можете подложить в качестве прокладки резинку, если у вас нет заводских.
Хотя многие умные привода (Nice, Hormann), сами способны останавливать створку в заданном месте, зная ее длину.
Ошибка №7
Запомните, что нижний улавливатель ставится в самую последнюю очередь, когда ворота выставлены по уровню, обшиты и заняли свое рабочее положение.
Эта ловушка монтируется таким образом, чтобы при входе в нее полотна, происходил подъем ворот на пару миллиметров, дабы разгрузить опорные ролики.
В этом случае они прослужат гораздо дольше.
Ошибка №8
Никогда не крепите приходной столб напрямую к колонне, через анкера без закладных.
Через пару лет от ветровой и ударной нагрузки все это разболтается и крепеж вырвет. Изначально закладные должны быть приварены к стальной центральной колоне.
Если вы про это забыли, то делайте крепеж по крайней мере на химический анкер.
Установка механизма
К устройству механизма следует прибегать только после полного застывания фундамента. Для точного улавливания роликовых тележек на швеллере их фиксируют боковой частью. Только после этого на них накладывают направляющую балку. Затем створку выставляют вдоль забора и по горизонту. После проверки прихватывают сваркой.
На несущих опорах фиксируют улавливатели. Перед этим ворота выкатывают до полного закрытия. Благодаря установке нижнего улавливателя снимается нагрузка с роликового блока и увеличивается период его службы. Установив верхний, можно защитить ворота от раскачивания при сильном ветре. Сверху устанавливают поддерживающие ролики. Благодаря им сохраняется вертикальность полотна, что делает движение ворот намного мягче.
Подготовка к постройке: чертежи, эскизы, размеры
Изображать откатные ворота на бумаге, указывая размеры, следует после проведения расчётов. Для этого нужно выполнить следующие задачи:
- определить ширину будущих ворот, воспользовавшись формулой L=A+I+(a+b+c+d), где L обозначает ширину конструкции, А — ширину проезда, I — расстояние между каретками, размеры a, b, c, d — технологические отступы;
- решить, какими ворота будут по высоте;
- узнать, каким должен быть противовес, уравновешивающий створку при движении, учитывая, что минимально допустимая длина груза — 40% от ширины проёма;
- рассчитать вес полотна конструкции, на который влияет используемый материал (например, квадратный метр стального листа толщиной 2 мм весит 17 кг);
- исходя из веса створки ворот, установить размеры комплектующих и несущей балки, допустим, для конструкции в 300 кг нужна балка толщиной порядка 4 мм с рёбрами 9×5 см;
- узнать, насколько прочными должны быть комплектующие, то есть учесть частоту использования ворот и силу ветра.
Перед выбором роликового механизма стоит ознакомиться с некоторыми советами. Для откатных ворот из профлиста, устанавливаемых в проём 4 м, лучше всего взять усиленные роликовые опоры до 350 кг. Если планируется ставить ворота в проём 7 м и обшивать конструкцию деревом или коваными элементами, то целесообразнее приобретать комплекты до 800 кг.
Роликовый механиз должен выдерживать створки, которые имеют немалый вес
Составление чертежей
Проведя расчёты, можно приступать к составлению чертежей. В схемах требуется указывать основные размеры откатных ворот, то есть высоту и ширину конструкции, длину проёма и направляющей балки. Чертежи рекомендуется дополнять схемой сварки рамы.
В чертеже нужно указывать размеры конструкции
Распашные ворота.
Самая древняя конструкция ворот, недостатков больше чем достоинств. Изготавливают, как правило из профтрубы. Самый распространенный материал обшивки – профлист, реже дерево, сэндвич-панель, сайдинг. Сложнее и дороже автоматизировать, из за большой ветровой нагрузки. Ненужно место для отката, но требуют регулярной чистки снега и наледи в районе открывания ворот. Открываться могут в любую сторону, как наружу, так и внутрь. Популярные размеры такие же как и у откатных: 3000х2000мм стоят 23000 руб., 4000х2000мм обойдутся в 23500 руб, 4500х2000 – 23700 руб., 4000х2500 руб, – 24000 руб. Исходя из этого, выгоднее всего заказать ворота высотой не более 2,5 метров, а ширину выбрать любую.
Преимущества и недостатки откатных ворот
Преимущества:
- простота открывания, не требующая больших усилий;
- разумная себестоимость изделия;
- легко поддается автоматизации;
- нет необходимости фиксировать ворота в открытом состоянии, ветер их не закроет, как распашные.
Недостатки:
- для изготовления необходимо приобрести специальную фурнитуру, ее можно изготовить и своими руками, но качество изделия гарантировать может только специалист высокой квалификации;
- для отката потребуется место;
- под сами ворота заливается прочный фундамент, который увеличивает материальные расходы.
Фурнитура для откатных ворот Что касается участка для отката, то его длина рассчитывается по следующей формуле:
L = H x 1,4,
где L – длина ворот, H – ширина воротного проема в свету.
Повышающий коэффициент можно взять 1,33, но не меньше. Почему именно такая длина участка выбирается. В принципе, она равна длине самих ворот. Все дело в том, что в конструкции есть так называемый хвостовик. Он выполняет функции противовеса самому воротному сооружению, чтобы оно не завалилось в процессе перемещения. Да и само смещение с хвостовиком намного легче.
Если участок отката попадает в этот размерный диапазон, или он больше, то смело можете заниматься изготовлением и установкой откатных ворот. Если отрезок территории сделать это не позволяет, то придется выбирать другой тип въездных ворот.
И еще несколько тонких моментов, касающихся хвостовика:
- если ширина воротного проема превышает 5,5 м, то хвостовик нужно делать не треугольной формы, а прямоугольной;
- при этом длину этой части воротных конструкций нужно делать в диапазоне 45-50% от размера ширина проема.
Слева хвостовик, незакрытый отделочным материалом
Почему проведение расчетов важно: обоснованное мнение
При изготовлении ворот с откатным механизмом (на рейке, консоли или балке) не стоит полагаться на «наметанный глаз мастера». Необходимость проведения расчетов размеров откатных ворот обоснована тем, что мастер будет иметь черновик, содержащий все размерные параметры изготавливаемой конструкции.
Независимо от вида откатных ворот изготавливать чертеж и эскиз обязательно. Это можно сделать самостоятельно при наличии элементарных знаний, а можно воспользоваться примерами, которые предлагает большое количество интернет-ресурсов. Также можно использовать специальные программы, которые создадут чертеж или трехмерное изображение будущей конструкции. Если же вы не уверены в собственных знаниях или не имеете достаточно времени для создания чертежа в специальной программе, то стоит предоставить эту работу профессионалам.
Данные высоты и ширины проема
Как уже говорилось ранее, на определение ширины будущих откатных ворот влияет угол заезда. Если улица узкая, то заезжать на участок и выезжать будет труднее. В этом случае рекомендуемую минимальную ширину лучше увеличить. Также это делать рекомендуется владельцам автомобилей премиум класса, строительной и сельскохозяйственной техники.
Кроме этого, сбоку от проема должна оставаться зона для створки и противовеса. Она равняется половине его ширины.
Для большинства транспортных средств 2-х метровая высота воротных проемов вполне достаточна. Но, если в будущем планируется приобретение авто с высоким фургоном или техники, превышающей по высоте 2 метра, то этот момент следует учитывать при расчетах и приобретении материала.
Когда вы точно определитесь с этими данными, можно будет рассчитывать количество материала и фурнитуры.
Расчет веса, габаритов и прочности
При выборе профиля для изготовления опор, каркаса и облицовки нужно в первую очередь учитывать ветровую нагрузку и вес всего сооружения. Чем толще будут трубы, тем меньше они гнутся и деформируются от вертикального давления. Для стандартной конструкции с проемом 2х4 м, рекомендуется приобретать профиль для рамы 60х30 мм, для внутренних балок 20х20 мм. Если ширина сооружения больше, нужен материал для рамы 60х40 мм, для внутренних балок 40х20 мм. Консоль следует делать из трубы 40х40 мм с толщиной стенок не менее 2,5 мм, которые не сможет за десятилетия проесть коррозия. Для опорных столбов лучше использовать профиль 80х60 мм, а при размере полотна более 500 см увеличивать его до 100х100 мм.
Оптимальная ширина ворот
Мы считаем, что лучше выбирать от 3,5 до 4 метра. При таких воротах водителям как легковых, так и грузовых авто будет комфортно заезжать на участок. Например, любой (даже начинающий) водитель ЗИЛа легко справится с задачей, если ширина ворот будет 4 м. А вот если 3 метра — вопрос. Всякое может быть.
Стоит ли делать ширину более 4 метра? Конечно, и 4,5 метра, и 5 метров — будет тоже хорошо и комфортно. Однако при этом заметно возрастет стоимость ворот. И каких-то значимых преимуществ это не добавит. Поэтому считаем, что особой необходимости в этом нет.
Оптимальный выбор — 3,5. 4 метра. Можно сказать, что это стандартная ширина ворот, которая встречается наиболее часто.
Ворота шире 4-х метров стоит выбирать лишь в том в случае, если, например, подъезд к участку затруднен из-за узкой проезжей части (или имеются какие-либо другие помехи). В таких ситуациях, возможно, именно 5-метровые ворота будут оптимальными. В остальных же случаях: 3,5-4 метра.
Окончательное решение, конечно же, за вами. Так что думайте и выбирайте. Желаем вам удачно выбрать ширину въездных ворот и отлично обустроить свой участок.
Расчёт оптимальной ширины распашных и откатных ворот
Многие при расчете ширины ворот действуют по следующей схеме — берут ширину грузовика, накидывают к ней еще 1 м (про запас) и думают, что сделали все правильно, и машина свободно проедет. Например, габариты обычного самосвала на базе КамАЗа:
- длина – 6685 мм;
- ширина – 2500 мм.
Длина миксера уже 8.7 м + боковые зеркала, которые выступают за габариты грузовика. Итого: большегруз сможет проехать в ворота шириной 3500 мм только по прямой. Т.е. фактически грузовик для заезда должен развернуться на соседнем участке или на водоотводящей канаве, а если дорога узкая, то в такие ворота проедет только легковушка.
У меня старые ворота были шириной 3.5 м при ширине дороги 4 м. В них даже ЗИЛ не мог заехать, пришлось убирать один столб. О проезде КамАЗа даже речи не идет.
Если нет возможности смоделировать ситуацию на натуре, например, при заезде грузовика, прикинуть ширину проема, вбив колышки или положив кирпичи, то можно рассчитать проём виртуально, расчертив всё в масштабе. Для этого воспользуемся схемой Ivolgass.
Как видно на схеме выше, грузовик физически не заедет в проём шириной 3.5 м. Даже с учетом увеличения радиуса поворота за счет канавы (итого около 5.5 м), скорее всего, КамАЗ не впишется в проём или провалится колесом в водоотвод. Поэтому пользователь портала zorg считает, что надо сразу закладывать максимально возможную ширину проёма для ворот, например, 5 м.
У соседей ширина ворот 3.5-4 м. Свободно заезжает только Газель. Большегруз уже не вписывается. Лучше переплатить, чем потом бегать и думать, как загнать на участок кран или бетономешалку.
Для наглядности, как влияет ширина дороги на размеры ворот, приведём схему vopofoto.
Также бывают ситуации, когда не хватает ширины и в 5 м.
Я хочу сделать откатные ворота длиной 5500 мм. Сейчас стоят распашные пятиметровые. Дорога узкая – 5.5 м. Если сосед через дорогу поставит забор, то большегруз точно не заедет.
В итоге пользователь, купив комплект для откатных ворот с электрическим приводом и балку длиной 7 м, сварил их сам.
У пользователя портала с ником Пешеход ситуация ещё сложнее. Непростой въезд на участок и гараж на две машины. Места для манёвра нет, расстояние от забора до ворот всего 5 метров. Поэтому он сделал откатные ворота длиной 7500 мм.
Конечно, пришлось потратиться. Заложил усиленную балку. Воротам уже три года. Работают нормально. Единственный недостаток — большая парусность, поэтому изредка створки «не ловят друг друга», и надо следить за ними до момента полного закрытия. Но это мелочь.
На портале обсуждается оптимальная ширина въездных ворот.
По теме советуем статьи – гараж из сэндвич-панелей, как выбрать сварочный инвертор и научиться хорошо варить металл, и строительство забора из необрезной доски.
В видео – нюансы установки забора и откатных ворот.
Рассчитываем ширину ворот в зависимости от количества и типа машин
Ручные расчеты позволяют оценить индивидуальные минимальные требования для комфортного въезда и выезда машин. Сравнив эти цифры с размерной сеткой производителей, легко подобрать оптимальный вариант.
На один легковой автомобиль
По высоте выбирается комфортная цифра для прохода человека – 2-2,2 метра. В такой проем проедет любой легковой автомобиль, даже с багажником.
Допуск для прямого въезда – 0,2-0,3 метра, если под углом – 0,4-0,5 метра.
На две машины
По высоте требования не меняются. Для двух авто сначала решают, будут ли делать отдельные ворота или установят общие. Если ставят единые, то нормальная ширина для пары легковых автомобилей – 4-5 метров. На зазор между машинами оставляют 0,5 метра.
Для джипа
Внедорожник или микроавтобус отличаются от легкового автомобиля большей шириной и высотой. Формула для расчета не меняется. По ширине оптимален проем в 2,8 метра. По высотным габаритам предпочтителен проем 2,5 или 3 метра.
Для грузового транспорта
Особенность расчета проема под Газель связана с большой длиной авто. Если длина транспортных средств – до 8 метров, то параметр ширины при прямом въезде – 1 метр, а под углом – 1,5 метра. Для большей длины поправки, соответственно, составляют 1,2 и 2,0 метра.
При парковке двух машин расстояние между ними должно быть не менее 0,7 метра.
Как рассчитать ширину въездных ворот: личный опыт
В первой части статьи мы рассказали о плюсах и минусах откатных и распашных ворот, а также дали рекомендации по их правильной установке и эксплуатации. Продолжаем начатую тему.
Многие начинающие застройщики сталкивались с ситуациями, когда ворота уже построены, а при попытке въехать в них большегрузного транспорта возникают проблемы. Миксер с бетоном или КамАЗ к с песком, из-за неправильно рассчитанной ширины проёма, не могут нормально заехать на участок. В результате ворота сносят при развороте бортами, мнут соседский забор, а каждый приезд грузовиков превращается в сплошную нервотрёпку. Чтобы этого избежать, советуем прочесть нашу статью, где даны ответы на следующие вопросы:
- Какая должна быть оптимальная ширина у въездных ворот.
- Какие особенности нужно учесть при расчете ширины распашных и откатных ворот.
Сборка каркаса створки
Чтобы упростить работу, следует подготовить схему каркаса заранее. Это облегчит сборку ворот.
Каркас ворот собирается на ровной, просторной поверхности. Сваривается каркас, начиная с нижних элементов, в шахматном порядке для исключения перегрева металлических труб. После сваривания основного несущего каркаса к нему приваривают вертикальные элементы, верхнюю поперечную и откосную трубы. Для монтажа профнастила к основанию конструкции привариваются заполняющие элементы – благодаря им полотно будет более жестким и устойчивым. После остывания готовую конструкцию необходимо покрыть алкидной краской (из пульверизатора).
После высыхания можно приступать к обшиванию ворот профнастилом. Если речь идет о художественной ковке или о стальных листах, то их приваривают на этапе сборки каркаса, и потом все вместе окрашивают.
Практичность заезда
Грамотный выбор места положения ворот во многом определяется тем, насколько удобным будет въезд
Важно учесть, кому принадлежит дорога около участка, дабы ворота не помешали движению и заезду с соседних участков, обеспечивается ли безопасность во время движения. На удобство въезда влияет расположение дороги перед домом. На этапе выбора конструкции ворот не стоит останавливать на воротах, которые открываются наружу, поскольку это может затруднить движение других автомобилистов
На этапе выбора конструкции ворот не стоит останавливать на воротах, которые открываются наружу, поскольку это может затруднить движение других автомобилистов.
Следующий фактор, влияющий на практичность установки ворот, – наименьший радиус поворота. Если въезжает легковой автомобиль, то поворотный радиус равен пять или шесть метров, в случае с грузовой машиной он будет равен шесть – семь метров.
Величину радиуса определяют при повороте автомобиля, отсчёт ведут от выпирающей части машины. Когда между воротами и проезжей частью остаётся зазор, величина которого сравнима с радиусом поворота автомобиля или больше него, тогда при проезде остаётся пространство по разные стороны от машины для створ.
Хорошо, если вопросы «как» и «зачем» – это просто шутка
Если зазор не превышает радиус поворота, тогда заезжающему автомобилю нужно двигаться под углом, при таком движении он может тереться о бордюр и получить повреждения или царапины. Во избежание таких ситуаций рекомендуется выбирать большую ширину въездных ворот, которая будет составлять три–три с половиной метра.
Однако если для въезда на участок возникает необходимость пересекать ось проезжей части, тогда такого расстояния окажется мало. В подобных ситуациях предлагают расположить въездные ворота на участке немного глубже (примерно на метра или полтора).
Особенности проектирования конструкции
Откатные ворота
Чем больше ширина откатных ворот, тем удобнее совершать въезд на дачный дворик. Однако от размера напрямую зависят такие показатели, как цена, сложность монтажа и величина необходимого для работы свободного пространства. Нет смысла выполнять лишние действия и переплачивать за огромные откатные ворота, размеры которых не соответствуют потребностям. Специалисты рекомендуют отталкиваться от разумного и безопасного минимума.
Показатели для расширения въездного проема:
- крупные габариты транспортного средства (грузовой автомобиль, микроавтобус);
- узкая дорога вдоль забора;
- крутой поворот сразу после въезда, если перед ним стоит коттедж или дачный домик;
- наличие широкой парковки для гостей, перед которой нужно маневрировать.
В расчет нужно брать и технические показатели, которые определяют тип сооружения и используемые для его строительства материалы.
Выбор и расчет материалов с фурнитурой
Материал, из которого будет монтироваться обшивка выездных ворот откатного типа, выбирают исходя из личных предпочтений и финансовых возможностей. Наиболее часто приобретаемыми для этой цели материалами являются:
- Профнастил. Один из самых доступных материалов для изготовления заборов и ворот. Удобство и простоту монтажа обеспечивают небольшой вес и минимум дополнительных расходных материалов (заклепки, саморезы). Листы обрабатываются специальным покрытием, которое обеспечивает защиту материала от коррозии. В продаже имеется большая линейка цветов и различные виды рифления.
- Поликарбонат. Материал для тех, кто хочет легкие ворота.
- Стальной лист. Надежный, долговечный материал. Часто используется как основа под ковку. Подбирается по размеру и необходимой толщине.
- Вагонка, штакетник. Эти материалы нуждаются в обработке антисептиком и покрытии краской, либо лаком. Тогда ворота прослужат долго и будут радовать прекрасным видом.
- Кованые элементы. Сейчас можно приобрести такие кованые изделия, с помощью которых посредством сварки можно воссоздать на раздвижных воротах настоящие произведения искусства. Часто ковку комбинируют со стальными листами, поликарбонатом или деревом.
- Филенка. Реализуются эти штампованные металлические листы различных размеров. Монтаж производится при помощи заклепок или сварки.
Если выбор пал на кованые элементы, филенку или металлические листы, то нужно учитывать значительное увеличение веса готовой конструкции при выборе комплектующих и опор.
Фурнитуру обычно заказывают или приобретают в соответствующей торговой сети
Здесь важно понимать, какой вес будет у будущих откатных ворот: так можно будет подобрать необходимые для оптимальной функциональности ролики
Расчет материала лучше проводить с небольшим запасом. Возьмем в пример ворота с проемом 4 метра.
- Раму лучше изготавливать из профилированной трубы (60/30, от 2 мм) – ее потребуется 14,7 метров.
- Внутренний каркас можно сварить из труб 40/20 – в метрах 20,5.
- Если забор закрывается профнастилом, то его уйдет около 8 м2.
- Крепеж будет проводиться при помощи саморезов и заклепок – также приобрести их лучше с запасом.
- 15-20 см швеллер будет использоваться для монтажа закладной. Еще раз повторимся, что его длина должна быть не меньше половины длины проезда ворот (в нашем примере 2 м)
- Для фундамента приобретается арматура 20 м сечением 10-15 мм.
- Щебень, цемент и песок понадобятся для заливки фундамента (пропорции 4/1/2,1). На 4 метровый забор уйдет около половины куба бетона.
Инструментарий для работы:
- лопаты: совковая и штыковая;
- бетономешалка;
- сварочное оборудование;
- шуруповерт (клепочник);
- рулетка;
- молоток;
- болгарка;
- маркер.