Требования к качественной крыше для гаража
Структура кровельного пирога
Надежность конструкции. Крыша должна выдерживать перепады температур и атмосферные нагрузки, соответствующие вашей климатической зоне. При этом следует учитывать, что чем тяжелей перекрытие, тем мощнее должны быть стены, чтобы выдержать эту нагрузку. Хорошая гидро- и теплоизоляция. Для исключения попадания влаги атмосферных осадков на ваш автомобиль и создания благоприятных условий для его хранения. Использование негорючих материалов
Гаражи относятся к помещениям, обладающим повышенной пожарной опасностью, поэтому крайне важно при их строительстве применять негорючие материалы. Привлекательный внешний вид
Позволяет гаражу гармонично вписаться в общий облик усадьбы. При этом если гараж примыкает к дому, то его кровля должна быть выполнена в одном стиле.
Классификация материалов
По главному показателю жесткости кровельные материалы подразделяются на 2 категории: мягкие и жесткие. Выбирая, чем перекрывать потолок в гараже, следует сопоставить достоинства и недостатки каждой разновидности.
Мягкие
В перечень мягких покрытий входят: гибкая черепица, рубероид и такие виды кровли, как мембранная плоская, сланцевая, рулонная и наливная. Каждое из покрытий обладает индивидуальными характеристиками. К числу общих свойств относятся гибкость и высокая шумоизоляция.
Жесткие
Жесткие материалы для крыши не нуждаются в сплошной обрешетке, поэтому применяются только при определенной степени наклона крыши. Различные виды материалов, которые относятся к жестким, отличаются высокой прочностью и длительным периодом эксплуатации.
Материалы для ремонта крыши
Наиболее популярны для укрытия гаражей рулонные мягкие материалы и некоторые обмазочные. Все они устойчивы к физическим воздействиям, сохраняют гидроизоляционные свойства на протяжении 10-ти и более лет. Это оптимальный выбор с точки зрения цены, качества, сложности работ.
Применение рулонных материалов Технониколь
Мягкий рулонный материал Техниколь состоит из нескольких слоев. Нижняя часть – битумное покрытие. Он подходит для укрытия бетонных крыш, иногда деревянных, с полной обрешеткой. При укладке выполняют:
- подготовка поверхности: очистка от мусора, старого покрытия;
- нанесение битумного праймера для улучшения клеящих свойств поверхности;
- рулон загибают на стыке на 5 сантиметров вверх, начинают раскатывать, газовой горелкой или феном разогревая нижний битумный слой;
- нахлест полотен друг на друга – 8 сантиметров, загибают край на нижний парапет на 25 сантиметров;
- прикатывают рулоны валиком для лучшего прилегания к поверхности.
Покрытие Гидроизол
Выпускается двух типов: в рулоне и в виде жидкой полимерно-битумной смеси. Первый подходит для укрытия больших поверхностей деревянных или бетонных крыш. Он представляет собой битумно-полимерную смесь, нанесенную на армированную стеклоткань, сверху имеется слой крупной посыпки.
Рубероид
Классический вариант покрытия. Пригоден для укладки на поверхности без предварительного демонтажа предыдущей крыши. При укрытии этим материалом:
- заранее очищают поверхность – желательно удалить старые листы рубероида;
- грунтуют поверхность битумом, мастикой, грунтовкой;
- распрямляют листы за день до работ или же рулоны перекатывают в другую сторону;
- укладывают внахлест подкладочный рубероид;
- сверху укрывают внешними листами с напылением крупной крошки.
Положение листов и стыки крепятся мастикой или битумом. Существует рубероид с уже нанесенным на внутреннюю сторону рулона битумом.
Ремонт крыши гаража мастикой
Смеси резины, полимеров, дегтя, битума и бутилкаучука в разных пропорциях продаются, как кровельные мастики. Этот материал ценится за гидроизоляционные свойства. Используется для заделки стыков и трещин в поверхностях из бетона, дерева или металла.
Используется, как основа, перед монтажом рулонных материалов или для проведения текущего ремонта. Может быть использован, как самостоятельное покрытие крыши, наносится в несколько слоев кистью, валиком на очищенную и высушенную поверхность.
Ремонт при помощи битума
Наиболее распространенный материал при ремонтах крыш – битум. Он продается брикетами, которые перед применением нужно разогреть в металлической бочке до 120 градусов горелкой. Он быстро застывает при остывании, но успевает заполнить все щели. Применяется как для небольших зон, так и для заливки всей поверхности крыши.
Битумным праймером пользуются, как грунтовкой, перед укладкой других материалов, обеспечивая качественную изоляцию материала и швов от протечек.
Рубероид — от 30 руб./кв.м
Крыть крышу гаража рубероидом предпочитают покупатели, желающие сэкономить. Материал продается в рулонах, пропитан битумом, покрыт специальной посыпкой (крупнозернистой). Такое покрытие подходит для плоских крыш. При правильной эксплуатации кровля прослужит долгий промежуток времени, не вызывая нареканий.
Рулонным кровельным материалом нового поколения считается продукция корпорации Технониколь. Большой ассортимент покрытий позволяет потребителю подобрать наиболее оптимальный вариант, соответствующий заявленным требованиям, архитектурным особенностям строения. При правильном подборе материала, крыть крышу гаража Технониколем будет правильным решением.
При обустройстве крыши с небольшим уклоном стоит использовать такой материал, как бикрост, сочетающий в себе высокое качество и приемлемую стоимость. Бикростом можно крыть крышу гаража, имеющую небольшой уклон. Покрытие защитит строение от влаги, может использоваться для проведения ремонта на старой крыше.
Этапы процесса укладки
Так что же лучше всего использовать на кровле? Чем лучше покрыть крышу гаража – тема для размышления. Можно гидроизолом, тоже качественный материал. Очень часто владельцы используют рубероид. Есть специальная инструкция, где можно прочесть, как правильно работать с рубероидом на кровле гаража. Она состоит из следующих этапов:
- перед выполнением основной работы по покрытию кровлю внимательно очищают от мусора, пыли;
- если конструкция влажная, ее надо обработать. Иногда, при отсутствии солнечных лучей, просушку выполняют паяльной лампой, но только не газовой;
- если кровля была уже покрыта, осматривают ее на присутствие дефектных мест. Если они есть, удаляют их. Это могут быть дефекты материала, дыры, отслоения.
Затем разогревается битум. Для разогрева лучше использовать специализированное оборудование. Это делается в целях безопасности. Надо накрыть крышу, и негатива не получить!
Внимание: На расход битума влияет неровность конструкции. Если, например, параметры строения составляет три на десять м
Тогда на 30 кв. м надо примерно два ведра расплавленного материала.
После подготовки его, готовят праймер. Для его изготовления в бензин с 76-й маркой вливают битум в расплавленном виде. Работы выполняется при перемешивании состава
Действовать надо осторожно!
Так готовятся составы: в одном из них 30 частей бензина, 70 частей битума. Это жидкий для работ, с которым работают по устранению отслоений, других дефектов
Второй состав: 70% бензина, 30% битума. Это уже мастика. С помощью ее разравнивают поверхность крыши.
Отремонтировать места разрушенных покрытий можно. Для этого накладывают заплатки из рубероида. Их приклеивают на дефектные места при помощи горелки. Вначале его разогревают, следят, чтобы не перегрелся, и не было на нем пузырьков. Также точно прогревают кровлю. Появление складок исключается.
Как покрыть крышу гаража и не ошибиться? Некоторые предпочитают покрытие крыши гаража Технониколем. Тоже неплохо.
Внимание: долговечность устранения дефекта зависит от того, насколько качественно во время работы был прижат по всей конструкции материал. Крышу вначале надо покрыть рубероидом, образуя подкладку
Укладывают его снизу вверх: начиная от низа по направлению кверху. Работа выполняется внахлест с величиной 15 см. Аккуратно прогревают систему, притаптывая поверхность материала
Крышу вначале надо покрыть рубероидом, образуя подкладку. Укладывают его снизу вверх: начиная от низа по направлению кверху. Работа выполняется внахлест с величиной 15 см. Аккуратно прогревают систему, притаптывая поверхность материала.
Внимание: если образовалось дефектные места, то их вначале притаптывают, затем прибивают мягким материалом. Любые неправильные действия могут привести к отрицательным моментам
Могут образоваться воздушные участки. Именно тут может собираться конденсат. Он станет причиной для возникновения влаги. И разрушит материал. Прилегание повлияет на срок эксплуатации покрытия. Крыша заливается мастикой, вернее, ее смазывают тонким слоем
Любые неправильные действия могут привести к отрицательным моментам. Могут образоваться воздушные участки. Именно тут может собираться конденсат. Он станет причиной для возникновения влаги. И разрушит материал. Прилегание повлияет на срок эксплуатации покрытия. Крыша заливается мастикой, вернее, ее смазывают тонким слоем.
Второй подкладочный слой выполняют по уже уложенному. Края материала в этот момент заворачиваются, а потом их фиксируют с обратной стороны. Можно использовать для этого шиферные гвозди. Они действуют бережно, свой гараж надо беречь! Конструкцию вновь смазывают.
Затем на конструкцию располагают верхний слой покрытия. На нем должны быть грубая присыпка. Именно она и защищает рубероид от атмосферных воздействий. Иногда для этой же цели применяют дополнительно еврорубероид, Рубемаст. Это пластичные аналоги, имеющие высокую износостойкость. Эти материалы стоят дорого! При окончании проверяют прилипание материала, качество стыков. Затем фиксируют места, расположенные с краю.
Если все сделано правильно, крыша будет исправно служить эксплуатации до 15 лет. При этом ремонт даже не понадобится! Но, если при работе применить дорогие пластичные аналоги, то она прослужит даже 30 лет. Даже отремонтированный гараж с этим материалом стоит долго.
Битумная черепица
Мягкая черепица на битумной основе позволяет создать презентабельную и красивую крышу для гаража. Этот кровельный материал отличается большим разнообразием цветов и форм нарезки гонта. Для ее укладки требуется сплошное основание, которое делают из влагостойкой фанеры или OSB плит.
Достоинства:
- отличные тепло-, звукоизоляционные качества;
- небольшой вес;
- минимум отходов при монтаже;
- долговечность – более 50 лет.
Основная причина, которая препятствует широкому распространению мягкой черепицы для устройства кровли гаражей и других вспомогательных объектов является более высокая цена, чем у других материалов.
Производители: Shinglas, Ruflex, Tegola.
Покрытие гаражной крыши оцинкованным железом
Низкий вес данной кровли позволяет снизить расходы за счет каркаса крыши, поскольку достаточно будет установить стропила с шагом 90-120 см, а для обрешетки можно использовать брусья 50х50, 30х70 или 30х100 мм в зависимости от нагрузки, полученной в результате расчета крыши. Процедура возведения такой крыши является довольно простой.
Покрытие крыши гаража профнастилом
Явным преимуществом профнастила и фальцевой кровли является то, что оцинкованный гладкий лист не задерживает снег и воду, обеспечивая надежность конструкции.
Но следует учитывать, что укладка фальцевой кровли выполняется при помощи специального оборудования, поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.
Самостоятельное выполнение крыши лучше всего производить при помощи профнастила, обычно для кровли применяется материал марки НС. Гофрированная форма и возможность выбора нужного размера готового листа существенно упрощают его монтаж.
Крепление профнастила производится при помощи заклепок или саморезов 4,8х38, устанавливаемых в глубине гофры. В случае двускатной крыши укладка начинается снизу вверх с торцевой стороны. Выравнивание профнастила производится по свесу.
Края листа крепятся в каждой волне в каждой второй складке вдоль свеса и конька и вдоль периметра с шагом 0,5 мм в обрешеточном бруске. Оформление боковин, краев и верхней части крыши производится при помощи специальных профилей.
Срок службы данного покрытия составляет пятьдесят лет.
Что применить в качестве кровельного материала
Сложность работ по кровля гаража своими руками находится в прямой зависимости от выбранного кровельного материала. Современный рынок строительной продукции предлагает огромный выбор различных вариантов, которые отличаются друг от друга стоимостью и эксплуатационными характеристиками.
При этом важно учесть, что гаражная крыша должна надежно защищать от атмосферных воздействий и несанкционированных проникновений. На внешней красоте в данном случае можно сэкономить, сделав упор на практичность и надежность выбранного материала
Это не касается тех случаев, когда гараж пристроен вплотную к дому: для сохранения гармоничности всего жилищного ансамбля его покрывают таким же образом, как и дом.
Как сделать правильный выбор материала?
Чем покрыть крышу гаража недорого и качественно? Нужно выбрать рубероид, который соответствует вашим требованиям
При покупке рубероида обратите внимание на буквенно-цифровую маркировку на рулоне:
- Первая буква «Р» обозначает название материала — рубероид;
- Вторая буква «К» уточняет назначение при укладке, и отнесет рулон к кровельному, а буква «П» — к подкладочному материалу;
- Третья буква укажет вид присыпки: «К» — крупнозернистая, «Ч» -чешуйчатая «ПП»-пылевидная;
- Дальнейшие цифровые обозначения от 300 до 450 дают информацию о плотности картона (г/м2).
В качестве примера: обозначение на рулоне РКК-300 будет обозначать, что рулон рубероида надо отнести к крупнозернистому кровельному материалу с плотностью картона 300 г на метр квадратный.
Рубероид можно разделить на четыре разновидности:
- Толь, имеющую картонную основу, пропитанную каменноугольным или сланцевым субстратом. Обе стороны присыпаются мелкой каменной крошкой. Можно использовать универсально;
- Рубемаст. Отличается от толи нанесенным на нижнюю часть картонного полотна слоем битума высокой вязкости;
- Стеклорубероид или стекломаст. Имеет основу из стекловолокна, на которую нанесены слои вязкого битума. Применять можно универсально;
- Еврорубероид или бикрост. Улучшенный кровельный материал. Основа его состоит из стекловолокна либо из полиэстера, на которые нанесен слой вязкого битума с полимерными добавками. При укладке не требует присадок. Сцепление с основанием происходит за счет оплавления нижнего слоя битума.
При покупке рулонов уделите внимание следующим мелочам:
- На каждом рулоне рубероида должна быть полоса шириной 50 см с маркировкой;
- Маркировка должна иметь информацию о производителе, ТУ (технические условия) на рубероид, номер партии и год выпуска;
- Края рулона должны быть ровными. Выход слоев за край рулона не должен составлять 1,5 см;
- На рулоне не должно наблюдаться повреждений: складок, разрывов, трещин;
- Пропитка основы должна быть равномерной.
Расчет потребности рубероида для гаража
Потребность рубероида зависит от того, плоская или скатная кровля у вашего гаража. И если есть скат, то какой он — минимальный, или приличный. Для определения количества рулонов рубероида необходимо знать следующее:
- Какова площадь кровли;
- Параметры самого рулона: длина и ширина;
- Число слоев для устройства кровли.
При уточненном подсчете следует учитывать напуск 15 см на карниз, 10 см нахлест полотен при устройстве каждого последующего слоя кровли и 25-30 см на нахлест полотен при стыковке по длине. Чем положе покат крыши, тем больше слоев необходимо для укладки.
Таблица расчета расхода рубероида на кровлю гаража:
Особенности проектирования и расчёты
Стропильная система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельных деревянных наклонных балок. Сами стропила становятся основанием для обрешётки под укладку кровельного покрытия.
В основу проектирования крыши закладывают расчёты таких параметров, как:
- угол наклона и его направление;
- форма и конструкция стропил;
- сечение и длина несущих балок;
- сложность конструкции ферм;
- теплоизоляция.
Угол наклона и его направление
Чем больше угол, тем круче уклон крыши. Минимальная его величина определяется в соответствии со СНиПом 2.01.07-85*. Пользуясь его картой и таблицей, определяют максимальную снеговую нагрузку в месте строительства бокса и основное направление ветров.
На основании этих данных находят в соответствующей таблице оптимальный угол наклона кровли. Направление наклона крыши выбирают в сторону преобладающих ветров с тем, чтобы силовой поток воздушных масс прижимал книзу крышу.
Кроме этого, наклон крыши должен способствовать быстрому сходу тающего снега, а также соответствовать определённому виду кровельного покрытия:
- от 10 до 200 – профилированный настил;
- более 200 – шифер, ондулин, натуральная черепица;
- от 250 – металлочерепица.
Форма и конструкция стропил
Стропила, подстропильные ноги, опорные балки, лежени и подкосы изготавливают из трёх видов древесины:
- Цельный брус.
- Брёвна.
- Клееный брус.
Цельный брус
Стропила и подстропильные элементы изготавливают из бруса. Это самый популярный материал для монтажа кровельных систем.
Брёвна
В редких случаях опорную часть кровли гаража возводят из брёвен. Для этого используют стволы деревьев ø 15 – 20 см, очищенные от коры и обработанные антисептиками.
Клееный брус
Материал обладает повышенной несущей способностью, но «боится» повышенного уровня влажности. Такие стропила обойдутся дороже, чем балки из цельного бруса и брёвен.
Если высокая часть крыши располагается над воротами гаража, то стропила удлиняют свесами с кровельным покрытием с целью защиты от осадков место въезда и выезда автотранспорта из бокса.
Сечение и длина несущих балок
Стандартный размер гаражного бокса равен 3 х 6 м. Длина стропил, в случае прокладки в длинную сторону, будет примерно равна 6,2 – 6,5 м, в зависимости от длины свесов. Нередко стропила монтируют параллельно плоскости ворот бокса. Тогда балки изготавливают длиной 3,2 – 3,4 м.
При длине более 6 метров несущая балка с остальными элементами образует рамную опорную конструкцию – ферму. Что касается сечения несущих балок, то при длине пролёта до 3,5 метров (с учётом свесов) достаточно использовать цельный или клееный брус 50 х 150 мм, или брёвна ø 150 мм. При длине 6 метров и более использую брус сечением 50 х 200 мм или брёвна ø 200 мм.
Сложность конструкции ферм
Ферма отличается от простой стропильной системы тем, что внутри рамы устанавливают одну или две дополнительные распорки (подстропильные ноги). Их функция заключается в том, чтобы максимально разгрузить пролёт стропил. Такие стропильные системы называют висячими.
Различные решения конструкции ферм представлены на нижнем рисунке. На нижнем фрагменте рисунка представлена схема перекрытия кровлей пролёта гаража длиной от 12 до 16 метров. Такие гаражи строят для предприятий, содержащих свой автопарк.
Теплоизоляция
Утепление кровли имеет смысл, если бокс будет отапливаться. Для этого устанавливают котлы различной конструкции, электрообогреватели или протягивают трубы к радиаторам от домового котла. В любом случае, чтобы удержать тепло внутри гаража нужно утеплять не только пол, стены, но и потолок.
Так как рулонный материал утеплителя бывает шириной 1м и 1,2 м, то шаг между балками выдерживают в этом размере по осям. Утеплитель при укладке плотно занимает своё пространство, не оставляя щелей. Теплоизоляционные маты толщиной 50 мм укладывают внахлёст, в три слоя.
Во втором варианте, когда односкатная крыша гаража представляет собой железобетонные плиты, уложенные под наклоном на стены разной высоты, утепление кровли производят следующим образом:
- по периметру крыши устраивают борта высотой 150 – 200 мм. Это может быть продолжением кладки стен или специальные щиты из листового материала;
- сухую поверхность плит очищают от грязи и мусора;
- застилают плёночной пароизоляцией;
- всё засыпают керамзитом толщиной 100 – 150 мм;
- засыпку уплотняют подручными средствами;
- поверх делают стяжку из цементного раствора марки не менее М 150 и толщиной 50 мм;
- стяжку укрывают мягкой кровлей на битумной мастике.
Виды кровли крыш для гаража
В зависимости от размеров помещения, конструкция кровли может быть следующей:
- Односкатной.
- Двухскатной.
Так как размеры бокса гораздо меньше, чем у частных домов, более сложные и дорогостоящие варианты не практичны для подобного помещения. Чтобы определиться, какая крыша лучше, стоит рассмотреть все варианты.
Односкатная крыша
Это самый простой и легко конструируемый вариант кровли крыши для гаража. Так как треугольник является самой жесткой фигурой, именно односкатная кровля является самой простой для расчетов и возведения.
Как и любое строительное решение, использование односкатной крыши для гаража имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
- Низкая стоимость конструкции и материалов. Так как площадь поверхности небольшая, снижается количество гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов, материала для покрытия, которые стоят немало средств. Доступная цена, однако, никак не сказывается на прочности кровли.
- Простота конструкции. Возвести такую кровлю гаража можно даже не имея особых навыков в строительном деле. А это позволяет дополнительно сэкономить средства.
- Простота в обслуживании. Если возникает потребность в ремонте, залезть на крышу гаража не сложно, да и риск упасть с нее минимален.
Однако такая конструкция имеет и ряд недостатков:
- Так как зачастую угол наклона односкатной кровли невелик, это не способствует беспрепятственному скатыванию снега. На крыше может скапливаться снег и его нужно будет убирать самостоятельно, чтобы на поверхность из профлиста или другого материала не оказывалось чрезмерное давление.
- Невозможность создать чердачное или мансардное помещение. Однако вряд ли это будет проблемой для крыши гаража, ведь в таких боксах чердак оборудуют крайне редко.
- Своеобразный внешний вид, который может не понравиться любителям двухскатной конструкции.
Как видно, такая простой вариант имеет свои плюсы и минусы. Однако, чтобы определиться с выбором, необходимо рассмотреть особенности и характеристики двухскатной конструкции.
Двухскатная крыша
Двускатная крыша требует более сложной стропильной системы, чем односкатная. Она выполняется из деревянных брусьев или металлических профилей. Благодаря тому, что кровля гаража имеет двускатную конструкцию, над потолком образуется холодное чердачное помещение, предназначенное для бытовых нужд.
Двускатная кровля имеет следующие преимущества:
- Достаточно простая конструкция, уступает она лишь односкатной кровле. Это стандартный и распространенный вариант.
- Хороший и «привычный» внешний вид крыши. Такое строение смотрится как самостоятельное и не должно примыкать к дому.
- Возможность создать чердачное помещение.
- Обеспечение самостоятельного схода дождевых и снеговых осадков.
Помимо кровли с одинаковой длиной скатов, возможен вариант ассиметричной крыши.
Среди недостатков такой конструкции можно отметить следующие факторы:
- Стоимость материалов будет выше, чем для односкатного аналога ввиду большей площади покрытия.
- Более сложная конструкция. При отсутствии навыков в строительном деле, возможно, понадобится помощь профессионалов.
Рассмотрев оба варианта, каждый владелец авто сможет сам решить, какой вариант будет лучший для его гаража.
↑ Капитальный ремонт гидроизолирующего покрытия
Если потребуется обстоятельный ремонт крыши, то действия отличаются от «косметического» ремонта. Вначале снимаются фронтальные и карнизные планки, желоб водосточной трубы. Чтобы нарезать полосы в старом гидроизолирующем материале 3 мм толщины, рекомендовано поработать штроборезкой. Так время на демонтажные работы намного сократится. Если толщина материала приличная, то понадобится использовать кровельный топор.
Полотно надо разделить на квадраты/прямоугольники и снять с крыши.
Когда с основания крыши будет снят гидроизолятор, его хорошенько очищают от попавшего мусора и удаляют крепёжные элементы. Если на поверхности обнаружены трещины, их обрабатывают цементным раствором. Обязательно он должен застыть.
Когда поверхность крыши гаража подготовлена, укладывают новый гидроизоляционный пласт. Работу начинают с нижней стороны ската. Укладочные работы ведутся так, будто покрытие монтируется в первый раз.
Монтаж обрешетки и кровельного настила
Обрешетки придает конструкции крыши требуемую жесткость и служит основанием для укладки кровельного покрытия. Обрешетку монтируют перпендикулярно относительно стропил, устанавливая деревянные рейки 50×50 мм с шагом 100 мм для рулонных материалов, с расстоянием 500-800 мм — для листовых. Кровельный материал настилают в соответствии с технологической схемой, рекомендуемой производителем, — это, как правило, серия операций по закреплению покрытия на поверхности обрешетки.
Чтобы грамотно смонтировать крышу своими руками, необходимо изучить пошаговые инструкции — это поможет вам сделать прочную, надежную и красивую кровлю для своего гаража.
Основные причины разрушения старого покрытия
Как правило, все гаражи, особенно в гаражных кооперативах построены по одному принципу и имеют плоскую крышу, которая обладает недостаточным уклоном для полноценного стока воды во время осадков. Учитывая желание сэкономить, застройщики используют дешевый материал для кровли, который довольно быстро приходит в негодность, особенно в местах стыка бетонных плит перекрытия, и в частях, где плиты прилегают к стенам гаража.
Еще одним аспектом, который приводит к быстрому разрушению целостности крыши, является использование некачественного материала, не соответствующих минимальным техническим нормам. Например, рубероида толщина и наружный слой, которого предусматривает только внутреннее использование.