Проектирование и расчёт секционных ворот
Выбор оптимального размера гаражных ворот зависит от следующих критериев:
- Количество автомобилей. Если гараж предназначен для хранения нескольких автомобилей, то вариантов исполнения ворот может быть несколько. Первый вариант — широкие ворота, предназначенные для одновременного заезда автомобилей в гараж. Второй вариант — отдельные независимые ворота для проезда каждого автомобиля. Конструкции стандартных и широких ворот ничем друг от друга не отличаются. Главное условие в обоих случаях — это достаточная прочность и надёжность подъёмного механизма и крепежа для выдерживания статической и динамической нагрузки от веса и движения полотна.
Габариты транспортных средств. К размерам относят ширину, длину и высоту автомобиля. А если ворота рассчитаны для проезда двух автомобилей, то учитывают ещё и минимальное допустимое расстояние между ними. Длина автомобиля на определение размера ворот не влияет. В расчёт берут ширину и высоту. Для комфортного и свободного проезда ширина гаражного проёма должна превышать ширину автомобиля минимум на 0,7 м в случае перпендикулярного заезда и минимум на 1 м в случае заезда в гараж под углом. При изготовлении ворот для нескольких машин к величине 0,7 или 1 м прибавляют минимальное расстояние между автомобилями, которое равно 0,5 м. Высоту проёма для ворот подбирают с превышением высоты автомобиля минимум на 0,2 м. При этом следует учитывать не только фактическую высоту транспортного средства, но и габариты навесного оборудования, которое крепится на крышу. К такому оборудованию относят открытые багажники, на которых перевозят различные грузы, и закрытые багажники, предназначенные в основном для перевозки спортивного инвентаря.
Расчёт оптимального размера проёма под секционные ворота для легкового автомобиля выглядит таким образом:
- Минимальная высота проёма: 1788 + 200 = 1988 мм.
- Минимальная ширина проёма при перпендикулярном заезде: 1942 + 700 = 2642 мм.
- Минимальная ширина проёма при заезде под углом: 1942 + 1000 = 2942 мм.
При расчёте ширины следует учитывать общий габарит вместе с зеркалами бокового вида, а при расчёте высоты — открытую дверь багажника
Мы рассчитали минимально допустимые размеры гаражных ворот. При составлении эскиза или чертежа, целесообразнее эти значения округлить до ближайшего целого числа. Высоту ворот округляем до 2 м, а ширину — до 3 м.
После определения размеров ворот можно составить схему их изготовления и подробную спецификацию необходимых элементов
Подбор материалов для изготовления ворот
Необходимо закупить все элементы в соответствии со спецификацией. В качестве секций используют в основном сэндвич- или металлические панели, гораздо реже — деревянные рейки.
Сэндвич-панель состоит из двух металлических пластин, покрытых защитными составами, и утеплителя между ними
Секционное полотно внизу закрывается концевым профилем. С боков его закрывают боковыми накладками, придающими дополнительную жёсткость и защищающими торцевую часть ворот от воздействия внешних факторов. В качестве направляющих профилей используют металлические швеллеры. В качестве угловых вертикальных профилей — металлические уголки. Кронштейны изготавливают также из металлического профиля. Для подъёмного механизма необходимо приобрести:
- вал;
- пружину;
- пружинные наконечники;
- барабан;
- трос;
- подвес;
- соединительную муфту.
Подбор инструментов
При изготовлении и установке секционных ворот понадобится стандартный набор инструментов:
- Рулетка.
- Уровень строительный.
- Молоток.
- Строительный нож.
- Пассатижи.
- Отвёртки.
- Молоток.
- Дрель.
- Болгарка.
- Свёрла для дрели.
- Набор гаечных ключей.
Средствами индивидуальной защиты пренебрегать также не стоит — для работы нужно приобрести строительные перчатки и защитные очки. Если ворота имеют значительную высоту, то нужно позаботиться о наличии стремянки.
Мастерим врата самостоятельно
Раздумывая о том, какие ворота лучше поставить в свой гараж, вы можете пойти по одному из двух путей. Можно соорудить подъемные ворота полностью своими руками или приобрести готовый комплект и самостоятельно установить его в гараж. Если вы выбрали первый вариант, вам нужно будет учесть некоторые важные моменты.
Для начала вам нужно будет тщательно провести необходимые замеры, определиться с параметрами конструкции и составить чертеж. Лучше всего своими руками изготовить ворота с шарнирно-рычажным механизмом, схема которого представлена ниже.
Элементы секционных ворот
Делая чертеж, вы можете воспользоваться уже готовыми рисунками, наиболее понятный и полный изображен ниже.
Схема установки ворот
Исходя из этого чертежа, вам останется лишь подставить цифры своих замеров и приступать к работе. Для строительства вам понадобятся такие материалы и инструменты:
- строительный уровень и рулетка;
- металлические листы для формирования полотна створки;
- аппарат для сварки;
- электрическая ножовка по металлу;
- дюбеля и кронштейны;
- электродрель;
- металлические профили и уголки.
Подготовив все эти элементы, начните работу с изготовления каркаса для створки. Для этого возьмите профили нужной длины и расположите их на ровной поверхности так, чтобы получился квадрат или прямоугольник, соответствующий величине проема. Затем сварите углы.
Хорошо проварить уголки
Теперь возьмите металлические листы и приложите их к готовому каркасу по всему периметру, приварите все места соприкосновений.
Когда створка готова, вам нужно будет сделать направляющие. Возьмите металлические профили нужной величины и соедините их уголком, приварив места стыков. У вас выйдут две угловые направляющие, которые нужно закрепить в проеме с помощью дюбелей или сварки в случае, если установлена металлическая рама. Верхние концы направляющих нужно будет соединить между собой, приварив горизонтальную балку.
Теперь приварите кронштейны с роликами к верхним уголкам готовой створки. Вставьте ролики в направляющие.
С двух краев полотна прикрепите пружинно-рычажные механизмы.
Установите рычажный кронштейн посередине верхней части створки.
В заключение установите привод и центральный профиль на потолок и проведите через него трос, один край которого закрепите к самому приводу, а вторую сторону к рычажному кронштейну.
Теперь ваши подъемные ворота в гараж полностью готовы. Осталось проверить работоспособность всей системы.
Как видите, соорудить своими руками такие гаражные ворота не так сложно. Главное, проводите точные замеры и будьте внимательны при монтаже направляющих. Учитывая эти нюансы, вы оборудуете свой гараж надежным изделием, которое прослужит долгое время.
Проектирование и расчёт секционных ворот
Как сделать подъёмные ворота своими собственными руками? Сначала нужно подготовить чертеж
Для этого обращают внимание на ряд критериев
- Количество транспорта, которое будет находиться внутри помещения. Если автомобилей будет несколько, то можно сделать независимые створки для каждого, либо широкую конструкцию, чтобы через неё могло одновременно проехать несколько машин. Обе конструкции не отличимы по техническим характеристикам, главное, заранее предусмотреть надежность механизма, что будет осуществлять подъем, а также прочность крепежа. Он должен выдерживать нагрузку веса полотна, в статике и динамике.
- Габариты машин, что будут въезжать внутрь: ширина, высота, длина машин. Если ворота строят для двух автомобилей, нужно учитывать минимально возможное расстояние между ними. Чтобы обеспечить комфорт движения, ширина проема должна быть на 70 см больше, нежели этот же показатель машины, если планируется осуществление перпендикулярного въезда. При заезде с определенным углом, необходимо оставить до метра свободного пространства. Если будут заезжать несколько машин, то дополнительно берут полметра на расстояние между ними. Высота проема должна примерно на 20 см быть больше этого же показателя у машины (с учетом габаритов всего оборудования, что крепится на крыше автомобиля).
Подбор материалов для изготовления ворот
Когда построена схема гаражных ворот, необходимо переходить к подбору материалов, которые понадобятся для оснащения конструкции. Секциями могут выступать металлические или иные панели (к примеру, сэндвич), иногда рейки из древесины.
На нижней части полотно секций крепится концевым профилем. По бокам он защищен боковыми накладками, что придают дополнительную жесткость, защищают торец от воздействия негативных факторов окружающей среды. Направляющими здесь являются швеллеры из металла. Металлические уголки используют для крепления по вертикальным углам.. Кронштейны также готовят из профиля.
Подъемный механизм включает:
- пружина;
- вал;
- муфта соединения;
- наконечники в форме пружины;
- подвес;
- барабан;
- трос.
Подбор инструментов
Чтобы процесс монтажа прошел без проблем, нужно заранее озаботиться подготовкой таких инструментов:
- дрель и сверла к нему;
- уровень;
- молоток;
- плоскогубцы;
- отвертки;
- рулетка;
- строительный нож;
- болгарка;
- гаечные ключи разных видов.
Очень важно предусмотреть наличие средств защиты, к которым относят перчатки, очки. Важно приготовить стремянку, чтобы проводить работы на высоте
Ворота гаражные подъемные: виды
Такие конструкции могут быть:
- подъемно-секционными;
- подъемно-поворотными (щитовыми);
- подъемно-вертикальными;
- рулонными.
Предпоследний вид ворот в частном строительстве почти не используют, потому что для таких сооружений требуется огромная высота потолков: как минимум 5 метров. Ими обычно оборудуют промышленные и складские помещения.
Подъемно-секционные
Эти конструкции имеют полотно, состоящее из нескольких панелей. Ширина каждого элемента — 400-600 мм. Между собой их соединяют петлями шарнирного типа. При открытии гаража такая створка уезжает под потолок по направляющим. Смещение происходит благодаря торсионной системе (с торсионными пружинами), либо с помощью механизмов, имеющих пружины растяжения.
Элементы-секции для подъемных ворот изготавливают так же, как и сэндвич-панели. Внешние части — оцинкованная сталь, защищенная полимерным покрытием. Начинка — теплоизоляционный материал (пробковый), его толщина — от 50 до 100 мм. Достоинства этих решений:
- максимальная экономия пространства: как снаружи, так и внутри гаража;
- ремонтопригодность конструкции, так как секцию легко заменить;
- возможность установки ворот в любой (по размерам) проем;
- качественная теплоизоляция помещения;
- привлекательный вид конструкции.
Для некоторых хозяев автомобилей все достоинства могут перечеркнуть недостатки подъемно-секционных ворот. К минусам относится большая сложность монтажа, высокая стоимость готовых комплектов, довольно слабая степень защиты от взлома, необходимость крепления нескольких роликов к каждой секции. Если эксплуатировать конструкцию максимально часто, то детали подъемного механизма будут довольно быстро изнашиваться.
Подъемно-поворотные
Такие ворота намного проще. В этом случае полотно цельное, а поднимается оно за счет подъемного рычажно-шарнирного механизма, либо благодаря системе противовесов. Вся конструкция состоит из коробки, потолочных направляющих, створки, имеющей стальную раму и рычажного механизма. При открывании полотно поднимают под углом, близким к 90°, затем сдвигают под потолок. К преимуществам подъемно-поворотных моделей относится:
- максимальная надежность благодаря встроенной системе блокировки;
- простой монтаж, по сравнению с предыдущей конструкцией;
- прочность цельной створки, обрамленной металлом;
- простота открывания/закрывания гаража;
- возможность добавочного утепления.
Самый большой недостаток — большой вес конструкции, он требует особо прочной рамы. При любом повреждении створки придется менять все полотно. Расстояние от автомобиля до открывающихся ворот должно быть как минимум полтора метра. Такой вид ворот «отнимает» от высоты потолка 200-250 мм.
Рулонные (рольворота, рольставни)
Эти конструкции собраны их узких, тонких алюминиевых планок-ламелей. Устройство таких ворот довольно просто. Над верхним перекрытием устанавливают барабан, а по сторонам проема монтируют направляющие. Ламели соединяют с барабаном при помощи тросов. Когда барабан начинают крутить, сборное полотно наматывается на него.
Управляют механизмом вручную либо автоматически — пультом ДУ, кнопками блока, закрепленного на внешней стене, мобильным телефоном. Конструкция удобна, компактна, имеет легкий вес. Однако существенных недостатков у нее все-таки больше. Она:
- крайне ненадежна, так как вскрыть гараж сможет даже начинающий криминальный элемент;
- рано или поздно «обрадует» хозяев вмятинами на ламелях;
- имеет меньший срок эксплуатации.
Подъемно-секционные конструкции изготовить довольно сложно, а рулонные устройства крайне ненадежны. Поэтому оптимальным вариантом для самостоятельного создания будут подъемно-поворотные модели с цельным полотном, более надежные и относительно простые.
Расчет материалов и список инструментов
Для того чтобы изготовить автоматические ворота, нет необходимости в подготовке специального оборудования и инструмента. При изготовлении автоматического привода, возможно, потребуется выточка некоторых деталей на токарном станке.
В целом, для всей работы потребуется следующий перечень инструментов:
- гаечные ключи (набор);
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- заклепочник;
- рулетка;
- чертилка из инструментальной стали;
- строительный уровень.
Помимо перечисленных инструментов, потребуются для проведения земляных работ емкости для подготовки растворов, лопата, трамбовка, материалы для установки опалубки. Также нужна защита всех поверхностей из металла от атмосферного воздействия. Для этого нужно подготовить преобразователь ржавчины, алкидную краску для наружных работ, грунтовку по металлу.
Материалы для откатных ворот
Чтобы автоматические ворота служили долго, необходимо подобрать качественные комплектующие.
Для расчета необходимых материалов для откатных ворот нужно определиться со следующими параметрами: размер проема, высота ворот, размер фундамента и тип зашивки полотна.
Для изготовления рамы потребуется 2 вида профильных труб:
- для внешнего каркаса параметры материала – 60х30х2;
- для внутреннего – 30х30х2.
При изготовлении рамы также потребуется направляющий профиль с параметрами – 60х70х3,5.
Рассмотрим расчет материалов для наиболее распространенного воротного проема 4х1,9 м, для которого используется профиль 60х30:
- длина направляющей с расчетом противовеса рамы – 6 м;
- 2 боковины, включая направляющую (60 мм) – 1,84*2=3,68 м;
- для верха потребуется 4 м, и здесь необходимо еще и учитывать то, что полотно должно скрываться за столбами. Для этого достаточно будет дополнительно еще добавить по 15 см с каждой стороны. В итоге, для верха потребуется следующий расчет: 4м+0,15м+0,15м=4,30м;
- на диагональ противовеса потребуется 2,8 м, но обязательно стоит брать материал с запасом, поэтому здесь потребуется – 3м.
В итоге, для изготовления внешней рамы потребуется стальной профиль с параметрами 60х30х2 длиной 17 м.
Расчет материалов, необходимых для изготовления внутренней рамы:
- необходимо подготовить 4 стойки по 1,8 м, две из которых привариваются к внутренней стороне рамы внешнего каркаса с правой и левой стороны, а остальными двумя разделить полотно на 3 части;
- горизонтальный профиль – 3 шт. по 4,25 м, которые привариваются к верхней и нижней части внешнего каркаса.
Исходя их вышеописанного расчета, для изготовления внутренней рамы потребуется 20 м профиля с параметрами 30х30х2.
Расчет направляющей выглядит так: 4 м (ширина проема) + 2 м (противовес). В итоге, для изготовления направляющей потребуется 6 м профиля с параметрами 60х70х3,5.
Материалы для раздвижных ворот
При изготовлении распашных ворот потребуются следующие материалы:
- профильная труба для изготовления рамы с параметрами 60х40х1,5 или 40х20х1,5;
- труба для стоек, выбор параметров которой зависит от веса готовых ворот;
- регулируемые или нерегулируемые петли для ворот;
- механические или электромеханические замки;
- обшивка;
- автоматика.
Для того чтобы изготовить распашные ворота с параметрами 2868х2918 мм потребуется:
- 2 стальных листа шириной 1,5 м и высотой 3 м;
- для П-образной рамы необходимо профильной трубы 18 п. м, а для замкнутой – 24 п. м
Необходимо подготовить 4 воротных петли, диаметр которых должен составлять не менее 36 мм.
Рулонные конструкции
Автоматические рулонные полотна получили распространение из-за своих характеристик – надежности и безопасности. Стоимость их невысокая, что добавляет привлекательности.
Открывание производится механизмом, который наматывает гибкое полотно на вал. Ввиду того, что полотно изготовлено из отдельных ламелей (секций) оно быстро и удобно скручивается, двигаясь вертикально вверх. Вал, на который наматываются ламели, спрятан в коробе и рулон практически не заметен. Монтаж таких устройств прохода получил применение на складах и в хозяйственных строениях. Они безопасны в эксплуатации, отлично справляются с изменением температуры, прекрасно переносят жару и холод, отличаются простотой и удобством.
Ввиду своих особенностей, рулонные конструкции отлично встраиваются в ограду в качестве въездного преграждения. Им свойственна надежность, долговечность и безопасность. Рулонные полотна имеют весьма прочную конструкцию, это позволяет им служить долгое время период даже при активной эксплуатации. Поскольку к открывающему механизму нет доступа извне, то монтировать рулонные полотна можно различным способом – внакладку или в проеме. Применение таких механизмов, встроенных в ограду или забор получают все большее распространение.
Механизм рулонных гаражных створок
Огромное удобство открытия и закрытия въездных уличных рулонных полотен, используя дистанционный пульт из машины, в непогоду, делает их очень популярными
Важно, что автоматические рулонные механизмы изготавливаются с запасом безопасности. Благодаря установленным фотоэлементам – полотно останавливается, когда датчики обнаруживают появление препятствий, например ребенка, собаки или автомобиля
Устанавливаемая автоматика на рулонные конструкции имеет надежные характеристики работает в любой климатической обстановке и при любых температурах.
Весьма популярными системами являются рулонные конструкции для гаражей, которые можно смонтировать по-разному, а открытие\закрытие осуществляется за счет вертикального хода полотна створки. Крепиться направляющая рейка изнутри строения, что делает удобным въезд в гараж. Фундамент под них не требуется, а компактность конструкции за счет скручивания полотна, в так называемый рулон, дает высвобождение пространства. При этом цена на подъемные гаражные створки не самая высокая.
Типы по способу управления
Мы уже сказали ранее, что воротами можно управлять двумя способами: механическим и автоматическим. Каждый из них рассмотрим детально и разберемся в их нюансах.
Механический способ
Представляет собой ручное управление. Рабочий механизм монтируется с наружной стороны помещения. В случае стандартного оборудования предусмотрено наличие двух клавиш. С их помощью владельцы открывают и закрывают ворота. Чтобы загнать транспортное средство, придется выйти из него, чтобы открыть гараж.
Автоматический
Электрический ток – это то, без чего владелец гаража не сможет воспользоваться и подключить автоматический механизм.
Из особенностей электрического привода можно выделить блокировочную систему. Она срабатывает после закрывания гаража. После этого открыть ворота вручную ни с одной, ни с другой стороны не получится.
Чтобы снять блокировку, необходимо получить сигнальное оповещение с коммуникатора или нажать клавишу на гаражной панели. Но, есть небольшой нюанс – при отсутствии электричества сделать это не получится.
Решить проблему с электрическим сбоем можно следующими способами:
- Использовать вспомогательный электрический источник питания. В этом может помочь наличие дополнительного запасного аккумулятора. Только это не спасет в такой ситуации зимой, в сильный мороз. Оптимальным вариантом решения проблемы будет установка генератора;
- Ручной механизм снятия блокировки. Он не входит в комплектацию устройства, поэтому его придется заказывать и оплачивать отдельно;
- Сочетать два вышеописанных способа. Это поможет достичь максимального эффекта работы от ворот и безотказного функционирования даже при отсутствии электричества.
Автоматический механизм фиксируется двумя способами:
- На потолочной поверхности. Чаще всего этот метод применяют при оборудовании полотен небольшого размера. Обычно такие ворота устанавливают для гаражей под один транспорт. Механизм монтируют в 1-2 метрах от дверного проема. Рычагом закрепляют трос в верхней части полотна. Трос натягивает с помощью рычажной системы створку, приводя ее в движение;
- Оборудование навального привода. Конструкция используется для крупногабаритных ворот. Механизм крепят вблизи торсионного вала. Чтобы работа не давала сбоев, необходимо установить цепной механизм. Двигатель заставляет двигаться вал, поэтому ворота начинают открываться или закрываться.
Как уже говорилось выше, работа контролируется двумя устройствами. Владелец сам может выбирать то, что ему удобнее: коммуникатор или смартфон.
Радиус действия не превышает 10 метров, поэтому управлять воротами можно прямо из машины. Для надежной защиты от злоумышленников, закодируйте радиосигнал. Все это касается управления посредством коммуникатора. Брелки пользуются спросом и востребованностью.
Если используется смартфон, то на него следует установить приложение. Оно работает только при подключенном интернете в режиме онлайн. Оно помогает удаленно следить за работой воротного сооружения. Приложение имеет некоторую схожесть с программами, которые используются для оборудования видеонаблюдения.