Какой фундамент выбрать?
Выбор типа фундамента – задача нетривиальная. Приходится балансировать между своими желаниями и финансовыми возможностями.
В любом случае фундамент должен быть надежным, устойчивым, монолитным. От этих его особенностей зависит долговечность, прочность и функциональность гаража.
Есть несколько правил, опираясь на которые, легче сделать выбор:
- Для участков с непрочной болотистой почвой, при высоком уровне подземных вод, не стоит устраивать подвал и смотровую яму – слишком сложно будет не допустить их затопления. В этом случае используйте сваи или заливайте плиту.
- Для зоны вечной мерзлоты подойдут только сваи или плита. При этом, если вы выбрали плиту, то ее обязательно нужно утеплять. В противном случае тепло от фундамента будет медленно растапливать лед и гараж начнет проваливаться в землю. Иногда за несколько лет такое помещение полностью уходит под землю. Если вы остановились на свайном варианте, то для теплоизоляции между полом гаража и уровнем грунта должно оставаться пространство хотя бы в 20 см. Щель лучше заделать по периметру завалинкой из досок. Они устанавливаются в 2 ряда, между которыми засыпается грунт, шлак, керамзит или устанавливается любой утеплитель. Это нужно, чтобы устранить продувание из-под пола.
- Для участков с перепадами высот лучше всего использовать свайный фундамент с верхней обвязкой из железобетона.
- Если не планируется устройство подвала или смотровой ямы, то лучше всего или мелкозаглубленная плита, или сваи.
- Самый бюджетный вариант – винтовые сваи. К нему можно прибегнуть, если гараж очень нужен, а лишних денег нет.
- Если подвал нужен, то лучше всего подойдет заглубленный ленточный фундамент. Также подойдет заглубленная плита, но ее строительство обойдется как минимум в 3 раза дороже.
Какие виды фундаментов подойдут для гаража из пеноблоков
Вот такая симпатичная конструкция должна получиться у вас по окончании строительства
Пеноблок – лёгкий строительный материал, вес которого напрямую зависит от плотности. Для возведения стен гаража преимущественно используют конструкционно-теплоизоляционные блоки плотностью 600-800 кг/м3 размером 200х300х600 мм. Такой строительный камень весит 19-22 кг, а 1 м3 блоков – в пределах 460 кг.
Тем самым на фундамент будет оказана небольшая весовая нагрузка и основания с высокой несущей способностью не требуется. Для строительства гаража из пеноблоков подойдут следующие виды фундаментов:
- мелкозаглубленный ленточный (МЗЛ);
- плитный (если в гараже будет находиться тяжелая крупногабаритная техника);
- винтовой;
- свайный.
При выборе типа основания, помимо весовой нагрузки строения, учитывают ещё несколько параметров:
- тип грунта;
- точку промерзания грунта (ТПГ);
- уровень грунтовых вод (УГВ).
Фундамент на винтовых сваях
С установкой такого фундамента можно справиться и без спецоборудования
На подвижных почвах с преобладанием песка или супеси оптимально возводить фундамент на винтовых сваях. Эти опоры погружают ниже ТПГ на 20-30 см, благодаря чему свая прочно держится в грунте и не реагирует на его естественные или сезонные (периоды замерзания-оттаивания) подвижки.
Для монтажа фундамента на винтовых сваях не обязательна помощь дорогостоящей техники: ямобура, сваевёрта, специализированных установок. Умельцами давно разработана технология установки металлических опор своими руками. Для этой цели используют лом или металлическую трубу, которые заводят в технологические отверстия под оголовком. Вкручивают сваю усилиями нескольких человек. Количество опор высчитывают, исходя из требования: расстояние между ними должно быть не более 3-х метров.
Преимущества фундамента на винтовых сваях для гаража из пеноблока:
- Отсутствие трудозатратных и длительных по времени земляных работ.
- Скорость монтажа.
- Возможность монтажа при высоком УГВ.
- Проветриваемость нижнего перекрытия.
- Возможность установки на сваи пустотной ЖБИ плиты, что оптимально для гаража с легковой машиной). В этом случае расстояние между опорами сокращают до 2-х м.
Недостатки:
- Необходимость устройства пандуса для заезда в гараж, так как строение будет приподнято над уровнем грунта.
- При отсутствии возможности монтажа ЖБИ плиты нижнее перекрытие делают деревянным, что чревато другими недостатками и сложностями эксплуатации.
Свайный
Свайный во многом схож с фундаментом на винтовых сваях
Свайный фундамент обладает теми же плюсами и минусами, что и винтовой. Различие заключается лишь в материале, из которого изготовлены опоры, и способе их монтажа.
Для устройства свайного фундамента могут быть использованы:
- узкие и длинные ЖБИ блоки;
- металлические или асбестоцементные трубы с залитым в них бетоном;
- столбы, обственноручно изготовленные с помощью опалубки и бетона.
Опоры погружают в грунт ниже ТПГ на 20-30 см. Фиксируют в вертикальном положении с помощью забутовки и бетонирования.
Плитный
Если планируете держать в гараже грузовую технику, советуем остановить выбор на плитном фундаменте
Плитный фундамент для гаража из пеноблоков можно устраивать в двух случаях:
- если в строении будет находиться грузовая техника;
- если на участке строительства пучинистый грунт и в регионе суровые климатические условия.
В первом случае плиту заглубляют по аналогии с МЗЛ: на 30-40 см. Во втором – устраивают УШП (утепленную шведскую плиту), которая одновременно является «плавающим» фундаментом, компенсирующим все подвижки грунта.
Утепление необходимо для создания благоприятных условий эксплуатации гаража и его долговечности в условиях холодного климата. Нередко такое решение принимают при строительстве гаража рядом с домом, так как наличие УШП сокращает теплопотери.
Это интересно: Мелкозаглубленный столбчатый фундамент своими руками: рассмотрим развернуто
Характеристики и особенности пенобетонных блоков
Пенобетон – строительный материал, отдельная разновидность шлакоблока. Его характерная особенность – пористая структура, что достигается добавлением в состав, наряду с песком, цементом, различными присадками, пенообразующих компонентов. В результате материал вспенивается, занимая больший объем по причине значительного количества внутренних полостей.
Таким способом получают пенобетон или его отдельную разновидность – газобетон. Различия между ними определяются свойствами пенообразующих добавок. Если процесс пенообразования сопровождается выделением газов (кислород, водород, ацетилен), получается газобетон. При изготовлении пенобетона используются вещества, вызывающие вспучивание остальных компонентов и насыщение структуры материала воздухом.
В результате подобной технологии изготовления пенобетон получает дополнительные преимущества, по сравнению с кирпичом или обычным шлакоблоком:
- меньшую массу, в связи с чем не допускается значительной нагрузки на фундамент;
- уменьшение массы облегчает выполнение строительных работ – подъем и перемещение материалов;
- в связи со значительными размерами ускоряется темп строительства;
- хорошо поддается обработке резанием, сверлением, фрезеровкой;
- экологически чистый материал, не наносящий вред окружающей среде;
- нет необходимости сооружать высокий цоколь по причине закрытых пор;
- не вызывает усадки строительных конструкций, поэтому отделку можно начинать сразу после возведения стен;
- хорошо сохраняет тепло и поглощает шум.
Материал производится немного с большими габаритными размерами по отношению к шлакоблоку. Стандартные размеры – 0,6х0,3х0,2 метра.
Почему именно пеноблок
Основной причиной, по которой из всех доступных материалов выбирают пеноблоки, является то, что на гараж из пеноблоков цена самая низкая. Вторая причина – легкий вес данного материала, что влечет за собой меньшие растраты на строительство фундамента. При этом прочности пенобетона с лихвой достаточно, чтобы обеспечить надежное жилище для машины. Так что, экономия на лицо.
Также немаловажным преимуществом пенобетона является его низкая теплопроводность. Значит, не потребуется утепление стен.
Пеноблоки легкие в монтаже, строительство гаража из пеноблоков не займет много времени и не потребует привлечения тяжелой техники.
Но не все так радужно, у пенобетона есть и довольно существенные недостатки, которые обусловлены применением пенообразователя и его свойствами.
Во-первых, пенобетон не «дышит»
Вы можете возразить, что для гаража это не так важно, и будете не правы. Избыточная влага и конденсат для автомобиля в замкнутом помещении страшнее, чем, если он будет стоять на улице в любую погоду
Представьте, вы заезжаете в гараж на разгоряченном автомобиле после длительной поездки
Закрываете гараж и уходите. В это время авто остывает, появляется конденсат. Куда ему деваться? В кирпичных гаражах пар уходит через стены и самую простую вентиляцию, выполненную с помощью отверстий в стене на разной высоте: нижнее – для притока воздуха, верхнее – для отвода. Чтобы сохранить автомобиль в гараже из пеноблоков, необходимо как минимум оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с применением кулера на электроприводе. Это влечет за собой лишние расходы и мелкие неудобства
Представьте, вы заезжаете в гараж на разгоряченном автомобиле после длительной поездки. Закрываете гараж и уходите. В это время авто остывает, появляется конденсат. Куда ему деваться? В кирпичных гаражах пар уходит через стены и самую простую вентиляцию, выполненную с помощью отверстий в стене на разной высоте: нижнее – для притока воздуха, верхнее – для отвода. Чтобы сохранить автомобиль в гараже из пеноблоков, необходимо как минимум оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с применением кулера на электроприводе. Это влечет за собой лишние расходы и мелкие неудобства.
Во-вторых, несмотря на то, что поверхность пенобетона устойчива к огню, в случае настоящего пожара, все строение может сгореть дотла. При этом во время горения будут выделяться крайне токсичные вещества.
Тем не менее, все вышеперечисленные недостатки не перекрывают достоинства пенобетона, связанные с экономичностью и легкостью монтажа. Именно поэтому его выбирают для строительства гаражей.
Это интересно: Как выбрать люстру в детскую комнату — описываем по пунктам
Проектирование и расчёт размеров
Чтобы правильно сделать фундамент, его сначала нужно спроектировать и провести определённые расчёты по распределению нагрузки на грунт, где будет стоять сооружение. К этому этапу нужно подойти ответственно и со всей строгостью. В противном случае он может начать деформироваться и это приведёт к дополнительным финансовым вложениям для его ремонта как минимум и разрушению постройки как максимум. Для правильного возведения основания нужно пройти учитывать следующие правила:
Проектирование фундамента под гараж
Узнайте на каком уровне пролегают грунтовые воды
Фундамент должен плотно упираться в грунт, и воды не должны делать его плавающим. Изучите структуру грунта, на котором будет строиться гараж. Сделайте чертежи с указанием всех габаритов фундамента и постройки. Заранее приобретите все необходимые материалы и инструменты, хорошо продумайте, из какого именно сырья будет сделана основа
Когда будете проводить расчёты, возьмите во внимание массу фундамента и его конструктивные особенности. Произведите расчёт технических параметров фундаментальных частей, например, диаметра арматурных прутов и расстояние, на котором они будут располагаться, на какой глубине будет расположен фундамент и какова будет его толщина и т
д
Все эти действия значительно упростят вам дальнейшую работу. Не забывайте про гидроизоляцию, которая значительно увеличивает срок службы основания. Глубина промерзания грунта тоже должна быть учтена. Фундамент должен быть заглублён ниже этого уровня.
Идеальный грунт — это тот, что не вспучивается, не сжимается, не оползает, имеет высокую прочность и не проседает. Но на практике встретить такую почву практически невозможно. Поэтому строители придумали небольшую уловку, чтоб сделать основание более надёжным. Хорошо утрамбованная пещано-щебневая подушка помогает справиться со всеми этими недостатками грунта.
Чтобы постройка получилась долговечной и устойчивой старайтесь не допускать ошибки в расчётах.
Таблица: типы грунта
Наименование | Описание |
Слабый грунт | Пылевая и мелкопесчаная почва, суглинка и супесь. Раздвигаются и меняют местоположение под тяжёлыми нагрузками. Такую почву необходимо дополнительно уплотнять. Делается это в выкопанном заглублении под основание при помощи виброплит или хорошей утрамбовки. На этой почве можно возводить любой фундамент. |
Средняя и гравелистая почва | На такой почве строят не слишком тяжёлые сооружения. Их не нужно дополнительно трамбовать. Подходят для строительства любого типа фундамента. |
Обломочная и скальная почва | Относятся к самым прочным грунтам. Не смещаются, не размываются, не подвергаются пучению от низких температур. Хорошая несущая способность этих почв способна выдерживать тяжеловесные конструкции. |
Глиняная почва | Этот вид почв относят к самым проблемным для строительства. Главный недостаток — пучинистость. Это происходит потому, что влага, попадающая в такую почву, в ней практически и остаётся. С наступлением морозов, вода превращается в лёд и расширяется. Это давит на основание, причём с огромной силой. Деформации его неизбежны. Чтобы уменьшить давление можно уложить фундамент ниже уровня промерзания. Но это не избавляет от проблемы полностью. Конечно, есть ещё варианты утепления и строительства дренажной системы. Но это всё сильно усложняет работу. |
Выталкивание фундамента из грунта
Как рассчитать глубину и ширину фундамента
Для большинства гаражей подходит небольшой фундамент. Если вы не собираетесь делать его двухэтажным, то дополнительное укрепление основания не требуется. Максимально в почву он должен уходить на один метр. Этого вполне достаточно. Классическая ширина основания — 400–600 миллиметров. Если для возведения стен будут использованы такие материалы, как сэндвич панели, металлопрофиль или профнастил, то такую ширину можно оставить. Если стены будут из бруса, газо- или пеноблоков, то ширина фундамента добавляется до размера выбранного материала.
Тяжёлые материалы, как кирпич, шлакоблок, бетонные и железобетонные плиты предусматривают расширение фундамент то 1500 сантиметров для надёжности.
Если уровень грунтовых вод высокий, то стоит задуматься над неглубоким вариантом основания. А следовательно, материал возведения стен не должен быть тяжёлым, чтобы основа выдерживала его.
Ленточное основание под гараж
Очень часто для гаражей из пеноблоков возводят своими руками ленточный фундамент двух видов: монолитный или сборный. Стоит отметить, что возведение опорной ленточной конструкции своими руками возможно только при выборе монолитного фундамента. Сборные ленточные опоры необходимо монтировать с помощью грузоподъемной техники, что значительно удорожает строительство, так как аренда подъемных кранов стоит недешево.
Ленточный фундамент можно возводить на участках при следующих условиях:
- Глубина промерзания грунта составляет до 40 см.
- Грунтовые воды не залегают близко к поверхности (глубина расположения водоносного слоя от 1, 2 м).
- Yа участке залегают грунты с хорошей несущей способностью: песчаные, твердые глины и суглинки, грунты с включением обломочных пород.
Технология возведения монолитной ленты
Важно тщательно разметить участок перед заложением основания
Если участок, предназначенный под строительство гаража, удовлетворяет всем условиям, можно приступать к подготовительным работам.
Для начала поверхность участка очищают от бытового и строительного мусора, растительных остатков, засыпают ямы и срезают насыпи. При необходимости производят вертикальную планировку участка – это легко сделать своими руками.
После завершения работ по планировке и уборке участка, можно приступать к разметке границ будущего гаража. Для этого на участке делаются замеры сторон гаража по периметру, в углах забиваются колышки, по которым протягивается бечевка, что поможет соблюдать ровную линию при рытье траншей своими руками для фундамента.
Земляные работы и опалубка
Вырыть траншеи под строительство фундаментной ленты для гаража можно своими руками или с помощью механизированной землеройной техники, но в обоих случаях стоит тщательно зачистить дно и боковые стенки траншей.
Опалубка ленточного основания выполняется из дощатых щитов
На утрамбованное дно траншеи насыпается песок крупных фракций, который тщательно утрамбовывают, постоянно проливая песчаную подушку водой. Утрамбованный слой песка должен составлять в высоту 10-12 см. По песку укладывают слой мелкого щебня или гальки, который также уплотняют своими руками с помощью ручных или вибротрамбовок.
Опалубку выставляют в траншеях вручную, стараясь соблюдать вертикальное положение щитов. Изготовить щиты следует из деревянных досок, толстой фанеры и ДСП
Также можно использовать для устройства опалубки под фундаментную ленту одноразовую или многоразовую опалубку, в последнем случае очень важно очистить повторно применяющиеся щиты от грязи, пыли, застывшего раствора
Армирование и бетонная заливка
Качественная арматура – залог надежности основания дома
Для повышения прочности опорного основания ленточный фундамент под гараж требуется усилить, для чего в опалубку укладывается пространственный каркас из арматурной стали диаметром 10 мм, который соединяется с помощью сварки или связывается вязальной проволокой.
Каркас располагается в опалубке таким образом, чтобы незащищенная металлическая арматура не выходила на поверхность фундамента. На дно траншеи укладываются бруски или отрезки металлического проката, чтобы приподнять сваренный каркас над песчано-щебеночной подушкой.
Заливка бетонного раствора в опалубку производится одновременно с двух сторон, обязательно выполняется уплотнение бетонной смеси вибротрамбовками. Эта операция с особой тщательностью выполняется в местах соединения арматурного каркаса
Очень важно, чтобы в теле ленточного фундамента не образовывались пустоты
Верхняя поверхность бетонного раствора выравнивается и поливается водой. Увлажнение фундамента требуется выполнять примерно в течение 2 недель. Для предохранения поверхности бетона от растрескивания, ленточный фундамент укрывают несколькими слоями пленки.
Посмотрите видео, как правильно заливать плитное основание своими руками.
Конструкция набирает прочность в течение 28 дней, после чего необходимо выполнить гидроизоляцию из рулонных материалов и приступить к кладке стен из пеноблоков.
Руководство по возведению фундамента
При обустройстве основания для гаража или жилого дома необходимо:
- провести подготовительные работы;
- выкопать котлован в грунте;
- обустроить насыпную площадку для фундамента;
- уложить арматуру и смонтировать опалубку;
- залить основание бетоном;
- демонтировать опалубку и смонтировать элементы из бетона в соответствии с проектом;
- установить внешнюю защиту от воздействия влаги;
- смонтировать внешний защитный пояс из железобетона.
Подготовительный этап
На этапе подготовки на основе проекта гаража подбираются железобетонные элементы для основания. Рекомендуется использовать для первого ряда блоки шириной 400 мм, последующие полосы выкладываются из деталей толщиной 300 мм. На стадии подготовки прорабатываются точки ввода коммуникаций в помещение, необходимо заказать элементы из бетона с готовыми каналами.
Земляные работы
Перед проведением земляных работ предусматривается площадка для установки крана, с участка убираются все помехи (например, остатки построек, кустарники или деревья). На поверхности грунта размечается контур будущего фундамента, землю вынимают вручную или экскаватором. Максимальная глубина траншеи составляет 1 м. При обустройстве ленточного основания рекомендуется удалить слой плодородного грунта из центральной части опорной площадки.
Обустройство подошвы
Для создания подошвы используется песок или цемент (это зависит от плотности грунта). В котлован с выровненными стенами и основанием засыпается песок, который утрамбовывается вибрационным методом. Поверх укладывается слой мелкого щебня, который также уплотняется. Толщина слоев песка и щебня составляет 100-150 мм.
Делаем песчаную подушку
Монтаж опалубки и армирование
Для изготовления опалубки используются деревянные элементы толщиной от 25 мм, которые соединяются уголками и шурупами. Конструкция укладывается на дно котлована и выставляется горизонтально при помощи уровня. Во внутренние каналы закладывается арматура, которая формирует сетку с ячейками размером до 150х150 мм. Для соединения арматуры используется стальная проволока, рекомендуется обустройство 2 слоев армирования с равномерными зазорами от основания и между элементами.
Заливка подушки
Зазор между опалубкой заливается бетоном, армирующая стека удерживается от смещения стержнями, забитыми в подушку. Цементный раствор вводится послойно, что позволяет заполнять промежутки между стальными прутьями. Для удаления воздушных пузырей требуется протыкать толщу цемента стержнем. Верхняя кромка выравнивается правилом по опалубке, для затвердевания бетона требуется до 4 недель. При высокой температуре воздуха рекомендуется смачивать бетон водой (для снижения риска появления трещин).
Схема заливки бетонной подушки
Укладка блоков
Бетонные блоки укладываются при помощи крана на автомобильном шасси. Предварительно на подушке размечаются линии положения строительных элементов. Конструкция соединяется при помощи цементного раствора, стальные петли на поверхности установленных деталей загибаются ударами кувалды. Кладка осуществляется от углов послойно, для повышения прочности детали в слоях располагают в шахматном порядке.
Схема укладки блоков
Раствор для кладки ФБС
Для соединения деталей используется водный раствор цемента марки М100, количество материала зависит от размеров фундамента. При обустройстве основания на уложенные элементы наносится слой раствора, а затем ставится следующий слой. Вертикальные стыки также заливаются бетонным раствором.
Гидроизоляция
Для защиты внешней и внутренней стороны используется жидкая мастика, которая наносится кистью. Для повышения устойчивости к воздействию влаги на слой мастики клеится рубероид (используется в регионах с повышенной влажностью грунта). Возможно использование полиуретановых материалов или специальной штукатурки на базе цемента с добавлением синтетических компонентов. Тип материала зависит от личных предпочтений владельца и его финансовых возможностей.
Для повышения прочности конструкции используется пояс из бетона толщиной до 300 мм, расположенный по верхнему слою блоков. Устанавливается арматура, для обустройства конструкции требуется изготовить опалубку. Цементный раствор заливается в полученный короб, доски снимаются после затвердевания материала (спустя 2-3 недели).
Какие виды фундаментов подойдут для гаража из пеноблоков
Вот такая симпатичная конструкция должна получиться у вас по окончании строительства
Пеноблок – лёгкий строительный материал, вес которого напрямую зависит от плотности. Для возведения стен гаража преимущественно используют конструкционно-теплоизоляционные блоки плотностью 600-800 кг/м3 размером 200х300х600 мм. Такой строительный камень весит 19-22 кг, а 1 м3 блоков – в пределах 460 кг.
Тем самым на фундамент будет оказана небольшая весовая нагрузка и основания с высокой несущей способностью не требуется. Для строительства гаража из пеноблоков подойдут следующие виды фундаментов:
- мелкозаглубленный ленточный (МЗЛ);
- плитный (если в гараже будет находиться тяжелая крупногабаритная техника);
- винтовой;
- свайный.
При выборе типа основания, помимо весовой нагрузки строения, учитывают ещё несколько параметров:
- тип грунта;
- точку промерзания грунта (ТПГ);
- уровень грунтовых вод (УГВ).
Фундамент на винтовых сваях
С установкой такого фундамента можно справиться и без спецоборудования
На подвижных почвах с преобладанием песка или супеси оптимально возводить фундамент на винтовых сваях. Эти опоры погружают ниже ТПГ на 20-30 см, благодаря чему свая прочно держится в грунте и не реагирует на его естественные или сезонные (периоды замерзания-оттаивания) подвижки.
Для монтажа фундамента на винтовых сваях не обязательна помощь дорогостоящей техники: ямобура, сваевёрта, специализированных установок. Умельцами давно разработана технология установки металлических опор своими руками. Для этой цели используют лом или металлическую трубу, которые заводят в технологические отверстия под оголовком. Вкручивают сваю усилиями нескольких человек. Количество опор высчитывают, исходя из требования: расстояние между ними должно быть не более 3-х метров.
Преимущества фундамента на винтовых сваях для гаража из пеноблока:
- Отсутствие трудозатратных и длительных по времени земляных работ.
- Скорость монтажа.
- Возможность монтажа при высоком УГВ.
- Проветриваемость нижнего перекрытия.
- Возможность установки на сваи пустотной ЖБИ плиты, что оптимально для гаража с легковой машиной). В этом случае расстояние между опорами сокращают до 2-х м.
Недостатки:
- Необходимость устройства пандуса для заезда в гараж, так как строение будет приподнято над уровнем грунта.
- При отсутствии возможности монтажа ЖБИ плиты нижнее перекрытие делают деревянным, что чревато другими недостатками и сложностями эксплуатации.
Свайный
Свайный во многом схож с фундаментом на винтовых сваях
Свайный фундамент обладает теми же плюсами и минусами, что и винтовой. Различие заключается лишь в материале, из которого изготовлены опоры, и способе их монтажа.
Для устройства свайного фундамента могут быть использованы:
- узкие и длинные ЖБИ блоки;
- металлические или асбестоцементные трубы с залитым в них бетоном;
- столбы, обственноручно изготовленные с помощью опалубки и бетона.
Опоры погружают в грунт ниже ТПГ на 20-30 см. Фиксируют в вертикальном положении с помощью забутовки и бетонирования.
Плитный
Если планируете держать в гараже грузовую технику, советуем остановить выбор на плитном фундаменте
Плитный фундамент для гаража из пеноблоков можно устраивать в двух случаях:
- если в строении будет находиться грузовая техника;
- если на участке строительства пучинистый грунт и в регионе суровые климатические условия.
В первом случае плиту заглубляют по аналогии с МЗЛ: на 30-40 см. Во втором – устраивают УШП (утепленную шведскую плиту), которая одновременно является «плавающим» фундаментом, компенсирующим все подвижки грунта.
Утепление необходимо для создания благоприятных условий эксплуатации гаража и его долговечности в условиях холодного климата. Нередко такое решение принимают при строительстве гаража рядом с домом, так как наличие УШП сокращает теплопотери.
Это интересно: Как выбрать греющий кабель для кровли
Выбор фундамента
Если отдельно стоящий гараж строится на придомовой территории, в выборе фундамента проще всего сориентироваться по дому или другим имеющимся постройкам. Вряд ли ведь кто-то будет затевать дорогостоящее исследование грунта, чтобы решить, какой фундамент лучше для гаража из пеноблоков. Если в нём не планируется делать подвал, фундамент может быть вообще любым, в том числе и точечным (столбы, сваи). Чтобы сделать подвал со смотровой ямой – а многие предпочитают именно такой вариант – применить можно только ленту или плиту.
Глубина фундамента под гараж из пеноблоков
При строительстве гаража с подвалом глубина заложения фундамента будет соответствовать высоте подвальных стен. Оптимально это 210 см, что на многих территориях России меньше глубины зимнего промерзания грунта. В таком случае, под подошвой фундамента (или под полом, устроенным по грунту) не требуется делать утепление.
- Там, где отметка УПГ уходит глубже пола подвала, стоит вообще подумать о целесообразности такого строительства. И если хозяин сочтёт, что подвал ему всё-таки нужен, в процессе заливки фундамента придётся предусмотреть наружное утепление пенополистиролом, с толщиной плит не менее 100 мм.
- Единственно, в чём нужно убедиться при устройстве глубоко заложенного фундамента – это в том, что уровень грунтовой воды не подходит к подошве ближе 50 см. Разведка УГВ делается либо весной, после таяния снегов, либо в разгар осеннего сезона дождей, когда зеркало подземной воды поднимается на максимальную отметку.
- Для этого бурится скважина на глубину 3 м, в неё устанавливается сухой деревянный шест или верёвка с грузиком, и оставляется на несколько часов. Если через несколько часов щуп намок, замерьте, на какой отметке, и определите её положение относительно поверхности земли.
- Сопоставьте полученную отметку с региональным нормативным уровнем УПГ – такие сведения без труда найдёте в сети. Если окажется, что уровни УГВ и УПГ пересекаются – то есть, вода поднимается выше границы промерзания, от строительства подвала лучше точно отказаться. Силы морозного пучения способны создать много проблем.
- Гараж без подвала выгоднее строить на фундаменте мелкого заложения, нижняя горизонтальная плоскость которого заглубляется максимум на 30-40 см. При такой глубине, в каком бы регионе ни производилось строительство, подошва ленты или плиты окажется в зоне промерзания почвы, так как даже на российском юге УПГ составляет 55-60 см.
- Значит, придётся принять меры к защите фундамента от промораживания. Таковыми являются: устройство насыпных слоёв из песка и щебня, закладка под подошву плит экструзионного пенополистирола. Самым выгодным при этом окажется ленточный фундамент, который можно залить по несъёмной пенопластовой опалубке. Получится и быстро, и функционально, а полы в гараже могут быть вообще грунтовыми.
Если же вы хотите иметь капитальный пол, проще всего сразу залить плавающую плиту фундамента, чем формировать сначала ленту, а потом ещё и полы по грунту. Глубина фундамента под гараж из пеноблоков в таком случае может быть вообще нулевой – заглубляться будут только насыпные слои из песка и щебня.
Как сделать ворота для гаража из пеноблоков
Когда стены и фронтон будут готовы, а цементный раствор как следует схватится, можно переходить к следующему этапу работ — сооружению самодельных гаражных ворот.
Для начала необходимо начертить план-схему гаражных ворот с учетом их габаритов (ширина и высота), а также с указанием количества требуемого материала.
Размеры ворот могут быть разными, что зависит от индивидуальных запросов автомобилиста.
По составленной схеме можно рассчитать количество материалов, которые потребуются для изготовления ворот. Длина швеллера для рамы гаражных ворот и уголка 50 мм вычисляется по чертежу, а вот рассчитать требуемое количество материала для обшивки будет несколько сложнее. При использовании листового металла толщиной 2 мм, стандартные размеры которого 100 X 200 мм, его придется резать. Чтобы упростить задачу, можно нарезать листы прямо на складе по размерам, указанным на чертеже гаражных ворот.
Монтаж ворот гаража из пеноблоков своими руками начинается с установки рамы. Она выполняется монолитно со стенами гаража с помощью арматуры, приваренной и запущенной между блоками еще во время кладки. Далее идет привязка ворот к раме, которая выставляется по уровню во всех плоскостях. Крепление каждой створки выполняется поочередно. Сначала нарезаются уголки по размерам, указанным в чертеже, минус 10 мм. В данном случае получится два уголка по 209 мм и два — по 135,5 мм. Нужно оставить между рамой и створкой зазор в 5 мм, а между створками и на петлях — нахлест листа по 10 мм на раму и на уголок соседней створки. Зазор делается с помощью планок толщиной 5 мм. Они устанавливаются между рамой и уголком створок.
Чтобы сделать ворота гаража из пеноблоков, после изготовления уголков нужно срезать у каждого из них под углом 45° одну внутреннюю сторону плеча, чтобы потом можно было их стыковать между собой. Затем следует установить нижний и левый уголки с проставками в 5 мм, прижать их к раме струбцинами или приварить (после работы места крепежа срезать болгаркой) и провести сварку между уголками. Таким же способом выполняется монтаж верхнего уголка, после чего все элементы уголка привариваются между собой. Наконец, прикладывается последний элемент уголка и привариваются верх и низ установленного элемента.
После этого следует установить на струбцинах элементы из листовой стали в соответствии с чертежом этих деталей. Они привариваются с внутренней стороны гаража к уголку. Таким же способом устанавливается следующий элемент и так же приваривается к уголку. Сварочный шов между данными элементами должен быть сплошным.
Подобным же образом устанавливается вторая створка, с той только разницей, что ширина накладываемого листового элемента у накрывающей створки должна быть с напуском 10 мм или меньше, если ранее был выполнен нахлест между створками.
Затем устанавливаются мощные гаражные петли с зазором к раме в несколько миллиметров и привариваются к раме и листу металла. Для придания створкам большей жесткости можно дополнительно установить между петлей и листовым металлом пластину размером 50 х 100 мм и толщиной 4-6 мм. Для удобства дальнейшего монтажа утеплителя створок ворот в их средней части нужно добавить еще по одному уголку, приварив их к листам створок.
В конце на внутренней стороне одной из створок необходимо установить задвижки, которые будут фиксировать ворота.
Готовые ворота при желании можно обшить с наружной стороны каким-нибудь интересным по фактуре и цвету материалом (например, металлопрофилем), позаботившись о том, чтобы ворота и крыша гаража, а также забор вокруг всего участка были выдержаны в едином стиле.
Гаражные ворота обязательно нужно утеплить, поскольку металл, из которого они изготавливаются, в холодное время года будет выстуживать гараж, а летом раскаляться на солнце. В качестве утеплителя можно использовать пенопласт толщиной 4-5 см. Высота листа утеплителя должна соответствовать параметрам использованного при изготовлении ворот уголка. Сначала следует прикрепить к уголку деревянный брусок сечением 5×5 см, к которому затем крепится утеплитель по всему периметру и в средней части створок. Утеплять створки можно как с внутренней, так и с наружной стороны под обшивкой из металлопрофиля (сначала монтируется утеплитель, а затем обшивка). Помимо пенопласта в качестве утеплителя используется пенополистирол — материал более долговечный, но и более дорогой.
На этом видео демонстрируется установка ворот гаража из пеноблоков, возводимого своими руками: