Размер
В процессе планирования создания этого объекта, важно уделить внимание правильному выбору размера углубления. Строгих рекомендаций в этом вопросе нет. Важно учесть габариты своего автомобиля
Также имейте в виду при расчете собственный рост, чтобы вам было удобно работать. Чтобы правильно выбрать ширину, длину и глубину ямы в гараже, учтите несколько рекомендаций:
Важно учесть габариты своего автомобиля. Также имейте в виду при расчете собственный рост, чтобы вам было удобно работать
Чтобы правильно выбрать ширину, длину и глубину ямы в гараже, учтите несколько рекомендаций:
Длина углубления зависит от габаритов автомобиля. Нужно знать, какая длина у машины. К этому показателю прибавляют еще 1 м. Этого вполне достаточно для комфортного техобслуживания вашего транспортного средства. Ширина ямы в гараже также должна быть такой, чтобы вам было удобно работать. При этом учтите расстояние между колесами автомобиля. У вас должно оставаться пространство для маневра, когда вы будете заезжать в гараж. Средняя ширина ямы обычно составляет от 80 см. Можно делать ее и немного шире, если это позволяют габариты автомобиля. На глубину ямы влияет величина вашего роста. Обычно к этому показателю прибавляют еще 10-15 см
Можно будет не бояться, что при неосторожном движении вы ударитесь головой. Если вам придется работать длительное время с поднятыми вверх руками, сделайте специальную табуретку
Также можно применять для этих целей деревянные трапы.
Также некоторые владельцы транспортных средств при выборе глубины ямы учитывают клиренс авто. Однако стоит помнить, что приподняться в яме, чтобы достать до днища машины, будет гораздо проще, чем работать в согнутом положении, если она будет слишком мелкой.
В некоторых случаях размер гаража не позволяет сделать достаточно длинную яму. В этом случае достаточно выкопать ее размером в половину длины машины. В этом случае вы можете загонять ее в гараж передом или задом, в зависимости от того, какой ремонт нужно выполнить.
На плане своего гаража нужно правильно выбрать место для создания ямы. Обычно она смещена ближе к одной из стен. Широкая сторона оставляется для возможности установить необходимое оборудование или сделать склад запчастей. Но край ямы не должен находиться ближе, чем 1 м от стены. Это чистовые размеры углубления. Нужно учесть, что при строительстве черновая яма будет больше, так как у нее со временем появятся стенки и дно.
Пошаговое руководство по строительству овощной ямы с утеплением
Строительство овощной ямы имеет свои особенности.
Чертёж
Для овощной ямы важны и наличие гидроизоляции, и глубина.
Точка промерзания зависит от региона расположения гаража, например, в северных областях земля промерзает до 150 см. Учитывая этот факт, следует выкопать котлован глубиной не менее 190 см. От 10 до 15 см необходимо выделить для дренажной прослойки под основанием, ещё около 10 см требуется для установки перекрытия. Остаётся 170–175 см для размещения полок, стеллажей и ниш для овощей и освещения. Глубина зависит и от роста хозяина.
Вариант с оптимальными размерами для этого сооружения
Оптимальная ширина ямы для овощей составляет 150 см. Этот размер позволяет оптимально поместить полки и стеллажи, при этом человек не будет стеснён в движениях внутри ямы. Для подбора длины нужно придерживаются правила — котлован не должен доходить до стен гаража ближе чем на 50 см.
Необходимые материалы и инструменты
Для изготовления овощной ямы в гараже потребуются следующие материалы:
- гидроизоляционное полотно;
- арматурные прутья;
- песок;
- гравий;
- доски для опалубки;
- металлические уголки;
- проволока;
- кирпичи, металлические листы, доски или бетон М 250.
При строительстве этого сооружения не обойтись без таких инструментов:
- штыковой и совковой лопаты;
- бетономешалки;
- ёмкостей для бетонной смеси и воды;
- паяльной лампы;
- двустороннего скотча;
- шуруповёрта.
Расчёты материалов для возведения овощной ямы аналогичны смотровой.
Инструкция по изготовлению
Подготовив все необходимые инструменты и материалы, можно приступить к строительству овощной ямы:
- Необходимо провести размету участка под котлован. Это удобно сделать с помощью натянутого шнура и колышков.
- Когда разметка готова, можно приступать к земельным работам. Определяя размеры будущей ямы, следует учитывать толщину стен и пола в соответствии с выбранным материалом для строительства.
- Стены и пол нужно покрыть слоем битума. Эта процедура обязательна в том случае, если уровень грунтовых вод довольно высокий. Битум послужит дополнительным гидроизоляционным слоем.
- Теперь пришло время возвести основание. Для этого потребуется выровнять поверхность дна ямы, затем насыпать песок, равномерно распределить его. После этого спрессовать этот слой до получения толщины в 10 см. Сверху песчаной подушки поместить гравий, который тоже необходимо утрамбовать.
Утрамбованный гравий с песком выполнят дренажную функцию
Правиьное обустройство ямы в гараже – это уверенность автовладельца в том, что в случае несложной поломки при элементарных знаниях автослесарного дела, он сможет сэкономить на обращении в СТО.
А это сегодня, а в разгар очередного затянувшегося экономического кризиса, при наших разбитых дорогах, приводящих к поломкам, просто необходимое условие.
Но как сделать яму в гараже своими руками и возможно ли это, когда гараж уже построен? На все эти вопросы мы ответим далее в статье.
Размеры смотровой ямы
В основе размерных показателей лежит автомобильная база, а точнее, расстояние между колесами вашего авто, как по ширине, так и по длине. Но есть и минимальные параметры ширины, которые чаще и берутся за основу. Это 80-85 см. Что касается длины, то к длине автомобиля приплюсовывают 1 м. Хотя надо отдать должное, что для удобства использования смотровой ямы многие не останавливаются на этом размере, поэтому в гаражах можно встретить ямы длиною до 6 м.
Эскиз, где показана минимальная ширина смотровой ямы
Теперь с глубиной. Понятно, что рост владельца гаража и должен стать этим габаритом. При этом он руками должен достать до любой детали или узла на машине. Но специалисты рекомендуют углублять смотровую яму до 2 м. И если даже рост человека небольшой, то можно на дно всегда установить подставку или настил. Правда, это возможно сделать не всегда. Многое будет зависеть от уровня пролегания грунтовых вод. Если он высокий, к примеру, 1,2-1,5 м, то о яме можно забыть.
Это были габаритные размеры. Теперь о размерах строительных. По понятным причинам сам котлован под яму выкапывается побольше. Это связано с тем, что для формирования самого сооружения необходимо конструкцию обустроить. А для этого на дно надо уложить подушку с гидроизоляцией и залить ее стяжкой. Стены собирают из блоков или кирпича или заливают монолитной конструкцией в опалубку. Для всех этих материалов необходимо пространство без учета выбранных габаритов смотрового сооружения.
Поэтому котлован выкапывают шириною, равной ширине смотровой ямы, плюс толщина стен, плюс 30 см. Длина рассчитывается точно также. Глубина – это толщина подушки, толщина стяжки и слоя гидроизоляции, плюс 1,8-2,0 м.
Эскиз смотровой ямы со всеми размерами На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными проектами гаражей и прочих малых форм
для загородного дома – от строительных компаний, представленных на выставке домов Малоэтажная Страна
.
Гидро- и теплоизоляция
Перед тем, как делать яму в гараже, нужно позаботиться также о гидроизоляции, ведь влажность недопустима в смотровой яме, где, мало того, что нужно работать в комфортных условиях, но и важно соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами автомобиля. Подробнее о том, как сделать гидроизоляцию смотровой ямы, читайте здесь.
Подробнее о том, как сделать гидроизоляцию смотровой ямы, читайте здесь.
На сегодняшний день мы можем выбирать из широкого ассортимента материалов:
Полимерный. Это — материал, обладающий сложной синтетической структурой и превосходными гидроизоляционными свойствами. Разделяются две разновидности: многослойные и однослойные, первые обладают лучшими качествами и могут прослужить значительно дольше, до пятидесяти лет, вторые – дешевле. Полимерную гидроизоляцию укладывают на арматуру с ячейками размера 10х10.
Каркас обязательно покрываем геотекстилем. Полимерные пластины, если они с самоклеющейся основой, устанавливаются на 30 см внахлест, если мемтраны не самоклейки, то нахлест делается на 10 см. В обязательном порядке стыки между полимерными пластинами обрабатываются специальным клеящим составом.
Битумный. Этот вариант гидроизоляции представлен несколькими видами: рубемаст, еврорубероид и рубероид, каждый интересен по своему, каждый имеет свои плюсы и минусы.
Установка битумной изоляции, пожалуй, самая простая, кроме того, этот материал относится к разряду экономичных, правда срок службы у него значительно ниже, всего 10 лет, если работа проведена качественно, годность увеличивается до 15 лет, но не более того.
Битумную изоляцию накладывают двойным слоем.
Сухие смеси. Это один из современных способов изоляции. Он эффективен, долговечен, позволяет ликвидировать даже микроскопические трещины в стенах и полу, что увеличивает срок службы смотровой ямы. Смеси, разбавленные водой в указанной на упаковке консистенции, наносятся на бетонный слой.
Если сухие смеси – это современный способ, который, однако, частенько применяется, как дополнительная изоляция, поддерживающая другую, полимерную или битумную, то смесь глины с нефтепродуктами – это самый старый способ изоляции. Он хорош тем, что прост в проведении работ и требует минимальных финансовых затрат.
Минус этого способа в том, что продукты нефтепереработки токсичны, и долго работать в яме, обработанной таким составом, специалисты не рекомендуют.
ВАЖНО: не забывайте всегда проклеивать стыки, будь то полимерный материал, битумный или какой-то другой. Не соблюдение этого условия может привести к разрушению всей конструкции и сведению на нет ваших трудов.. Теплоизоляция является не менее важным вопросом, ведь в нашей стране теплая погода устанавливается лишь на пять месяцев, тогда как остальное время – дожди, холода и трескучие морозы
Теплоизоляция является не менее важным вопросом, ведь в нашей стране теплая погода устанавливается лишь на пять месяцев, тогда как остальное время – дожди, холода и трескучие морозы.
При устройстве смотровой ямы в гараже, в качестве долговечного, эффективного утеплителя может выступить материал полистирол. Положительными свойствами материала является минимальный процент водопоглощения, универсальность, превосходные теплоизоляционные характеристики. Минус – недолговечность, примерно 10 лет.
Подготовительные работы
Любая серьёзная строительная работа начинается с проекта. Причём проект нужен не для проформы, а для себя. В нём продумывается всё, от общего вида до мельчайших деталей. В том числе создаётся технологическая карта, в которой расписывается последовательность и содержание технологических операций.
ФОТО: vdomishke.ruСмотровая яма
Определение размеров
Размеры ямы определяются размерами автомобиля и гаража. Смотровая яма должна обеспечивать безопасность работающего, удобство при работе и лёгкость обслуживания автомобиля. Ширина траншеи должна быть такой, чтобы машина случайно туда не упала, но в то же время чтобы работнику там не было тесно. Это примерно на 40 см уже колеи колёс.
Глубина траншеи обычно делается 1,8 метра. Если работник невысокого роста, ему можно сделать подставку.
Длину траншеи рекомендуется делать примерно на 1,5 метра длиннее машины. Слишком глубокая и слишком длинная яма потребует больше финансовых вложений. Итого, обычно яма для легковушки имеет размеры 1,8 х 0,8 х 5 м. Толщина стен примерно 150 мм.
Разметка и рытьё котлована
Перед принятием решения о строительстве смотровой ямы следует разобраться с уровнем грунтовых вод (УГВ) на том месте, где запланирована яма. Если УГВ меньше 2 метров, яму строить нереально – её будет регулярно заливать водой. В этом случае придётся устанавливать металлический или пластмассовый кессон, но это дорогое удовольствие. Если УГВ более 3 метров, можно смело начинать строить яму.
В гараже на полу надо сделать разметку будущей траншеи. Ось ямы обычно совпадает с осью въезда машины в гараж. Причём размеры траншеи должны быть больше готовой ямы с учётом опалубки, стенок, подсыпок, гидроизоляции и др.
От характеристик грунта зависит трудоёмкость процесса выкапывания котлована. В случае глинистого грунта копать котлован можно с вертикальными стенами. Но если грунт песчаный, стены при копании всё время будут осыпаться. Придётся эту осыпь убирать, сохранять, а после создания стен и уборки опалубки засыпать её обратно в свободное пространство.
Если сам гараж ещё не построен, котлован легко может выкопать экскаватор. А если яма строится в уже существующем гараже, то копать придётся руками.
ФОТО: kamchat.infoКотлован копает экскаватор
Основные элементы смотровых ям
Даже такой простейший с виду элемент, как смотровая яма для гаражей, должен строиться с соблюдением ряда требований, не соблюдение которых может привести к преждевременному выходу конструкции из строя, обвалу и другим неприятностям.
Основные конструктивные элементы правильно построенной ямы:
- Гидроизоляция, обеспечивающая защиту от проникновения влаги в смотровую яму из грунта. Следует учесть, что отсутствие этого элемента может вызвать затопление ямы, постоянную сырость в гараже и преждевременную коррозию расположенного над ней автомобиля. При высоком уровне грунтовых вод вместо ямы может получиться бассейн, что нежелательно в гараже. В качестве материала могут быть применены полимерные мембраны, которые тщательно свариваются между собой и на длительный срок обеспечат защиту всей конструкции.
- Верхний металлический контур ямы. Служит для предотвращения осыпания краев ямы и бетонной стяжки при установке автомобиля, а также предотвращает падение в случае неправильного заезда. Обычно выполняется из стального уголка, который обладает достаточной жесткостью и способен предотвратить разрушение конструкции и спасти автомобиль от падения в яму. При установке домкрата уголок также спасает от раскрашивания бетона. Если планируется автомастерская, то на уголок можно установить передвижной подъемник.
- Ниши, предназначенные для размещения инструмента, установки электрических розеток.
- Стены. Современные технологии позволяют использовать для изготовления стен полимерные материалы (полипропилен). Пластиковые смотровые ямы для гаражей получают все большее распространение благодаря простоте монтажа и долговечности полимеров. В этом случае не требуется дополнительная гидроизоляция. Следует учесть, что будет происходить постоянное давление грунта, поэтому нужно использовать ребра жесткости на всех поверхностях стен. В случае, если в стенах предусмотрены ниши, они также должны иметь ребра жесткости.
- Электрические розетки и освещение. Подвод электричества следует продумать заранее и учесть, что нельзя применять напряжение свыше 36 В. Все отверстия под кабель должны быть тщательно изолированы от проникновения грунтовых вод.
- Лестница не является обязательным элементом и может быть стационарной (в больших ямах) или приставной.
Технология сооружения смотровой ямы
Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.
Выкапывание котлована
Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.
Разметка котлована внутри гаража Источник parki48.ru
Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.
Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.
Выкапывание котлована (выемка грунта) Источник ok-berta.ru
Вентиляция смотровой ямы
Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.
По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.
Вентиляционная труба внутри смотровой ямы Источник drive2.ru
Обустройство смотровой ямы
Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:
- Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.
- Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.
- Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.
Гидроизоляция
Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.
Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.
Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом
Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом
Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки Источник martand.ru
Формирование пола и стен
Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека
Поэтому основное внимание сооружению стенок
Как уже было сказано выше, здесь два варианта:
- использовать кирпичи или блоки;
- возвести монолитную конструкцию.
В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).
Яма из блоков или кирпича Источник drive2.ru
Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.
Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.
Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.
Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция Источник azowo.ru
Что надо знать при сооружении?
Высота грунтовых вод. Если она на уровне 2,4 м, строить яму там нельзя, вода затопит её частично. Никакая герметизация, даже стальной чашей, не поможет – вода и чашу приподнимет. В постоянной влаге начнет ржаветь автомобиль.
В этом случае сварите из металла эстакаду во дворе вблизи гаража. Можно высоко не поднимать, если выкопать под ней яму, обложив кирпичом, даже на метр глубины. Уровня эстакады и ямы уже почти достаточно. Лишь в дожди прикрывайте её.
Вернемся в гараж. В яму подведите электричество, с фонарем в руке будет сложнее ремонтировать. 220 вольт трансформируйте в 12 – 24 и протяните по бокам ямы ленты диодное освещение.
Разбор гаражного пола и земляные работы
Вначале необходимо освободить помещение гаража от посторонних предметов, чтобы не создавались помехи в ходе строительства. По заранее определенным размерам размечается участок пола, по углам будущей ямы забиваются колышки и растягивается бечевка.
Выкапывая котлован, почву выносят наружу. Глину не стоит убирать слишком далеко. Она пригодится для уплотнения стенок. После достижения необходимого уровня по глубине, подравниваются стенки, до полного достижения прямолинейности и вертикальности профиля.
Дно тщательно выравнивается, и насыпается подушка из слоев щебня (до десяти сантиметров) и песка (пять сантиметров). Песок утрамбовывается до достижения максимальной плотности, с добавлением воды. Затем настилается гидроизоляционная пленка.
Общие правила и стройматериалы
Условие высококачественного применения ямы – исполнение всех нормативов и требований постройки конструкции и наличие изоляции горизонтальных и вертикальных поверхностей.
Строительство требует подробного планирования работ
Важно определить качество земли и уровень подземных вод. Более подходящая почва для ямы – глина
Отличие состоит в том, что она не пропускает грунтовые воды, а это означает, гидроизоляцию.
На заметку! При значительном накоплении жидкости и высоком уровне расположения вод в помещении дополнительно создают дренаж для отведения лишней воды, ставят насосное оборудование, чтобы яму можно было оперативно просушить.
Для строительства объекта требуется довольно много разных материалов, которые надо покупать с определенным запасом. Обычно профессионалы советуют купить материала больше на 10-15%.
Чтобы правильно сделать смотровую яму, нужны следующие стройматериалы:
- Песчаный, гравийный материал или щебенка. Песок, щебенка и гравий требуются не для заливания стяжки, а для устройства подстилки на дне вырытого котлована. Для смешивания всех видов растворов потребуется цементный материал.
- Брусок сечением в 30х30 или 40х40 мм, доски 2,5 см или фанерные листы толщиной в 1-1,5 см – для создания опалубки, и полноценно обработанные доски высотой в 4-4,5 см – для крышки конструкции.
- Арматура размером 6-8 мм для устройства армирующей решётки при закреплении стенок и напольной поверхности.
- Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – плотный ПЭ, рубероидные листы и мастика. Для изоляционного слоя можно применять и наиболее современные материалы, однако они дорогие.
- Уголок из металла размером 5х5 см для крепежа периметра сооружения на уровне напольной поверхности. Часто из металлического уголка делают еще и отбойное колесо.
- Проволока из стали сечения 1,5-2 мм — для скручивания арматуры.
- Трубки из пластика 10 см – для устройства вентиляции.
Также понадобится кирпич или пеноблочный стройматериал, если по проекту строить стенки ямы в плане из них. Построить яму в гараже своими руками получится, если соблюдать технологию, получить разрешения на строительные мероприятия.