Гараж на даче: строим сами

Особенности постройки гаражей

Рассмотрим преимущества и недостатки гаражей, построенных из различных материалов.

Кирпичные гаражи

Самый распространенный вид строительства зданий подобного типа. Их в первую очередь характеризует высокая пожаробезопасность, поскольку кирпич сам изготовлен из огнеупорной глины. Кирпичные сооружения долговечны, надежны, приятны эстетически. Постройка гаража достаточно проста, так как соорудить кирпичную коробку можно самостоятельно, если вы имеете даже небольшой опыт в строительстве.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес сооружения и необходимость создания прочного фундамента. Кроме того, стоимость возведения гаража может вылиться в значительную сумму. Могут потребоваться при необходимости и дополнительные работы по утеплению кирпичных стен, если вы хотите, чтобы гараж был отапливаемым.

Гаражи из стеновых блоков

Зачастую для возведения можно использовать облегченные газо- и пеноблоки, что существенно облегчит здание и потребует применения облегченного фундамента. Экономия средств налицо, да и класть блоки значительно проще, чем кирпич. При этом по пожаробезопасности они не уступают кирпичу.

К недостаткам блочного строительства приводят особенности самого стройматериала – блоки очень боятся влаги. Поэтому после возведения гаража они должны быть облицованы гигроскопичными материалами. Повышенная влагопроницаемость блочных конструкций может привести и к плохой теплоизоляции помещений.

Железобетонные гаражи

Традиционно использовались в массовом строительстве – в частности в гаражных кооперативах. Это происходило благодаря простоте и легкости возведения гаражей.  Монолитные железобетонные плиты стандартного размера изготавливаются на заводе, и из них производится сборка гаража. Обычно собирают гараж уже из готового комплекта – со стенами, полом и крышей из железобетонных плит. Возвести такой гараж можно буквально за несколько часов. Крепость и пожаробезопасность железобетонных стен не уступает кирпичным и блочным.

Недостатком такого строительства, безусловно, является его трудоемкость и необходимость использования специальной строительной и грузоподъемной техники. Зачастую проезд такой техники на участок затруднен.

Кроме того, внешний вид гаражей непрезентабелен, да и габариты гаража не всегда могут удовлетворить потребности хозяина ввиду стандартности железобетонных плит по типоразмеру. Впрочем, заливку железобетона можно и провести на месте – в специально сооруженную опалубку. Но это довольно сложный и специфический вид строительства, хотя и относительно недорогой.

Металлические гаражи

Преимущества их – в простоте «коробки», в надежности металла с точки зрения охранной функции и пожаробезопасности. Такой гараж можно возвести достаточно быстро, а можно сразу прибрести готовый и установить его на участке. Металлические гаражи бывают разборными и неразборными. Разборный гараж монтируется из готовых металлических панелей (основой которых служит металлический лист), прикрепляемых на металлический каркас.

Легкость гаража не требует установки для них отдельного фундамента. Самым простым видом металлического гаража является так называемая «ракушка».

Недостатки металлических гаражей очевидны:

  • Нестойкость к холодам
  • Конденсация влаги на стенах и потолке при изменениях температуры
  • Непрезентабельный внешний вид

Каркас из дерева и металла

Такое сооружение можно сделать на основе деревянного или же металлического каркаса.

Металлический каркас из профильной трубы

Такой каркас из металла отличается высокой прочностью: он полностью устойчив к огню и к механическому воздействию, однако стоит в несколько раз больше деревянного покрытия. Работать с таким материалом нужно тому, кто умеет использовать соответствующие приборы, к примеру, сварку, дрель, болгарку. Для того чтобы создать гараж каркасного типа из трубы своими руками, вам нужно воспользоваться металлопрокатом или гнутым металлопрофилем.

Нижняя зона каркаса крепится к фундаменту сваркой или анкерами. Можно также использовать саморезы, но такой тип крепления будет наименее надёжным. После этого по углам установить стойки. К нижней части каркаса и анкерам прикладывается профиль углами наружу и приваривается. В конце крепятся дополнительные вертикальные стойки и горизонтальные ребра по всей площади.

Также нужно уделить внимание профилю над местом, где будут находиться ворота. В противном случае монтаж дверей в дальнейшем станет трудностью для автолюбителя

Выбор крыши будет по желанию владельца. Она может быть двускатная, плоская или же односкатная. Каркас для гаража можно купить в готовом виде. Это намного выгоднее, и установка будет происходить в несколько раз быстрее.

Каркас из дерева

Каркас из брусьев будет стоить намного меньше металлического. Строится он таким же способом: выстраивается нижняя часть, стойки вертикальные и промежуточные, верх и остальное. Но в отличие от металлического каркаса, в этом случае экономить на материале не нужно. Лучше приобрести хороший и крепкий брус.

Укладка шлакоблоков

Длина и высота стен в этом случае будет определена индивидуально. Кладка блоков происходит наподобие кладки кирпича. Наиболее распространённые методы:

  • в камень;
  • в половину камня;
  • в полтора камня;
  • в несколько камней.

Толщина будет напрямую влиять на устойчивость и крепость готовых стен, а также на их защиту от ветра, перепада температур и других погодных условиях.

Чаще всего строители используют именно кирпичный способ укладки, при котором следующий ряд перекрывает швы нижележащего. Для начала выкладываются углы, затем между ними протягиваются верёвки для ровности кладки.

Готовим проект гаража

Количество этапов строительства гаража напрямую зависят от выбранного вами материала. Если гараж будет кирпичным, работы будут иметь такую последовательность:

  1. ведение земляных работ;
  2. подготовка фундамента;
  3. строительство цоколя;
  4. крепление ворот;
  5. установка кровли и перекрытий;
  6. обустройство полового покрытия;
  7. утепление помещения;
  8. отделочные работы.

Длительность земляных работ зависит от размеров строения, который вы решили построить. Перед началом ведения строительных работ четко определитесь, какие элементы вам необходимы в гараже. К примеру, вы можете сделать смотровую яму лично для своего автомобиля, но есть ли в этом смысл, если все работы по ремонту машины вы доверяете СТО? Критично обдумайте необходимость того или иного элемента гаража и внесите все свои пожелания в проект.

Продумываем элементы строительства

Фундамент будет зависеть от материала, который вы запланировали использовать. Фундамент — это основание строения, к его строительству следует отнестись очень ответственно, ведь от качества работы будет зависеть долговечность гаража.

Цоколь — это продолжение фундамента. Распределяет нагрузку всего строения и защищает помещение от влажности. Сделайте гидроизоляцию цоколя, чтобы избежать распространение плесени, грибка и гниения.

Ворота чаще всего используются металлические. Лучше всего приобрести уже готовые, чтобы ускорить время работы.

Крыша может быть плоской или двухскатная. Плоская крыша наиболее проста в своей конструкции. Гидроизоляцию кровли можно сделать рубероидом. Все эти работы можно выполнить самостоятельно, не обращаясь к строителям-профессионалам.

Застелить пол можно разными материалами. Это может быть дерево, которое потребует установки вентиляционных систем. Пол, залитый бетоном, прослужит долгое время и не повредится. А вот если оставить все как есть, то земляной пол быстро просядет и ставить машину в гараж станет невозможно. Так же в гараже будет чрезмерная влажность.

Отделочные работы

Сделайте в своем гараже отмостку. Это насыпь небольших размеров под уклоном от гаража. Вы сможете вручную выкатить машину их гаража. Сама отмостка делается послойно – грунт, песок, глина и бетон.

Вы можете как сделать отделку внутри гаража, так и оставить все как есть. Для отделки подойдут панели или ОСП. Если гараж кирпичный, отштукатурьте его или затрите цементом.

Стены из металла потребуют постоянного ухода от ржавчины – ежегодной покраски. Утепление стен следует сделать, если вы планируете оставлять машину в металлическом гараже в зимнее время года. Утеплить его можно при помощи пенопласта.

Удачным решением будет организовать в гараже пространство для хозяйственных нужд, к примеру, хранения овощей. Оборудовать полки и стеллажи.

Если вы построите на своей даче гараж, вам больше не нужно будет переживать о защите машины в непогоду. Так же станет удобно хранить все инструменты и материалы.

При ведении правильного планирования все строительные работы пройдут быстро и без сложностей, а вы уложитесь в намеченный бюджет или даже сэкономите.

Материал для строительства

Пеноблоки бывают разных размеров

Чтобы построить гараж на даче, необходимо выбрать материал. Это может быть металл, камень или дерево. Допускается также использование современной продукции – пеноблок или панели.

Пеноблок

Использование пеноблока в строительстве происходит повсеместно как для жилых комплексов, так и приусадебных построек. Обусловлено это способностью материала создавать микроклимат, сохраняя тепло. Продукция обладает водоотталкивающими свойствами и противостоит образованию грибка. Данный вариант экономит время и бюджет.

Сэндвич-панели

Многослойный сэндвич производится двух видов – классический стальной профиль и OSB-листы. В первом случае в качестве утеплителя используется пенополиуретан, во втором – пенопласт. Можно приобрести готовый конструктор и самостоятельно сделать сборку гаража при наличии опыта в сварном деле.

Плюсы и минусы каркасного гаража

Количестве плюсов каркасного деревянного гаража в несколько раз превосходит минусы

Как и любая другая технология строительства зданий, каркасная имеет свои достоинства и недостатки. Причём первых намного больше, чем у всех остальных способов возведения гаража.

Плюсы:

  1. Высокая скорость строительства. При наличии хороших погодных условий каркасник размером 4х6 м можно собственноручно выстроить за 3-4 недели.
  2. Долговечность. Возведённый по всем правилам гараж прослужит не менее 50 лет.
  3. Внутренние и внешние стены не требуют дополнительной отделки в виде оштукатуривания и выравнивания, так как представляют собой ровные и гладкие поверхности.
  4. Возможность устройства облегчённого недорогого фундамента.
  5. Минимальная усадка или её полное отсутствие при условии применения качественно высушенного пиломатериала.
  6. Экологическая чистота.
  7. Более низкая теплопроводность, чем у кирпичных и бетонных построек.
  8. Способность выдерживать значительные и частые перепады температур.
  9. Всесезонное строительство.
  10. Благоприятный для здоровья человека микроклимат внутри помещений.

Минусы:

Из недостатков каркасной технологии прежде всего отмечают гигроскопичность древесины, её подверженность гниению и порче насекомыми-древоточцами. Риски минимизируют обработкой пиломатериалов специальными растворами – антисептиками. Один из наиболее популярных – «Сенеж». Рекомендуется наносить 2-3 слоя раствора.

Второй недостаток каркасников – пожароопасность. Для того чтобы повысить устойчивость древесины к воздействию высоких температур, разработаны специальные средства – огнебиозащитные. То есть они одновременно являются и антисептиками, что позволяет экономить на покупке этих растворов. Наиболее популярны и эффективны:

  • «Сенеж Огнебио»;
  • «Сенеж Огнебио Проф»;
  • NEOMID от «Неохим»;
  • «Пирилакс» от «НПО НОРТ»;
  • «Вудмастер» от «НПП Рогнеда».

К числу недостатков строений каркасного типа относят и сложность крепления навесных элементов (полок, шкафов, зеркал и др) к стенам. Для того чтобы гвоздь или саморез надёжно выдерживали нагрузку, их необходимо вогнать в брус или доску.

В каркасниках значительна площадь поверхностей – полости, заполненные утеплителем (минватой или пенопластом/пенополиуретаном). Поэтому при проектировании строения необходимо заранее предусмотреть наличие балок в тех местах, где будут устанавливать навесные элементы интерьера.

Кладка стен гаража своими руками

Наиболее оптимальным вариантом для укладки стен является шлакоблок или пеноблок. Данные материалы обладают достаточной прочностью, нормальной теплоизоляцией и благодаря своим размерам укладываются довольно быстро.

Кладка стен гаража проводится в следующей очередности:

  1. Перед началом работ по возведению стен, на поверхность фундамента укладывают рубероид или гидроизол. Он защитит кладку от влаги.
  2. Укладывают шлакоблок на цементный раствор. Содержание песка в нем можно довести до 4 частей. Первым делом выкладываются углы. В них выкладывается 3-4 ряда с обязательной перетяжкой (центр блока верхнего блока приходится на стык нижних двух). Вертикальность углов проверяется уровнем и отвесом.
  3. После того как углы выложены, необходимо натянуть между ними шнуровку, которая будет ориентиром для укладки рядов блоков. При проведении работ обязательно необходимо проверять положение каждого блока. После укладки нескольких рядов, устанавливают коробку въездных ворот. Делается эта металлоконструкция из уголков, сваренных между собой при помощи стальной полосы. Толщина конструкции должна быть равна толщине блоков, а высота быть кратной их высоте. В таком случае не возникнет проблем с закладкой воротного проема. Для получения половинных блоков целые режут при помощи болгарки с алмазным кругом. После того как несколько рядов уложены, снова укладываются углы и процесс повторяется.
  4. Перед укладкой последнего ряда блоков, монтируют балки перекрытия. При ширине гаража 4 метра и шаге установки балок в 0,6 метра минимальное сечение бруса должно быть 100 х 200 мм.
  5. Первая и последняя балки укладываются на блоки передней и задней стенки. Крепятся они к стенам при помощи анкерных болтов. При установке балок перекрытия необходимо обеспечить их уклон в сторону задней или боковой стены для стекания влаги во время осадков. Промежутки между балками закладываются блоками.

Виды

Хозяин земельного участка может отдать предпочтение любому варианту обустройства дачного гаража:

  • отдельно построенному;
  • встроенному;
  • гаражу-пристройке.

Для сооружения, построенного отдельно, требуется много места. В этом случае лучше всего строить его возле забора, чтобы не делать дополнительно подъездную дорогу. Если нет такой возможности, то гараж ставят недалеко от хозяйственных построек.

Среди преимуществ следует отметить, что в жилые помещения не попадают выхлопные газы и не слышно шума двигателя. Минус – нецелесообразность прокладки отопительной системы по причине больших потерь тепла.

Гараж, встроенный в цоколь дома, отличается компактностью и удобством. Хозяин существенно экономит на стройматериалах: не требуется возводить стены или строить потолок. Дополнительно отапливать гаражное помещение не требуется. При обустройстве можно столкнуться с двумя проблемами:

  • выполнение качественной гидроизоляции;
  • дополнительная установка отдельной вентиляционной системы.

У практичного гаража-пристройки есть свои достоинства:

  1. Пристроенный гараж смотрится как часть общей композиции с основным жилым строением: наружная отделка сооружений выполняется в одном стиле.
  2. Снижаются затраты на подведение коммуникаций.
  3. Конструкцию не затопят осадки или талые воды.

Лучше пристраивать гараж с северной стороны, что позволит максимально отдалиться от жилых помещений. Пол делают из бетона, а над уровнем земли он поднимается на 10-30 см.

Самый простой гараж на даче – это навес. Он позволяет защитить машину от длительного воздействия ультрафиолета и атмосферных осадков. Чтобы его сделать, потребуется меньше средств, чем для строительства помещения. В строительных магазинах реализуются готовые переносные конструкции, напоминающие шатер.

Выбор места под постройку гаража

Для дачи не стоит сооружать большой гараж. Если в семье один автомобиль, то размера 3,5 х 5,5 м вполне достаточно для хранения авто класса Е или даже небольшого внедорожника. Если же автомобиль большой, то размеры гаража подбираются под него. Сооружение укрытия для авто – дело не слишком сложное.

Место строительства гаража на даче зависит от размеров и конфигурации участка:

  • Если его размеры небольшие, то более практично разместить его на одной линии с забором. В таком случае гараж не займет большой площади участка, и станет частью его ограждения, что позволит сэкономить средства на сооружении забора. Еще одним преимуществом такого расположения гаража на дачном участке является удобный выезд на дорогу. Однако, в таком случае автомобиль во двор загнать не удастся.
  • Если площадь участка позволяет, гараж можно разместить в глубине. Таким образом, автомобиль можно будет поставить во дворе, чтобы помыть или обслужить его.
  • При планировании строительства гаража необходимо учитывать расположение коммуникаций или план их размещения. В противном случае, при проблемах с водопроводом или силовым кабелем проблему решить будет проблематично.

гараж на дачном участке

Проект гаража можно заказать в архитектурных мастерских, строительных организациях или сделать самому. По большому счету, гараж – это по существу коробка здания с крышей. Сложность ее проектирования предопределена только повышенными требованиями к строительству зданий гаражного типа и наличием  въездных ворот.

Это интересно: Наливной пол в гараже своими руками: это полезно знать

Виды гаражей какой выбрать

Гараж возможно построить из дерева, кирпича, керамзитобетонных блоков, пеноблоков, металлопрофиля и еще большого множества разнообразных строительных материалов.


Для расширения кругозора касательно гаражного строительства рассмотрим существующие виды гаражей:

  1. Капитальный гараж. Постройка на прочном фундаменте является полноценным объектом недвижимости. Основательность конструкции позволяет обустроить полноценный погреб или смотровую яму, являться надежным укрытием автомобиля либо другой техники. Строится из качественных и прочных материалов и рассчитывается на длительное время службы.
  2. Комбинированный гараж. Состоит из основательного фундамента и металлических стен. Поскольку зачастую элементы конструкции покупаются уже готовыми, то монтаж гаража происходит очень быстро. Жесткий каркас крепится к основанию анкерными болтами и обивается профнастилом, сайдингом или другим легким материалом. Постройка устойчива и часто устанавливается в сейсмически нестабильных районах, на слабом грунте либо там, где существует опасность подмывания грунтовыми водами.
  3. Временный гараж. В основном такой гараж строится тогда, когда необходимо укрытие для автомобиля, но по каким-то причинам на это не хочется тратить много средств. Но нет ничего более постоянного, чем временное, поэтому стоит стразу сооружать его из качественных материалов. Привлекательнее всего он будет выглядеть из профнастила. Так как это не капитальное строение, на его возведение не требует никаких разрешительных документов, что тоже экономит деньги, время и нервы.
  4. Бетонный гараж. Строится из пенобетонных блоков толщиной 150-20 мм, а снаружи облицовывается декоративным кирпичом. Блоки экологичны, просты в работе, имеют хорошую тепло- и звукоизоляцию. Их размеры позволяют строиться в кратчайшие сроки, что является их неоспоримым преимуществом. По стоимости материала такой гараж будет в 1,5-2 раза ниже своего кирпичного аналога, однако следует придерживаться особой технологии в процессе кладки.

Каркасный гараж из дерева своими руками

Перед тем,как сделать гараж из дерева, следует произвести подготовительные работы – разработать подробный проект, рассчитать, сколько понадобится материалов для фундамента, внешней и внутренней отделки, будет ли внутри отопление и т.д. Делать это нужно сразу, чтобы примерно представлять, во сколько обойдется строительство, и на чем можно сэкономить при необходимости.

Чертежи гаражей из дерева можно посмотреть на сайте производителя каркасных конструкций и соотнести их с предполагаемым местом расположения будущей постройки. Также вы можете разработать свою схему, в соответствии с которой вам подберут каркасную конструкцию.

При строительстве гаража из деревянного каркаса своими руками, необходимо помнить некоторые размеры:

  • стойки для углов гаража и воротные створки делаются из бруса 100Х100 мм;
  • нижняя обвязка делается из доски 100Х50 мм;
  • стропила, блоки перекрытия -100Х50 мм;
  • шаг между стойками в нижней обвязке не длиннее 1200 мм;
  • потолочные балки из доски 50Х100 мм;
  • продольные детали – брус 50Х50 мм и больше.

Деревянный гараж 6х4 своими руками начинают строить, как и любой другой, с укладки фундамента. Здесь используется монолитный фундамент. После того как он отстоялся начинается сборка нижнего венца. К нему крепятся угловые стойки. Чтобы их надежно зафиксировать необходимо укрепить их временно досками.

После этого на них закрепляется верхний венец. Для большей прочности можно усилить деревянный каркас для гаража подкосами, то есть, досками, которые плотно вшиваются с внутренней и внешней стороны угловых стоек. Верхний же венец закрепляется гвоздями, шипами или скобами.

Для того чтобы соорудить проем, сверху на стойки необходимо уложить горизонтальную балку и надежно ее зафиксировать.

После того как каркас готов, его обшивают натуральной доской, ОСП- плитами или фанерой.

Если для обшивки используется доска, то каркас обшивается ею с внутренней и внешней стороны, а в проем между ними укладывают утеплитель. Чаще всего в качестве утеплителя используется минеральная вата.

Если использовать ОСП для обшивки, тогда ее следует укрыть от воздействия внешней среды отделочными материалами.

Для создания крыши в верхнем венце делаются пазы, куда вставляются стропила.

Возведение крыши

Крыша у деревянного гаража как брусового, так и каркасного может быть односкатной или двухскатной, это зависит от того, стоит ли он отдельно или примыкает к дому. Если деревянный гараж привязан к основному зданию, то крыша делается односкатная, если же это отдельная постройка, красивее будет смотреться двускатная крыша. Однако, выбор за мастером.

Для двухскатного вида крыши строятся специальные деревянные рамки (фермы)

Эти деревянные фермы устанавливают на верхний венец через 1,5 – 2 метра. При помощи уголков они надежно фиксируются на верхнем венце, а между собой скрепляются продольными балками.

После этого укладывается гидроизоляционный материал и возводится продольная обрешетка.

Удобно в качестве изоляции использовать рубероид. Его можно накладывать поверх обрешетки, и уже на него укладывается кровельный материал.

Если предполагается строить односкатную крышу, то тогда одна стена гаража должна быть

выше другой настолько, чтобы обеспечить наклон не менее 15 градусов.

Поперечные лаги в этом случае укладывают на расстоянии 50-70 см и только потом настилается гидроизоляционный материал и ставится деревянная обрешетка.

Ворота для гаража

В завершение необходимы надежные ворота. Самыми подходящими будут деревянные ворота для гаража. Их тоже можно изготовить своими руками.

Для начала нужно составить план, по которому будут строиться ворота, где будут указаны размеры и самих ворот, и проемов, куда деревянные двери для авто будут устанавливаться. После этого можно приступать к изготовлению самих ворот.

Лучше всего делать это на большой ровной площадке, там будет собираться каркас и обшивка.

  1.  Отмерить брус для каркаса строго по нужным размерам, распилить и хорошо обработать (зачистить рубанком).
  2. Соединить части каркаса. Это можно сделать с помощью нагелей – они вставляются в просверленные отверстия в балках или с помощью длинных саморезов.
  3. Полученную конструкцию обработать защитными препаратами (пропитками для дерева).
  4. Для обшивки распилить доски, рубанком обработать материал и закрепить на каркасе либо по одной, либо сразу щитом.
  5. Для сохранения тепла обшивку из досок делают с двух сторон каркасной рамы, а образующуюся полость заполнить минеральной ватой.
  6. Закрепить ворота в проеме. Для этого необходимо убедиться в надежности всех деталей конструкции. После этого прикрепляются петли к основанию проема и навешиваются створки.
  7.  При желании ворота можно покрыть лаком, грунтовкой или краской.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий