Схема откатных ворот
При составлении чертежа конструкции следует правильно рассчитать высоту и длину ворот, а также размеры противовеса (хвостовая часть, находящаяся за пределами проема). Высота должна соответствовать забору, длина – ширине проема, хвостовик делают примерно вполовину короче полотна ворот.
Рекомендуемые параметры откатных ворот с проемом 4 м
На этом же этапе определяются с типом каркаса. Он может состоять из рамы и 2-3 закрепленных под наклоном отрезков прямоугольных труб либо частой обрешетки из горизонтальных и вертикальных направляющих. При желании, в таких воротах можно предусмотреть встроенную калитку, но это требует закупки дополнительных материалов – профиля для рамы, подвесов и прочей фурнитуры. Кроме того, порог такой калитки получится высоким, а это создаст неудобства для детей и пожилых людей.
Виды откатных ворот
Тип ворот оказывает непосредственное влияние на характеристики опор, используемых в процессе выполнения монтажа. При этом внешний вид ворот, если судить по фото, существенно отличается в зависимости от того, к какому виду они относятся. Для каждого конкретного вида изготавливается свой каркас, к которому затем крепится полотно ворот.
Консольные ворота
Место расположения опор предъявляет определенные требования к конфигурации каркаса и порядку выполнения монтажа. Прежде чем отдать предпочтение конкретному варианту, следует поискать фото возможного исполнения каркаса ворот и его последующей отделки.
Подвесные ворота
Ворота могут быть:
- Консольными. Они комплектуются четырьмя парами колес, прикрепленными к металлической каретке и закладной фундаменте. Для крепления колесных опор используется верхняя боковая часть каркаса ворот. На фото видно, что перемещение происходит по специальной направляющей балки, жестко прикрепленной к столбам ограждения. Направляющая балка может располагаться не только посередине или вверху, но и внизу ворот;
- Подвесными. Роликовая система таких откатных ворот с таким каркасом устанавливается в верхнюю направляющую балку. Схема их установки предполагает, что несколько пар роликов располагаются по центру и с краю каркаса. К устанавливаемому полотну приваривается рельс;
- С нижним рельсом. Вариант, подходящий для установки широких створок. При помощи двух блоков каретки, соединенных с нижней направляющей, обеспечивается стабильная работа откатных ворот. По своему конструктивному исполнению ролики для откатных ворот с нижним рельсом напоминают железнодорожные колеса. У их обода радиус с внешней стороны делается меньше радиуса внутренней части.
Ролик для ворот с нижним рельсом
Последний вариант, достаточно посмотреть фото, имеет существенный недостаток. У таких ворот рельс может постоянно забиваться грязью, листьями и другим мусором. Это может вызвать серьезные проблемы в процессе эксплуатации. Даже если на фото такие ворота выглядят достаточно красиво, стоит хорошенько подумать, прежде чем отдать им предпочтение
Ворота с нижним рельсом
Полотно откатных ворот
Перед тем как сварить отъездные ворота стоит оценить свои силы в сварочном деле. Если опыта недостаточно рекомендуется обратиться к специалистам. Само сооружение имеет достаточно большие габариты, поэтому перед изготовлением нужно будет подготовить рабочую площадку. Изготовление основного каркаса осуществляется из профильной трубы сечением 60*40 мм. Несущая опора, представленная балкой, приваривается к воротам и должна иметь длину 6 метров. Фурнитура, которая будет крепиться к полотну используется, как отечественного производства либо импортная
При покупке комплектующих самым важным моментом, на который стоит обратить внимание является вес полотна. Стандартный набор комплектующих предлагаемый в магазинах состоит из:
- Направляющей балки длиной 6 метров, сечением 71*60*3,5 мм;
- Двух роликовых опор;
- Концевого ролика;
- Нижней и верхний ловитель для концевого роликового механизма;
- Направляющее устройство;
- Две заглушки на балку.
Соединение металлических деталей необходимо выполнять с помощью сварки. Если на профильной трубе есть очаги коррозии их рекомендуется зачистить с помощью специальной насадки на болгарку
Собирая каркас важно соблюдать все размеры и углы делать точными. Направляющая балка будет приварена к нижней части полотна
Готовый каркас рекомендуется обработать грунтовкой, а затем окрасить специальным ЛКМ это позволит предотвратить коррозии. Окрашивать поверхность рекомендуется компрессором. Такая технология позволяет получить максимально качественный результат.
Требования к конструкции
Чтобы ворота были надежными и долговечными, их следует правильно подобрать. Итак, конструкция должна отвечать следующим критериям:
- Установка должна быть достаточно жесткой для выдерживания существенных нагрузок (ветровых и весовых).
- Балка-направляющая фиксируется к раме с помощью сварочного аппарата, а само полотно ворот не должно прогибаться под собственным весом.
- Все комплектующие подбираются в соответствии с массой, высотой и шириной конструкции.
- Откатываемый элемент должен передвигаться вдоль ограждения с внутренней стороны, потому там должно быть достаточно пространства для воротной створки.
Укладка фундамента
Самая простая инструкция по укладке ленточного фундамента: достаточно прокопать траншею глубиной полметра и залить ее бетоном
Важно не забыть проложить сверху направляющий рельс. Такой фундамент используется для раздвижных ворот, скользящих именно по такому виду направляющей
Общий принцип конструкции похож на сопряжение вагонной тележки и железнодорожных путей: ролик удерживает от соскальзывания реборда. Разница лишь в том, что ворота в отличие от тележки имеют только одну половину колесной пары.
В консольных воротах используется лишь одна точка соприкосновения с землей (в навесных их две на вертикальных столбах). Это увеличивает весовую нагрузку на нее минимум в два раза. Возрастает и динамическая нагрузка, особенно в момент открытия/закрытия ворот. Поэтому место сопряжения подвески полотна с землей должно быть прочным. Для этого обычно укладывается П-образный фундамент, с глубиной залегания не менее метра.
Расстояние между шурфами равно ширине противовеса полотна. Заливается фундамент на песчаную подушку (10 см). Швеллер, к которому будут крепиться все несущие элементы и электропривод, лучше приварить к арматуре фундамента. После заливки бетона начинать монтажные работы стоит через три недели.
Виды раздвижных ворот
Принцип действия раздвижных ворот понятен из их названия: они перемещаются в сторону или вверх, а не распахиваются, как страницы при перелистывании книги. Существует несколько подвидов таких ворот:
- с нижней консольной балкой;
- со средней;
- с направляющим рельсом, проложенным в земле (асфальте);
- подвесная система полотна ворот.
В гаражах сегодня популярны ворота, сворачивающиеся в рулон над въездным проемом. Самостоятельный монтаж такой конструкции довольно трудоемок.
Отличаются все вышеперечисленные системы местом расположения консольной балки – силового элемента конструкции. Полотно ворот собирается совершенно одинаково.
Подготовительные работы при монтаже откатных ворот
1. Обустройство несущих столбов
Несущие столбы должны иметь ширину не менее 20 см. Их изготавливают из стали, бетона, кирпича. Возможно использование любых сочетаний данных материалов. Столбы устанавливаются по краям забора и связываются с ним. Между собой они связываются с помощью ленточного фундамента. Сами столбы бетонируются в обустроенный для них фундамент, объем бетона для каждого столба должен составлять как минимум 0,3 м 3 . Монтаж несущих столбов проводится так, чтобы они располагались строго вертикально. Отсутствие отклонений контролируется с помощью строительного уровня. Установленные несущие столбы, формирующие проем для откатных ворот, должны быть не ниже полотна их створки.
2. Установка опорной рамы
При монтаже откатных ворот рама располагается таким образом, чтобы широкая полка швеллера находилась на уровне грунта. В обязательном порядке перед бетонированием рама выравнивается по горизонтали, а также относительно боковых столбов. В итоге рама должна занимать точно то положение, которое предусмотрено проектной документацией или инструкцией производителя.
3. Закладка фундамента под опорные столбы и опорную раму
По опыту специалистов компании Master Company, для установки откатных ворот в Москве и Московской области фундаментное основание обустраивается в траншее глубиной не менее 1,7 м. Из них 0,4 м должно приходиться на песчано-гравийную отсыпку. Для других регионов глубина траншеи определяется глубиной промерзания в соответствии с региональными строительными нормами.
4. Подвод электрического кабеля для подключения автоматики
Электрические кабели прокладываются в грунте или фундаменте. При прокладке их необходимо помещать в металлические трубы с диаметром не меньше 25 мм. Также допустимо использование гофрированных либо пластиковых труб с внутренним диаметром от 15 до 25 мм. При прокладке кабеля через фундамент трубу нужно разместить заранее, до бетонирования. Внутри нее пропускается металлическая проволока или прочный шнур. С его помощью позже будет протянут кабель.
В зоне проезда трубы укладываются на глубину не менее 300 мм. В точке вывода кабель должен выходить из земли не менее, чем на 50 мм. После окончания работ по прокладке кабеля места его выхода из труб надежно герметизируются, чтобы предотвратить попадание внутрь влаги.
Устройство откатных ворот
Схема откатных ворот
- Направляющая балка
- Опора роликовая (тележка)
- Ролик концевой съёмный
- Ловитель нижний
- Ловитель верхний
- Верхний фиксатор с роликами (кронштейн)
- Подставка
На фундаменте для сдвижных (откатных) ворот установлены две несущие роликовые опоры. К нижнему краю полотна для откатных ворот приварена направляющая балка. Опоры воспринимают основную нагрузку от ворот и обеспечивают перемещение створки. Опоры монтируются на подставки либо при помощи закладных болтов.
В консольной части ворота устанавливаются на несущих роликовых опорах. Ролики опор находятся внутри несущей балки. Откатные ворота такой конструкции легко открывать вручную, она обеспечивает надежную работу привода в зимнее время.
Необходимое условие при изготовлении сдвижных ворот
Створка ворот должна быть жёсткой для того, чтобы выдерживать весовые и ветровые нагрузки. Полотно не должно изгибаться под собственным весом. Направляющая приваривается к жёсткой створке.
Чертежи откатных ворот
Для изготовления внешней рамы ворот используется профильная труба 60х40х2 мм, обрешетка изготавливается из трубы 20х20х1,5 мм. Чертеж рамы ворот для проема шириной 3 метра приведен ниже:
К готовой конструкции рамы ворот приваривается направляющая (на чертеже представлена направляющая «ЭКО» от РОЛТЭК)
Выбор комплектующих
Тип комплектующих для откатных металлических ворот подбирается исходя из общего веса устанавливаемых ворот, ширины перекрываемого проема и высоты плотна ворот. Основным элементом конструкции откатных ворот, определяющим работоспособность и долговечность является направляющая. Рекомендуем использовать комплектующие для ворот Ролтэк.
Изготовление и монтаж
Изготовить откатные самонесущие ворота своими руками и осуществить монтаж откатных ворот можно, зная некоторые особенности монтажа и конструкции откатных ворот. Полотно откатных ворот движется вдоль забора со стороны участка (дома). Поэтому необходимо предусмотреть место, куда будет откатываться полотно ворот.
На схеме — вариант с правой стороной отката ворот. Ворота движутся вдоль забора изнутри территории, поэтому надо предусмотреть, чтобы их движению не было помех. Расстояние, куда будут откатываться ворота должно быть больше ширины проема ворот на размер консольной части (часть, которая не закрывает проем и служит противовесом).
Длинна консольной части – это, примерно, 1/2 ширины проема. Соответственно участок, необходимый для движения ворот, в длину должен быть не менее, чем ширина проема *1,5 а в ширину, обычно, достаточно 400 мм. Если проем соответствует требованиям, то Вы можете установить откатные ворота.
Для монтажа откатных ворот своими руками потребуется:
- Заложить фундамент: разметить яму и вынуть грунт, изготовить и установить закладной элемент, залить яму бетоном
- Если ворота будут автоматизированы, сделать разводку кабелей
- Установить ворота и ответный столб
- Установить автоматику для откатных ворот
Что потребуется в работе
Вначале нужно выяснить, какие ресурсы понадобятся для изготовления ворот. Возможно, дешевле заказать уже готовую конструкцию, чем покупать многочисленные инструменты. Хотя большая часть из них все же пригодится в хозяйстве. Итак, необходимо приготовить:
- лопату;
- сварочный аппарат;
- болгарку;
- топор;
- строительный уровень;
- рулетку;
- шуруповерт;
- молоток.
Разобравшись с оборудованием, можно приступить к подсчету стоимости стройматериалов. В данном случае речь пойдет о воротах стандартных размеров с проемом в 4 м. Все необходимое можно купить в строительных магазинах и металлобазах, а также при желании заменить на то, что дешевле, целесообразнее, долговечнее и т. д.
- Бетонный раствор для фиксации «закладной» замешивается из цемента, щебня и песка в пропорции 1:3:3.
- На «закладной» (швеллере в ½ ширины ворот) будут устанавливаться роликовые каретки. Для большей прочности на нижнюю часть швеллера приваривается арматура длиной не более 1 м. В общей сложности нужно семь-восемь метровых отрезков и три под углом (всего 17-18 м).
- Полотно ворот размером 2х4 м с одной стороны будет обшито профнастилом. Для его изготовления нужно: 180-200 саморезов, 10 м² профнастила, упаковка электродов, 5 м трубы 6х6 см, по 20 м труб 4х2 и 6х3 см, банка грунтовки, банка краски, растворитель.
Виды откатных ворот
Существует три вида рассматриваемого изделия:
- Консольный тип. При таком виде откатных ворот направляющая устанавливается внизу полотна ворот, верх же остается ничем не ограничен. Створка ворот двигается над землей, не касаясь дорожного покрытия.
- Подвесной тип. Створка ворот подвешивается к верхней направляющей, что ограничивает высоту автотранспорта, заезжающего во двор.
- Ворота на колесиках. Это самая простая конструкция, в которой несущий рельс устанавливается в проеме ворот, колесики монтируются непосредственно на полотно створки.
Самой практичной и популярной конструкцией признаны откатные ворота консольного типа – позволяет заезжать на территорию дома транспорту любых габаритов, механическая составляющая конструкции вынесена за пределы въездного пространства, за механизмом не требуется ухаживать каким-то специфическим образом.
Раздвижные ворота. Общие сведения
Настоящим хитом сегодня являются раздвижные ворота. Множество людей отдают предпочтения такому виду сооружений и даже делают раздвижные ворота своими руками.
Внешний вид
Выглядит механизм сложнее привычных распашных ворот, однако, во многом выигрывает у последних. Особенно в компактности, ведь створка раздвижных ворот бегает по направляющей рельсе вдоль забора, и не требует много места вокруг себя. В большинстве случаев именно этот факт привлекает покупателей.
Преимущества перед распашными
Также, если сравнить их в процессе эксплуатации, то раздвижные ворота снова имеют преимущества перед распашными. Например, в сильно ветреную погоду управлять створками на петлях довольно сложно, к тому же их обязательно нужно фиксировать ограничителем, во избежание удара при любом порыве.
С раздвижными полотнами о таких сложностях можно забыть. А вспомнив, сколько времени требуется, чтобы открыть поочередно одну за другой створки, а затем их закрыть, не остается и сомнений в чью пользу хочется сделать выбор.
Виды раздвижных ворот
Раздвижные или откатные ворота представляют собой два полотна определенного размера, которые движутся по направляющей рельсе.
Можно выделить механические и автоматические ворота. В чем их отличие понятно из названий. А вот какие из них предпочтительнее однозначного ответа нет.
Механические
Обычно оснащаются ручкой для удобства управления полотном. Для их монтирования не нужно заморачиваться с подведением электрической схемы и стоимость на них значительно ниже. Механический способ управления воротами исключает возможную поломку автоматики и закупорку проезда как результат.
Автоматические
Зато, автоматические гораздо удобнее в использовании. Еще до недавнего времени гаражные ворота с дистанционным открытием были лишь мечтой. Многие знали о них только из зарубежных кинофильмов.
Сейчас такая функция доступна каждому, а эксплуатировать её одно удовольствие. Автоматический механизм ворот состоит из радиоприемника, фотоэлемента, привода и направляющей рельсы.
Механизмы
Различают три варианта механизма раздвижных ворот:
- подвесные (когда направляющий рельс крепиться сверху),
- консольные (в этом случае полотно ворот движется по балке, закрепленной на самом конструкции) и двигающиеся по земле.
Каждый из перечисленных вариантов имеет некоторые нюансы.
Подвесные
Например, подвесной способ ограничивает высоту проезда. Для владельцев высоких машин это серьезный минус. В случае, когда ролики двигаются по земле, есть опасность засорения направляющей, которая расположена снизу, около земли. Поэтому в основном их используют либо в помещении, либо в странах с сухим климатом, там, где можно избежать грязи вокруг рельсы.
Консольные
А вот консольная конструкция лишена подобных недостатков, её направляющая монтируется прямо на каркас. Между роликовой кареткой и рельсом образуется та самая консоль, от которой этот вариант раздвижных ворот и взял свое название.
По ценовой категории консольные полотна более высокого уровня, ведь здесь используется непростая специальная фурнитура. Но если есть время и желание можно попробовать снизить затраты на раздвижные ворота. Как? Да просто сделать их своими руками.
https://youtube.com/watch?v=nZXgJVzkmmM
Небольшие рекомендации
- Расположение электродвигателя зависит от выбранной схемы консольной, несущей балки. Если привод расположен снизу, то для его защиты в зимнее время устраивают дополнительный короб из пластика.
- Прокладка силового кабеля к приводу должна выполняться заранее. Допускается монтаж в фундамент пластиковой трубы в качестве канала для проводки, а прохождение кабеля в земле лучше обезопасить гофрированной трубой.
- При дистанционном управлении воротами антенну лучше сделать невидимой снаружи, а сигнальную лампу о предупреждении их открытия, наоборот, разместить в самом видном месте.
- При большой массе полотна стоит применить срединный вариант консольной балки с использованием меньшего числа роликов, но большего диаметра. Роликовые тележки, которые удобны своим расположением внутри профиля, рассчитаны на среднюю весовую нагрузку. Увеличение числа роликов может затруднить старт ворот зимой из-за замерзания на них смазки.
Самостоятельная сборка раздвижных ворот предоставляет свободу творчества, ограниченную лишь навыком владения сварочным аппаратом и слесарным опытом.
Особенности конструкций и эксплуатации раздвижных ворот
Раздвижные ворота различаются по конструкциям и бывают:
- рельсовыми;
- подвесными;
- консольными.
Чтобы определиться с выбором конструкции, подходящей для вас, рассмотрим каждую подробнее. Различаются они не только способом эксплуатации, но и сложностью чертежа, и длительностью работ.
Консольный механизм
Здесь откатное полотно установлено поверх направляющего рельса. Преимущества данного сооружения следующие:
отсутствие ограничителя по верху, что немаловажно, если на территорию будет заезжать не крупногабаритный транспорт;
большая парусность;
механизм непросто взломать;
простота чертежа и возведения;
легко изготавливаются самостоятельно;
подвесные ворота.
Как понятно из названия, крепятся на рельс снизу. Они подойдут для гаража, ангара и других крытых построек. При установке их на приусадебном участке стоит помнить, что крупная техника и транспорт не смогут проехать во двор. Монтаж их сложнее.
Колесные ворота
Это наземная модель, и она имеет массу недостатков:
- При монтаже направляющий рельс крепится прямо в бетон или грунт, поэтому потребуется повышенное количество роликов для плавного скольжения.
- Конструкция располагается непосредственно на земле, это повышает риск засорения и блокировки механизма.
- Летом и в межсезонье внутрь будет попадать мусор, трава и листья, в зимнее время наледь. При дождях и таянии снега металл подвергнется коррозии.
Чтобы сделать выбор в пользу какого-то варианта, нужно исходить из личной ситуации: живете ли вы в доме постоянно, или приезжаете, время от времени, будет ли заезжать на придомовую территорию транспорт и т.д.
Видео: виды откатных ворот
Монтаж откатных ворот
Работы по установке откатных ворот можно начинать только после того, как фундаментные основания опорной рамы и столбов достигнут необходимой прочности. Монтаж ворот проводится следующим образом.
1. Сборка створки
Если створки откатных ворот были поставлены в разобранном виде, на первом этапе необходимо собрать их, подготовив к монтажу. Процесс сборки начинается с рамы. Формирующие периметр балки фиксируются с помощью угловых соединителей. В результате этого получается прямоугольная конструкция. Плотно прикручивать соединители не нужно — это делается после окончательной сборки рамы. Далее на нее устанавливаются импосты и верхняя балка, а также другие комплектующие (если предусмотрено).
После выравнивания конструкции, места соединений окончательно фиксируются, все болты плотно затягиваются. При выравнивании необходимо контролировать прямые углы, а также диагонали конструкции. Если диагонали равны друг другу, значит, рама собрана правильно и не имеет перекосов.
Далее в собранную раму устанавливается наполнение, которое фиксируется с помощью болтов и штапиков. Места примыканий наполнения к раме могут закрываться планками. Если створка имеет тросовую растяжку, она монтируется на кронштейны, фиксируемые на импостах.
2. Установка роликов
Створка откатных ворот перемещается, прокатываясь на роликах. Ролики являются частью роликовой опоры, которая устанавливается после того, как створка собрана. При установке откатных ворот роликовый блок заводится в специальную полость в раме ворот. После того, как ролики установлены, на краю этой полости монтируется упор. Он ограничивает ход створки и необходим, чтобы ролики не выскакивали из рамы.
3. Монтаж зубчатой рейки
Выполняется в случае, если будет устанавливаться автоматика для откатных ворот. Рейка устанавливается в нижней части рамы по всей ее длине.
4. Монтаж створки на раму
Створка устанавливается на опорной раме, смонтированной на этапе подготовительных работ. До монтажа на опорную раму крепятся шпильки для роликовых опор. Места крепления шпилек выбираются так, чтобы обеспечить устойчивое положение створки. После этого роликовые опоры располагаются в соответствии с положением шпилек, створка выставляется на раму. Роликовые опоры фиксируются на шпильках.
5. Монтаж опорных столбов и укосов
Столбы устанавливаются строго вертикально на предназначенных для них площадках на опорной раме. Для крепления также используются шпильки. После того, как фиксация столбов выполнена, устанавливаются укосы. Они опираются одним концом на площадки на опорной раме, а другим — на боковины опорных столбов. В том случае, если конструкция откатных ворот не предусматривает использования опорных столбов, дополнительная фиксация створки выполняется с помощью кронштейнов. Кронштейны могут крепиться к несущим столбам, а также к дополнительным столбам забора. При использовании кронштейнов желательно применение поддерживающих роликов. Они устанавливаются в верхней части створки.
6. Установка притвора
Для обустройства притвора может использоваться дополнительный, специально установленный столб. Другой вариант — монтаж элементов притвора на несущем столбе.
На первом этапе выполняется установка кронштейнов. Их располагают там, где предполагается монтаж улавливателей. Улавливатели крепятся на кронштейны и при необходимости регулируются.
Инженеры «Мастер Компани» рекомендуют определять точки крепления улавливателей следующим образом: закрыв створку ворот, улавливатели размещаются таким образом, чтобы при закрывании створка фиксировалась между «лапками» улавливателя. Такие элементы устанавливаются парой: в верхней и в нижней части притвора. В боковой части притвора устанавливается профиль, ограничивающий движение створки.
Виды откатных ворот
Несмотря на всю свою эксклюзивность, идея откатных ворот ненова, и в разные времена реализовать ее пытались по-разному.
Подвесные
Решение советских инженеров. Створка движется по установленной на некоторой высоте балке, при этом ей не страшны ни снег, ни ветер, ни разного рода загрязнения. Мечта, а не конструкция.
Одна только беда: габариты заезжающего в ворота транспорта строго ограничены высотой опорной балки, на которой установлена направляющая. На заводе она конечно может быть и на шестиметровой отметке, а на даче?
Словом, не прижились подобные системы в индивидуальном строительстве.
Рельсовые
Еще одним не слишком удачным решением проблемы являются рельсовые откатные ворота. В этом случае направляющая вмонтирована в проезжую часть и в ней или вокруг нее скапливается немало грязи, а зимой снега и льда, что в конечном итоге приводит к заклиниванию хода створки.
Нет, если дороги идеально чистые и круглый год греет солнышко, то такая конструкция, конечно, будет иметь право на существование. Но это явно не о нашей родине.
Консольные
Ну и наконец, самой современной и как следствие удачной, следует признать консольную систему откатных ворот. В ней створка движется своей направляющей по приподнятым над землей роликовым шасси. При таком обустройстве вероятность замусоривания направляющей сводится к минимуму, да и по высоте проем никаких ограничений не имеет.
Единственным недостатком следует признать лишь некоторую дороговизну подобных систем, но сегодня и она не слишком уж и значительна. А если руки растут откуда надо, то консольные ворота и вовсе можно изготовить самостоятельно.
А вот о том, как это нужно делать правильно, мы сейчас и поговорим.