Советы по продлению срока службы
Секционные ворота, созданные своими руками, прослужат дольше, если учесть несколько рекомендаций. Привод можно заменить реверсной лебедкой самоблокирующегося типа, а стандартная автомобильная сигнализация станет альтернативой для автоматического подъемника. Скрепление составляющих конструкций при помощи сварочного аппарата сведет к минимуму использование дрели, а значит, отверстий станет меньше.
Проем в высоту не должен превышать 220 см, а промежуток от потолка до направляющих – около полуметра. Последние стоит зафиксировать в строго горизонтальном положении, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение полотна.
Устройство и принцип функционирования откидных ворот
Конструктивно описываемые системы, которые многие владельцы гаражей изготавливают своими руками, выполняются в виде максимально прочной и надежной опорной рамы и полотна, закрывающего входной проем. Схема таких сооружений приведена ниже.
Откидные ворота теоретически можно соорудить без направляющих. Но специалисты не советуют этого делать, чтобы не снижать эксплуатационную надежность конструкции. Полотно ворот выполняется цельным. Если у вас в хозяйстве есть лишняя древесина, входной щит реально собрать из нее. Но лучше делать полотно из профилированных листов. Этот материал относительно недорогой. А полотно из него обеспечивает отличную оптимальную защиту от посторонних. Если автодом используется круглогодично, профлисты нужно утеплить пенополиуретаном.
Для облегчения подъема полотна рекомендуем применять специальные пружины-компенсаторы. В целом же перемещение воротной створки осуществляется рычагами, пружинами и роликами (так называемый шарнирно-рычажковый механизм). Привод системы может быть механическим либо электрическим. Механика считается более надежной при длительной эксплуатации. Электропривод – капризнее и дороже. Но зато он намного удобнее в применении (открытие/закрытие конструкции выполняется по команде с дистанционного пульта).
Функционируют откидные системы просто и понятно. При открытии ворот верхняя их часть отклоняется, а затем перемещается в сторону балки по подшипникам либо роликам, где и фиксируется в горизонтальном положении (параллельно потолку). Данная система не требует установки наружных петель, которые злоумышленники могут срезать болгаркой. Это обеспечивает уникальную безопасность подъемных ворот.
Система автоматизации
Удобство эксплуатации заметно увеличивается, когда монтируется автоматическая работа с возможностью управления. Принцип привода такой:
- На одной стойке коробки ставится переключатель режимов, цифровой блок – работа проводится по инструкции к комплекту автоматики. Устройство подает сигнал на цепную передачу с поворотным устройством.
- Внизу коробки ставится управляющий фотоэлемент, на верхней раме – лампа.
- Сигнал с пульта подается к блоку, электроприводу.
АвтоматикаВыполненные в едином стиле Удобные и эстетичные подъемыМеханизм для экономии пространстваШирокая конструкция из панелей под деревоВ классическом стилеС окошкамиС встроенной калиткой
Требуемые расходные материалы
Чаще всего для изготовления применяют доступный материал. Металлопрокат можно приобрести в пунктах его сдачи, использовать старые конструкции, предварительно разобрав их. Необходимо проверить качество заготовок – отсутствие механической деформации, ржавчины или других дефектов.
Для изготовления потребуются следующие материалы и комплектующие:
Каркас ворот изготавливается из уголка или швеллера. Толщина – от 50 мм и более. Нужно учесть, что будет устанавливаться слой утеплителя и внутренняя обшивка.
Коробка должна выполнять две функции – фиксировать полотно и быть направляющей для роликов. Для этого рекомендуется взять швеллер 30*50*30 см.
Верхние горизонтальные направляющие. Также изготавливаются из швеллера, но меньших размеров. Ширина зависит от выбранных роликов.
Ролики
Особых требований к ним нет, важно, чтобы поверхность была обрезиненная.
Трубы квадратного сечения. Необходимы для изготовления дополнительных конструкций.
Последовательность изготовления пошагово
Каркас
Изготовление подъемно повортных ворт включает в себя следующие этапы:
- Сборка П-образной коробки ворот. Она состоит из трёх стальных или деревянных брусьев, которые заглубляются в цементную стяжку пола гаража на расстояние не менее 20 мм. Горизонтальный брус закрепляется стальными пластинами или угольниками;
- Монтаж направляющих шарниров. Под потолком гаража производится установка верхнего кронштейна. Чтобы механизм не заклинивало, кронштейн должен свободно перемещаться по створке. Верхний кронштейн обычно пристреливают монтажными стальными штырями к панели перекрытия гаража. К нему с помощью болтов присоединяется два шарнира (для подвижности створки ворот), длина которых подбирается индивидуально с учётом необходимого хода створки;
- Сборка самой створки. Вначале из стальных уголков сваривается рама, размеры подбираются в зависимости от длины и ширины дверного проема и проектируемой створки. После проверки её размеров, в ней размещают щит с уплотнителем либо сэндвич-панели, прикрепляя их саморезами. Далее выполняется монтаж внешних стандартных резиновых уплотнителей. По периметру рамы вставляют ленту уплотнителя. При сборке створки следует продумать расположение и размер места для замка;
- Монтаж направляющих профилей (рельсов), в которые заводятся ролики шарнирного механизма. Направляющие профили нужно расположить под потолком, слева и справа от верхнего кронштейна. После монтажа следует проверить плавность перемещения роликов;
- Предварительная установка собранной створки в проём. Далее нужно разметить места закрепления шарниров подъёмного механизма в створке ворот;
- Предварительное прикрепление шарниров саморезами к створке. При полном ходе створки рычаги должны свободно, без заеданий скользить в направляющих. В противном случае нужно проверить правильно ли установлены рычаги: они всегда должны располагаться параллельно относительно друг друга. При необходимости корректируют место крепления рычагов к створке и окончательно закрепляют шарниры;
- Установка возвратных пружин или противовесов на направляющий кронштейн. Пружины должны располагаться как слева, так и справа от створки. Как и в случае с шарнирами для направляющих профилей, нужно установить их параллельно. Возвратные пружины должны полностью закрывать ворота. Если этого не происходит, опытным путём подбирают необходимый вес противовесов;
- Оштукатуривания стыков обычным цементным раствором и закрепления стальных накладок на торцевых участках полотна ворот при помощи саморезов. Стальные накладки являются декоративным дополнением готовых ворот и защищают полотно от коррозии.
- Установка гаражного замка.
Виды подъемных ворот по типу открывания
Разберем основные нюансы функционирования каждого из типов.
Поворотные
Подъемно-поворотная конструкция относится к простым механизмам. Цельная створка будет подниматься за счет работы привода (рычажно-шарнирного или системы противовесов).
Основные элементы:
- направляющие (закреплены на потолке);
- створка;
- коробка;
- рама из стали;
- двигатель.
При открытии створка поднимается практически под прямым углом, после чего сдвигается на потолок.
Плюсы изделия:
- Встроенная система блокировки дверей, которая повышает надежность и взломоустойчивость конструкции.
- Возможность теплоизоляции.
- Прочная цельная створка.
- Легкость открытия, закрытия помещения.
- Монтаж проще, в сравнении с другими моделями.
Среди минусов:
- Большой вес полотна требует установки усиленной рамы, чтобы та смогла выдерживать такую нагрузку.
- Не подлежит частичному ремонту. Поврежденную створку меняют целиком.
- Уменьшается высота потолка в гараже на 20‒25 см.
Складные (секционные)
Полотно собрано из нескольких панелей, соединенных между собой шарнирными петлями. Стандартная ширина секции ‒ от 40 до 60 см.
Открываться створка будет просто, двигаясь по направляющим профилям под потолок. За смещение отвечает механизм с пружинами растяжения.
Среди плюсов подъемно-складных ворот:
- Они подлежат частичному ремонту. Поврежденная секция заменяется без демонтажа всей конструкции.
- Экономия пространства внутри, снаружи гаража.
- Подходит к установке в проемы разных размеров.
- Дополнительный элемент теплоизоляции помещения.
- Аккуратный вид.
Минусы:
- Мастера отмечают, что секционные створки не подходят для слишком частого использования, поскольку подшипники с роликами быстро изнашиваются.
- Степень защиты от взлома ‒ средняя, ближе к слабой. Готовые ворота обойдутся дорого. Сделать их самому довольно сложно.
Рулонные
Дверь состоит из множества тонких планок (ламелей). Материал ‒ алюминий.
Под потолком крепится барабан, по бокам проема фиксируются направляющие профили. Планки соединены с барабаном специальным тросом. Когда барабан крутят, то полотно начинает складываться в рулон и наматываться на барабан.
Контролировать работу ворот можно вручную или подключить автоматику и делать это удаленно пультом или телефоном.
Рулонная створка компактна, весит мало, но хозяева отмечают низкую устойчивость ко взлому, механическим повреждениям, небольшой срок службы.
Рекомендации по сборке и установке подъёмных ворот для гаража
Работы по изготовлению элементов ворот и установке собранной конструкции требуют предварительного ознакомления с пошаговой инструкцией.
Последовательность операций
Изготовление и установку узлов поворотных ворот осуществляйте по следующему алгоритму:
Сварите силовую коробку, используя металлические трубы прямоугольного сечения. Можно при необходимости собрать раму ворот из деревянных брусков.
Зачистите неровности и наплывы, образовавшиеся после окончания сварочных работ.
Зафиксируйте каркас в дверном проёме, используя стальные стержни и кронштейны. Заглубите нижнюю балку каркаса на 2 см ниже уровня пола.
Соберите раму полотна ворот, соответствующую габаритам проёма с учётом необходимых для сборки зазоров. Соединяйте заготовки с помощью электрической сварки.
Обшейте раму листовым материалом, применяя сварку. При использовании сэндвич-панелей или деревянных щитов зафиксируйте обшивку саморезами. При необходимости установите листы утеплителя.
Закрепите по периметру резиновый уплотнитель. Его высота должна соответствовать зазору между полотном и установленной в проёме коробкой.
Изготовьте опорные кронштейны рычажного механизма. Просверлите отверстия крепления.
Смонтируйте направляющие планки из швеллера или двух сваренных уголков в потолочной части помещения. Это обеспечит возможность перемещения роликов шарнирного механизма.
Прикрепите с помощью болтов шарниры для перемещения створки.
Произведите предварительный монтаж собранного полотна ворот в гаражный проём. Выполните разметку точек фиксации поворотных шарниров.
Проверьте возможность свободного перемещения рычагов по направляющим планкам. Если возникнет необходимость, измените координаты точек крепления
Обратите внимание на параллельность расположения рычагов.
Произведите окончательное крепление элементов (после корректировки положения), используя стандартный крепёж и электрическую сварку.
Установите с противоположных сторон створки возвратные пружины, обеспечив их параллельное расположение.
Проверьте работоспособность пружинного механизма. Он должен обеспечивать полное закрытие ворот
При необходимости подберите противовесы необходимой массы.
Заделайте стыки по периметру силовой коробки, используя цементный раствор. Установите декоративные накладки по контуру рамы ворот.
Произведите покраску элементов конструкции.
Изготавливая механизм согласно пошаговой инструкции, контролируйте соответствие размеров. Руководствуйтесь значениями, указанными на чертеже или эскизе.
Чем утеплить полотно
Чтобы через створки тепло не уходило из помещения, их необходимо утеплить. Для этого можно использовать пенопласт, базальтовую вату или пенополистирольные панели.
Для полноценного утепления используется резиновый уплотнитель. Он устанавливается по периметру ограждающей конструкции. Плотное прилегание эластичного уплотнения по контуру проёма затрудняет проникновение холодных воздушных масс в гараж.
Важно соблюдать специальные требования для обеспечения безотказной эксплуатации
Обратите внимание на следующие моменты:
Периодическую смазку шарнирных элементов. Попадание инородных тел и пыли затруднит свободное перемещение створки ворот.
- Отсутствие перекосов шарнирных рычагов, обеспечивающих открытие полотна ворот без заедания.
- Регулировку натяжения пружин. Натяжение со временем может ослабнуть, тогда створки не откроются. Если пружину «перетянуть», то створка может опрокинуться.
- Правильный подбор конструкции покупного электрического привода. Тяговое усилие механизма должно обеспечивать плавное перемещение ворот.
- Безотказную работу замка, обеспечивающего надёжную защиту.
- Возможность выполнения на полотне вставок из полупрозрачного материала, которые увеличат освещённость внутри помещения.
При правильной эксплуатации подъёмно-поворотных ворот проблемных ситуаций не возникнет
Важно контролировать состояние конструкции в процессе использования и, при необходимости, вовремя устранять возникающие дефекты
Видео: из чего изготовить самодельные ворота с дистанционным складным механизмом
https://youtube.com/watch?v=coP-ewSAo5I
Ворота подъёмно-поворотной конструкции можно изготовить самостоятельно. Это серьёзная, но выполнимая задача. Используйте правильно разработанную документацию, соблюдайте технологию изготовления, применяйте качественные материалы. Результат — оснащение собственного гаража надёжными подъёмными створками, существенная экономия денежных ресурсов и получение дополнительных навыков работы с инструментом.
Подготовительные работы
Прежде чем приступать к изготовлению и установке ворот для собственного гаража, необходимо выполнить определенный набор подготовительных мероприятий
Основное внимание следует обратить на стены и потолок. Их поверхность должна быть абсолютно ровной
В этом случае вы сможете при установке конструкции выполнить фиксацию направляющих без каких-либо уклонов.
Если на ролики или на направляющие попадет пыль, то работа механизма будет нарушена и вы не сможете легко открывать свои ворота. Поэтому до момента начала работ по установке конструкции в гараже необходимо завершить все внутренние отделочные работы. Пола это не касается и связано с тем, что внутрь гаража рама заходит всего на 2 см.
Поэтому завершить работу по устройству пола вы можете уже после установки ворот. Перед началом работ по их установке проем должен быть готов. Именно по нему будут производиться все основные расчеты. Перед началом работ вы уже должны знать его габариты.
Устройство бетонного фундамента
Фундамент является очень важным элементом всей конструкции. Чем он прочнее и надежнее, тем дольше будут служить ворота. В ходе работы понадобиться:
- швеллер сечением 20 сантиметров;
- арматура сечением 12-16 сантиметров.
Арматура нарезается прутками длиной 1-1,2 метра и приваривается к швеллеру с двух сторон в районе его полок.
Далее следует вырыть яму под фундамент шириной не менее 50% от проема ворот, но не менее 40 сантиметров, и глубиной 1,3-1,5 метра. В яму кладется швеллер полками вниз, после чего она заливается бетонным раствором. На данном этапе фундамент уже готов. Как видим, ничего сложного в процессе нет.
Следует помнить, все работы по укладке швеллера, заливке бетона должны выполняться по уровню, каждый этап необходимо контролировать. Если все сделано правильно, то через 28 дней, а именно столько нужно для застывания бетона по нормативам СНиП, фундамент готов.
И итоге получается ровная площадка, куда в последствии закрепят роликовые каретки для откатных ворот.
Подготовка к установке секционно-подъёмных ворот
Приступаем к замерам
Широкий ассортимент строительных материалов позволяет сделать подъёмные ворота самостоятельно и сэкономить на услугах специалистов. Полотно для створки покупают у производителя или изготавливают из профнастила.
Порядок выполнения замеров
Для обеспечения безотказной работы ворот необходимо правильно сделать замеры и подготовить проем. Потребуются рулетка, отвес, уровень. Для составления чертежа ворот понадобится замерить:
- высоту проёма (Н);
- ширину (В);
- высоту притолоки h (расстояние от верхней точки проёма до потолочного перекрытия);
- расстояние от правой и левой стенки проёма до соответствующих углов гаража (b1 и b2) должно быть не менее 75 см;
- глубину вхождения конструкции внутрь помещения (l).
Расчёт глубины вхождения выполняют в соответствии с правилами:
- если площадь ворот менее 8 м2, к высоте проёма прибавляют 40 см;
- если более 8 м2 – 45 см;
- при низком проёме – 50 см;
- при высоком – 65-85 см.
Выбор привода
Привод рекомендуется выбирать осевой
Для секционно-подъёмных ворот возможны два варианта автоматизации:
- монтаж привода на потолке у задней стенки гаража;
- установка осевого привода с любой стороны от проёма.
Для потолочного привода требуется свободное пространство. Поэтому глубина гаража должна быть достаточной – не менее 320 см. Осевой привод более мощный и не требует наличия свободного пространства под потолком. Поэтому его можно устанавливать в гаражах, длина которых менее 320 см.
Правила подготовки проёма
Основные требования к проёму:
- несущая способность, достаточная для выдерживания весовых нагрузок от подъёмных ворот;
- ровность стен и их соответствие горизонтали и вертикали;
- с внутренней стороны проёма должно быть достаточно места для установки направляющих.
Если гараж выстроен из полнотелого кирпича, бетонных блоков, шлакоблоков, монтаж направляющих не вызовет проблем. Если строение возведено из пено- или газоблоков, пустотелых кирпичей и бетонных блоков, досок, потребуется усиление проёма с целью увеличения его несущей способности. В противном случае от монтажа подъёмных ворот придется отказаться.
Способы усиления:
- Укрепление торцов проема металлическим уголком 50х50 мм или 75х75 мм.
- Нанесение слоя штукатурки и установка направляющих на химические анкеры.
В отапливаемых помещениях под металлические уголки и направляющие укладывают слой теплоизоляции.
Выравнивание проёма и потолка
Поверхность стен и потолка должна быть идеально ровной и прочной
В местах установки направляющих поверхность стен и потолка должна быть ровной и прочной. Этого добиваются с помощью оштукатуривания с применением маяков или обшивки прочными отделочными материалами.
Ширина ровных «полос» на стенах и потолке должна быть не менее 21 см. Этот параметр напрямую зависит от материалов, из которых изготовлена система направляющих. Поэтому рекомендуется оштукатуривать «полосы» шириной 30 см.
Что делать, если проём недостаточен для монтажа подъёмных ворот
Владельцы небольших гаражей, проём которых не имеет боковых стенок и притолоки, тоже могут установить подъёмно-секционные ворота. Для этого потребуется сварить каркас из металлических уголков или профилированных труб, имитирующий требуемый проём. И обшить сформированные стенки и притолоку ОСБ с утеплением между полотнами, заложить кирпичом, забетонировать.
Если проём не имеет притолоки, можно выбрать вариант монтажа ворот с фальшпанелью. Это полотно, изготовленное из того же материала, что и секции створки.