Нюансы закладки фундамента
Утрамбовка песка для предотвращения вспучивания грунта
Главная проблема, с которой сталкиваются строители — смотровая яма. После ввода в эксплуатацию в ней образуется конденсат и постоянная сырость. Это связано с перепадом температуры внутри помещения и в яме. Чтобы избежать сырости, гниения автомобиля, лучше вынести смотровую яму за пределы гаража. Если нет такой возможности, делают отдельно от места стоянки авто или герметично закрывают.
Подводные камни заливки:
- Вынимать необходимо весь плодородный слой. Несоблюдение правила приводит к выпучиванию грунта.
- Подушка из песка и гравия обязательна. Она смягчает негативные последствия вспучивания грунта.
- Если песчаная подушка недостаточно утрамбована, возможна усадка.
- Нужно соблюдать пропорции раствора. В густом образуются пустоты. В жидком песок и гравий оседают на дно.
- Малое количество арматуры и недостаток плотности вязки ячеек снижают общую прочность материала.
- Тонкая арматура не противится пучению. Необходимо выбирать прутья 10—14 мм.
- Если арматура касается песчаной подушки, со временем металл внутри бетона начнет ржаветь. Расстояние должно быть 50 мм.
- Близкое расположение арматуры к опалубке грозит отрывом кусков бетона. Расстояние должно составлять не менее 50 мм.
Ошибочный выбор цемента ведет к фатальным последствиям. У каждого есть определенные характеристики. Для фундамента под гараж нужна марка от 200 до 500.
Габариты фундамента под гараж
Чтобы правильно определить размеры фундамента, нужно сразу решить, из чего будут строиться стены.
Ширина бетонной ленты или балки обвязки свай должна быть на 30-30% больше, чем стена.
Например, если стена имеет в сечении толщину 30 см, то нужно залить ленту для нее шириной 36-39 см. В целом расчет ширины крайне прост и особых знаний не требует.
С высотой ленты немного сложнее. Здесь нужно принимать в расчет общий вес здания, которое будет опираться на цоколь (включая вес стен, перегородок, оборудования, верхнего перекрытия и крыши).
Также нужно учесть массу автомобиля (только в том случае, если пол также опирается на фундамент) и несущую способность грунта.
Обычно и в данном случае поступают без особых расчетов. Если грунт твердый и хорошо держит нагрузку, то достаточно залить ленту в 60-80 см высоты (без учета глубины подушки). Для пучинистых почв потребуется высота 1-1,5 м.
Уровень забивки свай определяют по тому же принципу: их нижний край должен находится на 1,5 м ниже границы промерзания грунта.
Габариты гаража рассчитываются так, чтобы хватало места для того, чтобы автомобиль мог свободно заехать внутрь.
По бокам должно быть достаточно пространства для свободного прохода, и чтобы двери в открытом состоянии не касались стен.
Достаточно запаса 1,5 м в ширину + ширина машины. В длину желательно добавить еще 2-3 метра к длине автомобиля для того, чтобы было место для установки стеллажей, верстака, оборудования.
Если планируется установка мебели или оборудования по бокам, то нужно учесть место под них.
Считается, что для одной машины самый оптимальный размер бокса 4 на 7 метров. В этом случае места достаточно для свободного перемещения, ремонта, обслуживания машины, установки верстака, полок и т.п.
Фундамент из блоков ФБС
Фундамент из этих блоков также относится к ленточному типу, но возводится не монолитной заливкой бетона, а укладкой блоков по периметру несущих стен здания. Монолитный фундамент прочнее блоков ФБС и обладает большей несущей способностью. Блоки ФБС применяют довольно часто, потому как они имеют ряд преимуществ, недоступных для монолитной кладки.
Привлекает меньшая, по сравнению с монолитным фундаментом, стоимость. Для возведения монолитного фундамента необходимо приобретение и укладка опалубки, арматуры и бетонной смеси. Фундамент из блоков не в чём этом не нуждается. Застройщикам необходимо будет вырыть траншею, насыпать и уровнять песчаную подушку 30-40 см в высоту и уложить купленные блоки, закрепляя их при помощи цементного раствора.
Когда нужно закончить работу над постройкой гаража за один сезон или меньшее время, строители ценят скоростные материалы. При использовании монолитного фундамента, железобетон застывает примерно один месяц. Только после его окончательного укрепления можно продолжать работу над гаражом, возводить стены и крышу. Фундамент из блоков ФБС под гараж не занимает много времени на застывание. Достаточно дождаться затвердевания цемента (1-2 дня) и начинать кладку стен.
Блоки можно укладывать вручную. Рекомендуемый размер для самостоятельной кладки 20х20х40 см, такие блоки будут весить 30 кг, что сделает возможным их самостоятельное поднятие. Для укладки блоков часто применяют спецтехнику, с её помощью процесс ускоряется и, для небольшого гаража, может занять 1-2 дня. Иногда без подъёмного крана обойтись нельзя, так как крупные блоки достигают в весе 1,4 тонны.
Уход за бетоном
Через тридцать дней бетонная смесь застынет и наберёт полную прочность.В течение этого срока бетон требует особого ухода.
В жаркую погоду нужно не допускать испарение влаги с застывающей поверхности фундамента. Это может вызвать появление трещин и потерю несущей способности конструкции. Защищают бетон от излишней потери влаги путём накрывания поверхности строительной плёнкой или другим материалом, обладающим свойствами защиты от испарения и ветра. В летний зной плиту орошают рассеянной струёй воды 2 раза в сутки.
После окончательного застывания бетона опалубку демонтируют.
Сколько стоит устройство простого ленточного фундамента
Во сколько обойдется устройство обычного ленточного фундамента, если земляные и бетонные работы выполнять самостоятельно? Средняя цена, которая учитывает гидроизоляцию и утепление – до пяти тысяч рублей.
Полезное Видео с подробным описанием происходящего:
На чем не стоит экономить:
- приобретайте готовый наливной бетон с присадками. Переплата небольшая, а прочность и надежность смеси гарантирована;
- не экономьте на гидроизоляции и утеплении, экструдированный пеноплекс – недорогой материал.
Выбирая тип фундамента, рассчитайте все затраты. В некоторых случаях простая бетонная лента с утеплением и гидроизоляцией обойдется дороже, чем быстрая установка надежных винтовых свай.
Определяем нужный тип
Фундамент под гараж может быть:
Ленточным. Такой устанавливают под тяжелые строения из блоков, кирпича и бетона.
Его монтаж самый трудоемкий и затратный.Свайный фундамент применяют для облегченных модульных гаражей типа «ракушка» или сварных металлических, деревянно-щитовых. Плитный используют редко, если того требуют геологические условия: плывучие грунты, высокий уровень подземных вод. Такой тип совмещает в себе и фундамент, и напольное покрытие одновременно.
Кроме веса конструкции, на выбор может влиять тип грунтов. Если основание прочное и надежное, проблематично монтировать в него сваи, достаточно мелкозаглубленного ленточного фундамента.
От чего зависит и на что влияет?
Выбирая глубину котлована под фундамент необходимо учитывать следующие характеристики грунта:
- линию промерзания;
- глубину расположения подземных источников.
Выбор материал для возведения постройки напрямую зависит от фундамента. Чем крепче фундамент, тем мощнее может быть строение.
Например, если грунтовые воды протекают на большой глубине, а линия промерзания располагается недалеко от поверхности грунта, оптимальная глубина фундамента будет составлять 0,5 метра + 0,5 метра для оборудования песочно-гравиевой подушки.
Независимо от типа почвы расчет глубины фундамента осуществляется по следующей формуле: линия промерзания почвы+0,2 (20% от этого расстояния).
Пошаговая инструкция: как построить фундамент ленточного типа
Рекомендуемая схема действий:
1. Оценка состояния грунта, выбор типа основания.
2. Подготовка простейшего чертежа, расчет и закупка стройматериалов с учетом длины, ширины и глубины заложения ленты, расчистка участка.
3. Разметка постройки: с обязательной проверкой углов и отклонений по диагонали (не более 20-30 мм). Для ограничения внешнего и внутреннего периметров будущего гаража из пеноблоков используются веревки и колья.
4. Копка траншеи и смотровой ямы. Для предотвращения осыпания земли в процессе бетонирования предусматривается запас (10 см по бокам).
5. Настил геотекстиля (рекомендуемый, но необязательный этап). Засыпка и трамбовка не менее 10-15 см крупного песка и 10 щебня мелких фракций. Для упрощения процесса песок советуют смачивать.
6. Монтаж опалубки – деревянных щитов или несъемной (пенополистирол, ППСБ, арболит), к преимуществам последней относят дополнительную функцию утепления.
7. Вязка арматурного каркаса с обязательным отступом от краев на 5 см и шагом в 10-20 см. Чтобы фундамент для гаража прослужил долго, используются металлические прутья с сечением не менее 10-12 мм, игнорировать этот этап или заменять сталь пластиком не рекомендуется.
8. Замес или заливка готового бетона. Оптимальные пропорции при применении портландцемента М400 – 1:3:4 (цемент, песок, щебень, соответственно), для снижения доли воды на 1 м 3 раствора советуют добавить 75 г пластификатора. Бетон распределяют послойно, через каждые 20 см его трамбуют. Самому правильно залить фундамент (цельным монолитом в один день, без высыхания промежуточных слоев) сложно, на данном этапе нужны силы как минимум 2 человек.
9. Затвердевание бетона в опалубке (минимум 1 неделя) и еще 3 после снятия. Гидроизоляция фундамента обмазочными и рулонными стройматериалами.
10. Обустройство смотровой ямы (при наличии).
Данная инструкция подходит для возведения фундамента под гараж своими руками из бутового камня или готовых заводских блоков, к преимуществам последнего варианта относят хорошее качество бетона. Изделия укладывают по шахматной схеме с обязательным армированием рядов и смещением швов, для приготовления кладочного раствора используется только свежий цемент высшей марки. Но следует учесть, что монтаж тяжелых фундаментных блоков подразумевает задействование подъемной техники и увеличивает бюджет, из бутового камня сделать основание проще.
Для усиления защиты от влаги и потерь тепла проводится внешняя декоративная отделка выступающей части фундамента плиткой или штукатуркой. Технология исключает прерывание ленты или ростверка, что подразумевает возведения гаража с небольшим уклоном (около 15-25°). Рекомендуемая ширина пандуса – на 30 см больше ворот, длина – 5 м. Используется либо бетон с дополнительным армированием при превышении толщины слоя свыше 50 мм, либо асфальт. При выборе раствора залить пандус советуют в один прием, после затвердевания неровности снимаются шлифовальной машиной, для исключения скольжения шин поверхность покрывается битумными составами или сверху закладываются металлические полоски.
Советы, нюансы технологии
Существуют способы уплотнения грунта и усиления защиты основания гаража из шлакоблока от морозного пучения, в частности, недопущения образования замерзания льда вокруг ленточного монолита. К таким относят:
- Укладку дренажных труб по периметру фундамента: на расстоянии около 50 см от стен и уровня земли, обмотанных геотекстилем, с обязательным незначительным уклоном.
- Использование утепляющей несъемной опалубки (способ, рекомендуемый в первую очередь для пристраиваемых гаражей или рассчитанных на постоянное пребывание внутри).
- Увеличение площади опоры основания. В этом случае необходимо сделать более широкую и глубокую траншею и залить ее дно тощим бетоном. Полученная стяжка снизит нагрузку.
- Усиление ленточного монолита свайными опорами при строительстве гаража на склоне или неровных участках.
- Утепление вертикальных стен конструкции пенополистиролом.
- Обустройство отмостки, засыпка полученного фундамента не выбранным ранее грунтом, а смесью песка и щебня.
Вышеперечисленные способы не входят в стандартную схему действий при возведении фундамента гаража из пеноблоков своими руками и в той или иной степени увеличивают затраты, но они помогают снизить нагрузки и продлить срок службы конструкции. Крайней мерой считается полная замена почвы под основанием, ее используют при строительстве на торфяниках
К кладке стеновых блоков приступают не ранее, чем через месяц, важно рассчитать сроки правильно
Нюансы закладки
Если в гараже не планируется ставить более двух автомобилей, не стоит возводить большой гараж, а следовательно и не понадобится мощный, крепкий фундамент. В случае с одной манной можно вполне обойтись легким, скромным основанием.
Советы:
Перед началом строительства, рекомендуется определиться с тем, какие коммуникации проходят сквозь выбранное место постройки, чтобы в процессе их не задеть
Таким образом, не будет никаких проблем с соседями и коммунальными службами.
Далее, стоит хотя бы набросать эскиз того, что впоследствии будет строиться, небольшой набросок участка, по которому в процессе строительства нужно будет ориентироваться.
Достаточно важно вовремя выполнить утепление боковых наружных стен фундаментов пенопластом, который защищает землю от оттаивания и тем самым предотвращает морозное пучение грунтов.
Массивный фундамент необходим в случае, если гараж будет строиться из крепких кирпичей, в 1,5 кладки или из пеноблоков. Но есть одно обязательное условие для всех типов постройки – фундамент должен быть на 20-30 см выше от земли, это предотвратит появление влаги и сырости в гараже.
Необходимость фундамента под гараж
Необходимость фундамента бесспорна, так как он придаёт постройке устойчивость и сохраняет целостность стен. В такой постройке, как гараж, бетонное основание изолирует все предметы, находящиеся в помещении, от влаги, исходящей из земли. В гараже без фундамента металлические части автомобиля подвержены быстрому поражению коррозией.
Надёжный фундамент — залог устойчивости гаражной конструкции
Основа для строений может быть:
- естественной;
- искусственной.
В качестве естественного основания может применяться грунт, находящийся под фундаментом гаража, который по своим природным характеристикам способен обеспечить устойчивость строению. Состав грунта, имеющий эти особенности, попадается нечасто, поэтому он требует дополнительной прочности, то есть закладки искусственной основы.
Прежде чем приступить к строительным работам по установке фундамента, необходимо изучить свойства и качества грунта. Так как его видов несколько, то не все они подходят для возведения конструкций.
Существуют различные методы по улучшению качеств грунта, которые помогают сделать его свойства подходящими для установки фундамента.
К основным типам грунта относятся:
- Скальные с цельной структурой.
- Состоящие из крупных фрагментов скал.
- Песчаные.
- Глинистые образования.
- Торфяники.
Если говорить о надёжности основания, то скальный тип грунта выступает лучшим вариантом для возведения гаража. Он представлен в виде затверделых вулканических выбросов и смесей пород, плотно прижатых друг к другу. Он залегает сплошным либо трещиноватым массивом. Этот грунт готов для возведения гаража на его поверхности, без установки фундамента.
Крупнообломочный грунт содержит гравий, а также осколки кристаллических образований. Особенность этой почвы в том, что она на 50% состоит из фрагментов и крупиц, превышающих 2 мм. В отличие от предыдущего вида грунта, он не состоит из цельной структуры.
Так как величина составляющих крупнообломочных грунтов разная, принято разделять их на типы:
- валунные (глыбовые);
- галечниковые (щебенистые).
Фундамент для гаража в таком грунте должен быть заглублён на 50 см.
Песчаный грунт является одним из основных. В его составе содержится около 50% материала сечением более 2 мм. Отличительной чертой указанного грунта являются сыпучесть и отсутствие пластичности. Под воздействием влаги и нагрузки эта почва имеет свойство сильно утрамбовываться.
Одним из неблагоприятных грунтов для закладки фундамента для гаража является глинистый грунт. Он реагирует на разные условия: при высыхании он может сжаться, при высокой степени влажности — образовать оползни, а при низких температурах вспучиваться. Это происходит, потому что структура глинистого грунта имеет чешуйчатую форму с полостями. Благодаря этому влага скапливается в порах глины, что способствует вязкости всей почвы. В этом случае необходимо устанавливать свайный фундамент, причём закладка должна производиться ниже уровня промерзания.
Высокое содержание растительных остатков в торфяниках делает этот грунт ненадёжным для возведения фундаментного основания. Как правило, этот грунт сильно увлажнён и отличается тем, что имеет свойство неравномерно сжиматься. Эта характеристика делает его практически непригодным для создания крепкого фундамента. Если возникает необходимость строительства на этой почве, то её заменяют на песчаную. Этот случай предусматривает установку фундамента в виде винтовых свай. Пожалуй, это основание будет единственным выходом из данной ситуации.
Особенности установки опалубки
Опалубку можно делать съемной или несъемной. В случае несъемной опалубки из дерева или пенопласта, основание плохо поддается ремонту, но в этом случае не придется дополнительно использовать гидроизоляцию. Кроме того:
- Рекомендуется перед заливкой основания укрепить опалубку с внешней стороны, и под ней предусмотреть дренажную систему. Ведь частные застройщики редко устанавливают полноценную ливневую систему, а из-за подтопления основания повредится цоколь и каркасная конструкция.
- Опалубку лучше делать деревянной, так получится дешевле. Но, можно сделать ее из пенополистирола, и сразу сформировать полноценный закрытый короб.
- Монолитный фундамент в этом отношении стоит немного дешевле, чем ленточный, ведь не нужно использовать мощную строительную подъемную технику. Но на его заливку пойдет огромное количество бетона и арматуры, а это занимает много времени. Если нужно оперативно построить гараж, где стены могут быть каркасными или сделанными из пеноблоков, тогда лучше использовать сборный фундамент.
Но, армирование блочного ленточного основания сложнее, нужно делать дополнительные расчеты допустимой нагрузки на грунт, и сразу подбирать оптимальную каркасную конструкцию несущих стен и крыши.
Виды фундаментных оснований
Ленточный фундамент подходит для строительства частного дома
В качестве основы для здания используются четыре основных типа фундаментных конструкций:
- Ленточный фундамент. Самый распространенный тип оснований, при котором заливка происходит в виде непрерывной железобетонной ленты.
- Столбчатый. Конструктивно представляет собой ряд бетонных или кирпичных опор в виде столбиков, расположенных по периметру здания на определённом расстоянии друг от друга.
- Свайные. Напоминают столбчатые основания, но в качестве опор для строящегося дома применяются заглубляемые в землю сваи.
- Плиточные. Имеют вид монолитной железобетонной плиты, на которую равномерно распределяется вес возводимого здания.
Используются данные фундаменты для домов различной этажности и возводимых на различных типах оснований. Рассмотрим в нашей статье каждую из перечисленных конструкций более подробно.
Ленточные основания
Использоваться ленточное основание может как для небольшого, так и многоэтажного строительства. Внешне такое основание выглядит, как единая бетонная лента, идущая под стенами дома по всему периметру.
Конструкция ленточного фундамента дома может быть заглублена на различную глубину относительно поверхности грунта. Как правило, на всём своём протяжении железобетонная лента имеет одинаковую толщину и форму сечения. Ленточный фундамент для дома может заливаться непосредственно по месту строительства в опалубку, либо собираться из готовых бетонных элементов – фундаментных блоков.
Технология заливки фундамента для дома в первом случае выглядит следующим образом:
- По периметру строящегося дома выкапывается траншея нужной глубины.
- Вдоль траншеи устанавливается опалубка.
- В опалубке монтируется армирующий каркас.
- Готовый бетонный раствор заливается в опалубку.
При строительстве ленточного фундамента для домов из готовых бетонных блоков на дно траншеи насыпается подушка из крупного песка или гравия. А уже на неё устанавливаются бетонные блоки в один или несколько рядов. Между собой они скрепляются при помощи цементного раствора.
Столбчатый и свайный фундамент
Для частных малоэтажных домов свайный фундамент хорошо подходит
Используются подобные конструкции, как правило, при малоэтажном строительстве на слабых и пучинистых грунтах. Главными плюсами столбчатых и свайных фундаментов для домов являются:
- низкая себестоимость благодаря меньшему объёму используемых строительных материалов;
- высокая скорость строительства;
- возможность получения прочного основания на слабых грунтах.
Технология строительства столбчатого фундамента достаточно проста: по периметру будущих стен постройки через определённые промежутки возводятся столбики из кирпича, шлакоблоков или бетона. Расстояние между ними зависит от прочности грунта и от массы здания.
Если для лёгкой постройки (сарай, бытовка, дощатый дачный домик) будет вполне достаточно нескольких столбов по углам, то для более массивного здания расстояние между опорами не должно превышать 1 – 1,5 м. Между собой отдельные столбики могут соединяться обвязкой – несущими элементами стены либо бетонным ростверком.
Точно такое же назначение имеют и сваи, выполняющие роль точечных опор. Разница между столбчатым и свайным фундаментом для домов заключается в заглублении в грунт. Столбчатые опоры, как правило, являются мелкозаглублёнными, тогда как сваи предназначены для заглубления ниже уровня промерзания почвы. Поэтому свайные основания являются отличным вариантом при строительстве домов на пучинистых и болотистых грунтах.
Изготовляться сваи могут из самых различных материалов – бетона, металла и даже из плотных пород дерева (лиственница, дуб). В почву сваи либо закручиваются, либо забиваются при помощи специальных приспособлений – сваекрутов и молотов-копров.
Фундаментная плита
Плита используется там, где бетонное основание нужно совместить с бетонным полом
Это менее распространённый тип фундаментов для домов. Чаще всего он используется там, где требуется конструктивно совместить бетонное основание строящегося здания с бетонным полом.
Фундаментная плита может удачно применяться при возведении некоторых технических конструкций – ангаров, боксов, складов. При этом их лёгкий каркас опирается на монолитную железобетонную плиту, выполняющую одновременно функцию пола помещения.
Такое основание используется и при строительстве бань, где она также играет роль несущего основания и чернового пола. В этом случае в плите делается сточное отверстие либо яма-накопитель для воды.
Этапы устройства фундамента для гаража
Перед началом строительных работ стоит четко определить алгоритм необходимых действий. Основные этапы:
- Формирование проекта. Проект необходим для того, чтобы примерно знать внешний вид будущей постройки и количество необходимых действий.
- Разметка на местности. Этот этап необходим для того чтобы перенести на местность все те параметры, которые были указаны в проекте. Для проведения подобных работ вам придется выбрать точку отсчета – будущий угол постройки. После этого при помощи специальных строительных приспособлений или же обычных колышков определить размер и местоположение гаража. Между колышками нужно натянуть небольшой шнур.
- Работы в земле. Довольно часто подобные работы проводят вручную. Однако, если есть необходимость глубокой закладки фундамента, то не обойтись без использования экскаватора. Во время проведения таких работ формируется траншея необходимая для фундамента. Дно этой траншеи должно быть обязательно уплотнено песком и щебнем. Ее стенки должны быть вертикальными и ровными.
- Закладка фундамента. В подготовленную ранее траншею необходимо установить опалубку. Это позволит выровнять и ровно расположить стены. Кроме того, разместить в траншее прочную металлическую арматуру. Это позволит повысить прочность конструкции. Далее траншею с установленной опалубкой и арматурой нужно залить бетоном (при установке ленточного фундамента).
Подводя итог, можно сказать, что сформировать фундамент для гаража своими руками несложно. Для этого нужно знать только лишь основные аспекты его постройки. В первую очередь необходимо подобрать тип основы. Этот выбор стоит делать на основании учета таких факторов: вес конструкции, тип почвы, габариты конструкции, уровень прохождения грунтовых вод. Далее стоит определить необходимую глубину закладки.
При выборе этого параметра нужно ориентироваться на уровень промерзания почвы и глубину прохождения грунтовых вод. Ширина фундамента зависит от толщины стенок конструкции и типа грунта. Материал для основы стоит выбирать с учетом климатических особенностей места постройки.
Зная эти нехитрые правила постройки фундамента, вы довольно просто и быстро сможете возвести прочное основание. Построить фундамент самому можно довольно просто, при этом вы сможете сэкономить достаточно большое количество средств.