Конструктивные составляющие автоматизации.
Установка специальных механизмов позволяет, не прилагая физических усилий, управлять секционными воротами. Для этого используется пульт дистанционного управления, что, к примеру, позволяет не выходить из автомобиля в ненастную погоду. Автоматизация обеспечивает безопасность и сохранность вашего имущества, предотвращая возможность ручного открывания преступниками.
Процесс движения секционных ворот осуществляется при помощи электропривода и специализированных механизмов, которые дополняются следующими приспособлениями:
- Фотоэлементы при обнаружении препятствия на пути перемещения полотна блокируют работу электропривода;
- Выносная антенна расширяет радиус работы пульта дистанционного управления;
- Концевые датчики регулируют амплитуду движения полотна;
- Сигнальная лампа, горение которой свидетельствует о работе автоматики.
Правила установки автоматики ворот
Распашные ворота
Автоматика монтируется на столбы ворот. При этом внимательно читайте инструкцию изготовителя. Если вы проявите излишнюю самодеятельность, может измениться угол открывания створок, причем не в лучшую сторону. Специалисты советуют устанавливать приводы в верхней части ворот. Они объясняют это просто: установленный внизу или посередине высоты столба привод может стать помехой при въезде автомобиля. Задев автоматику, вы и ее выведете из строя, и кузов поведите. А сверху привод никому не мешает и маневренность авто не ограничивает.
Часто в качестве стоек ворот служат кирпичные колонны большого сечения. Воротные створки при этом подвешиваются по центру столба. Это не совсем удачный вариант для установки линейной автоматики. Но если все-таки вы от рычажной системы хотите уйти, устройте на колоннах ниши под привода высотой 150 – 250 мм, шириной 250 мм и глубиной 120 мм.
В целях безопасности на ворота устанавливаются фотоэлементы. Они блокируют движение створок ворот, если фотолуч пересекает автомобиль или человек. Фотоэлементы монтируются на столбах на расстоянии 500-600 мм от низа опоры.
Ворота откатные
Привод откатных ворот монтируется на направляющем швеллере, который вы заранее забетонировали перед установкой створки. Место установки привода – между роликовыми каретками (как можно ближе к проему). Если вам надо приподнять привод, приварите к швеллеру профильную трубу, и на нее монтируете устройство.
Концевые выключатели монтируются на зубчатую рейку. Фотоэлементы можно, как и в случае распашных ворот, установить на столбах, а можно для них построить отдельные постаменты. Главное, чтобы они размещались строго напротив друг друга (на одной линии).
Если вы решили установить сигнальную лампу, размещайте ее с внешней стороны ворот. Она проинформирует проезжающие автомобили о том, что со двора выезжает машина. Смонтировать ее можно на верху створки ворот.
Автоматизация распашных ворот
Автоматические гаражные въезды очень удобны, и сделать их своими руками не так сложно, наиболее экономичную и бюджетную конструкцию мы сегодня рассмотрим на двух примерах при:
- распашных створках;
- подъемных полотнах.
Из большого разнообразия на рынке эти два варианта наиболее распространенные. Важным условием, для их установки автоматических распашных систем, является свободное место. Каркасом может служить сваренная из уголка или профилированной трубы рама. А створки делаются из прочного жесткого профиля, который в последующем обшивается металлическим листом или деревянной отделкой. Вариант подороже – резная ковка, решетка, которая стоит намного выше.
Для монтажа своими руками автоматических гаражных ворот, понадобится следующий список материалов:
- Опоры креплений возможно изготовить из профилированной трубы. При этом есть риск получить очень тяжелую конструкцию, тогда можно попробовать сделать не раму, а П-образный проем из стального швеллера.
- Запастись специальными качественными петлями, которые позволят створкам открываться и закрываться плавно и бесшумно. Как правило, используют 4-6 петель. Количество подбирается в зависимости от веса всей конструкции. Можно использовать гаражные петли из полимерных материалов.
- Створки. Они могут быть различными по конструкции и по материалу изготовления. Каркасом может служить металлический профиль. Все металлические элементы необходимо прогрунтовать и окрасить.
- Упоры – два боковых и два центральных.
- Замки и ручки на случай отключения электричества.
- Электроприводы и крепежные элементы для них.
- Кронштейны, управляющие створками.
Кронштейн для открывания створок
Далее рассмотрим различные конструктивные различия ворот, чтобы сравнить какие удобнее и практичнее.
Откатные ворота
Материалы
Для защиты въездной зоны на любую территорию и ее обустройства все чаще используются откатные ворота, работающие в автоматическом режиме. К их нижней части приваривают стальную консольную трубу. Она в процессе эксплуатации конструкции движется по роликовым тележкам, которые установлены на специальном организованном фундаменте. Нижний угол откатных ворот в закрытом положении закатывается в уловитель концевым роликом. Такое движение предотвращает во время открывания полотна поперечные колебания устройства.
Схема бетонирования
Стоит учитывать следующее:
- Установку начинают с обустройства независимого фундамента, основы, расположенной в проеме и сбоку от него, в стороне открывания конструкции.
- Каркас откатных ворот и их крепления должны обладать высокой ветроустойчивостью.
- Необходим монтаж специальной удерживающей части, которая увеличивает ширину конструкции полотна в сторону открывания ворот.
- Откатные ворота следует обеспечить эффективной противовзломной системой и специальной защитой от неблагоприятных внешних факторов.
Выбор материала
Раздумывая над проектом создания автоматических ворот, следует уделить внимание выбору материала для полотна. Створки конструкции, открываемой автоматически, должны быть лёгкими, а это значит, что их разумнее сооружать из профнастила, поликарбоната или сэндвич-панелей
Сэндвич-панели обеспечивают хорошую теплоизоляцию внутреннего помещения и мало весят
Нередко при строительстве автоматических ворот используют профлист, который заслужил популярность благодаря большому количеству достоинств:
- малый вес;
- большой и интересный выбор окраски (например, покрытие с имитацией природного камня или древесины);
- приемлемая стоимость;
- долгий срок службы;
- простой монтаж.
Кроме этого, готовясь к сооружению автоматических ворот, необходимо серьёзно подойти к выбору приводного электрического механизма. Придётся решать, какая автоматика больше подходит створкам или полотну — рычажная или линейная.
Линейные приводы более компактны и устанавливаются на металлические столбы
Если оценивать приводы по внешнему виду, то лучшим покажется линейный механизм, отличающийся компактностью. Правда, его не принято устанавливать на широких столбах и для автоматического открытия створок, которые убираются внутрь помещения.
Рычажные приводы используются на воротах с широкими каменными столбвми и створками, открывающимися внутрь
Чтобы определиться с выбором электрического привода, нужно замерить расстояние между внутренней стороной столба и петлей. Когда эта величина составляет не более 1,5 см, применяют линейный привод. Если показатель иной, то ворота оснащают механизмом рычажного типа, стоимость которого несколько выше.
Подъемные ворота
Подъемные механизмы
Что касается откатных и распашных ворот, то они используются как для обустройства гаражей, так и для въезда во двор. Подъемные же ворота устанавливают исключительно в гаражах. Они представляют собой полотно, поднимающееся и сдвигающееся под потолок помещения.
Подъемные ворота пользуются большим спросом среди потребителей, так как отличаются удобством в процессе эксплуатации, высокими защитными свойствами от несанкционированного проникновения, а также доступной ценой.
Подвиды
Подъемные ворота можно поделить на 2 подвида: поворотные и секционные. Если говорить в целом, то конструкция этих ворот схожа, есть различия в наборе комплектующих, а также порядке и способе их установки.
Существенное различие заключается в том, что секционные ворота более подвижны и гибки, отличаются большей надежностью, а поворотные конструкции – более просты. Безопасность последних обеспечивается только за счет целостности полотна.
Экономим средства, делаем сами
Есть 2 варианта экономии без потери качества:
- Установить ворота от производителя по приложенной к ним схеме.
- Самостоятельно изготовить подъемно-поворотные ворота по чертежам.
Какой из этих вариантов выбрать – решать вам. Однако, если вы, таки остановитесь на втором варианте, то лучше сразу отдать предпочтение более простой конструкции подъемно-поворотных ворот.
Конструкция Чтобы сэкономить можно пожертвовать внешним видом ворот, отказавшись от их декорирования. Что касается подъемного механизма, то тут тоже можно сэкономить, установив ручной привод. Но, согласитесь, использование автоматического электромеханического устройства более удобно. Не хотелось бы экономить в ущерб комфорту.
Технологическая последовательность изготовления
Основные элементы подъемных ворот – каркас, полотно и подъемный механизм. В качестве полотна может служить любой материал, который бы соответствовал экстерьеру вашего дома. Каркас делается из металлического профиля или труб квадратного сечения. Их можно скрепить между собой сварочным швом или болтовым крепежом. Что касается подъемного механизма, то выбор здесь будет более сложным:
- Шарнирно-рычажный механизм – предполагает точное выстраивание направляющих по вертикали, обеспечивающих плавное передвижение ворот вверх/вниз.
- Система противовесов предусматривает пропуск троса через блок, на который закрепляется противовес. Такая конструкция имеет право на жизнь в тех случаях, когда речь идет об установке тяжеловесных ворот.
Каркас Итак, вам понадобится:
- Профиль/квадратная труба для каркаса.
- Крепеж.
- Швеллерный кронштейн.
- Штыри.
- Пружина.
Направляющая
Для начала нужно сделать каркас. Заглубите его в бетонное основание на несколько сантиметров. Его нужно установить в проеме и закрепить штырями. После этого соберите полотно, которое нужно обшить металлическим щитом. Сделайте в полках отверстия для установки пружинного кронштейна и монтажа к стойкам. Кроме того, нужно сделать отверстия для швеллерного кронштейна, на который будет опираться пружина.
Теперь нужно поработать с пружиной. Ее нужно соединить с кронштейном. Сделать это можно при помощи металлической регулировочной пластины. Потом сделайте зацепы и добавьте регулятор натяжения внизу.
Ходовая
Следующим этапом нужно сделать и закрепить шарнирный узел и пластину с отверстием на раму, а соответственно и торец рычага. После изготовьте рельсы из уголков. Один конец рельсы нужно приварить к упомянутой выше пластине, к которой приваривается швеллер. Затем его нужно закрепить на потолочной части каркаса.
Важно максимально горизонтально установить направляющие. Так, вы обеспечите беспрепятственное открытие/закрытие подъемных ворот
Теперь проводится установка полотна, а также автоматики.
Принцип работы и виды гаражных ворот с автоматикой
Основой автоматических ворот является приводной механизм, который встречается двух типов: рычажный и линейный. Для передвижения гаражных дверей применяется электропривод, если их конструкция массивная, то устанавливают изделия с гидравлическим приводом. Мощность устанавливаемого привода зависит от интенсивности использования, массивности дверей, линейных размеров и технических характеристик. Полотно дверей не только защищает помещение от проникновения, но и служит украшением. Автоматические гаражные ворота отличаются способом и механизмом открывания.
Откатные, подъемные, распашные
Схема распашных гаражных ворот.
Откатной вид ворот часто называют раздвижным. Главным их элементом является цельное полотно, задвигающееся полностью либо вправо, либо влево. Передвижение полотна по роликам осуществляется благодаря раздвижному механизму. Преимущества: прочность, красивый дизайн, большой выбор размеров. Недостатки: возникновение проблем в зимний сезон для гаражей с отоплением, так как недостаточно герметичны; высокая стоимость; необходимость свободного пространства для передвижения створки. Широко применяются на хозяйственных объектах.
Преимущество подъемных ворот — экономия пространства. Они имеют продуманную и функциональную конструкцию, что выгодно отличает их от других видов. На рынке предлагаются разные типы подъемных конструкций.
Распашные ворота напоминают традиционные старые с двумя створками. Они удобны тем, что ими легко управлять, не выходя из машины: достаточно нажать кнопку на пульте, и двери открываются. Для исключения поломки привода необходимо, чтобы на пути открывающихся створок не было никаких препятствий. Двери открываются в течение 15 секунд. Преимущества: удобство, надежность, долговечность, простота, универсальность.
Рольставни, секционные, подъемно-поворотные
Рольставни — самый экономный по занимаемой площади вид ворот. Они представляют собой рулон, наматывающийся моментально на вал. Рулон состоит из металлических ламелей, соединяющихся с помощью специальных шарниров. Для уменьшения веса конструкции используются направляющие из алюминия. Рольставни не подходят для неотапливаемых гаражей, так как с наступлением морозов могут примерзнуть к полу, обледеневают, имеют многочисленные щели. Достоинства: долговечность, высокая степень защищенности от взлома, экономия пространства.
Схема проводки секционных гаражных ворот.
Подъемно-поворотные представляют собой сплошное плотно, состоящее из панелей с утеплителем. Они плотно прилегают к гаражной раме, чем обеспечивают хорошую герметизацию помещения. Когда открывают ворота, полотно движется вверх, поворачивается и скрывается под потолком. В конструкции используется шарнирно-рычажный механизм. Преимущество: бесшумное движение полотна, высокая устойчивость к взлому, хорошая плотность прилегания к раме. Недостатком является быстрое изнашивание пружин, высокая стоимость.
Секционные пользуются большой популярностью среди дверей подъемного типа, так как сочетают в себе достоинства рольставней и подъемных моделей. Устройство ворот обеспечивает легкость и быстроту поднимания полотна. Щит представляет собой панели, скрепленные между собой шарнирами. Панели могут иметь толщину от 20 до 45 мм, на толщину влияет, отапливается гараж или нет. Секционные ворота универсальны, компактны. Недостатком является быстрый износ механизма. При изготовлении своими руками надо учитывать, что полотно должно быть шире дверного проема на 3-5 см.
Регулировка привода ворот Дорхан
Данная фирма-производитель ограждающих конструкций является старейшим в России производителем описываемой категории ворот, поэтому покупатели ее изделий часто оказываются заинтересованы, как можно натянуть трос на воротах дорхан – в частности, тех моделях, которые оснащены электрическим приводом. Проведение такой регулировки – процедура достаточно стандартная и выполняется по сценарию, сходному с подобными процедурами для ворот других марок. Нужно учитывать, что в некоторых моделях Дорхан вместо тросов применяются цепи, однако в остальном механизм действия конструкций идентичен и не отягощен специфическими проблемами. Для регулировки придерживайтесь следующего алгоритма:
- Отыскиваете кронштейны, расположенные внизу. Их нужно хорошо укрепить на стенке. Сделать это нужно как можно надежнее, так как от этого зависит то, с какой степенью нагрузки они смогут справиться;
- Теперь надо провести крепление секционных шпонок;
- Придать барабану нужное положение и зафиксировать, воспользовавшись специальным винтом;
- Теперь вальки вертят до того момента, пока не будут окончательно убраны висячие части. Проводят процедуру медленно, следя за кондицией троса и степенью натяжения, чтобы избежать чрезмерности, грозящей разрывом троса;
- Крутят пружину два или три оборота, чтобы зафиксировать трос;
- Затягивают для максимальной фиксации специальные наконечники на болтах.
Если вы приобрели конструкцию ворот производителя Дорхан, не следует забывать, что эта компания является наиболее крупным в стране изготовителем большого ассортимента комплектующих и запасных частей для производства ворот, и детали, которые вы будете использовать в ремонтных работах, по возможности также должны быть производства этой фирмы. Зафиксировано много случаев, когда использование неподходящих комплектующих причиняло большие проблемы при эксплуатации ворот и способствовало их преждевременному износу.
Как и другие модели ворот, работы этой компании бывают с цельным валом и с разрезным. Для подтяжки троса нужно следовать рекомендациям, описанным в общем случае для данных типов вальков. Для разрезных конструкций подходит и описанный ранее взаимный поворот валиков, расположенных с двух сторон.
Монтаж и регулировка зубчатой рейки
На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.
Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.
Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.
Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.
Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.
Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.
Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.
В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.
Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.
В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.
Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.
В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.
Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.
Ошибка №9
Здесь самое главное правильно состыковать две рейки между собой.
Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.
Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.
Ошибка №10
Делать это строго по порядку расположения бобышек не рекомендуется.
Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.
При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.
Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.
Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.
Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.
Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.
Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.
Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.
Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.
То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.
В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.
На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.
Этапы установки
Процесс установки секционной системы ворот, включает ряд последовательно выполняемых этапов, который четко прописаны инструкцией. Их нужно выполнять один за другим, не забегая вперед, только так можно гарантировать соблюдение технологии и беспроблемную дальнейшую работу механизма.
Секционная конструкция ставится по такому плану:
- Удаление или укрепление существующего покрытия (при необходимости).
- Проверка горизонта пола (погрешность может быть максимум миллиметр).
- Нанесение разметки для дальнейшего крепления направляющих элементов.
- Фиксация профилей, проходящих по вертикали. Для этой цели используют саморезы на длинных ножках.
- Основываясь на расположении вертикальных элементов, ставят горизонтальные. Они должны образовывать прямой угол, иначе полотно не будет двигаться надлежащим образом.
- Секции собирают.
- Замеряют все параметры.
- Проводят выравнивание с использование металлических прокладок. Доски или строительную пену использовать строго запрещается.
- Закрепить механизмы управления.
- Проверить точность замеров, зафиксировать все элементы.
- Поставить пружины.
- Установить и закрепить ограничители.
Крепление направляющих
Монтаж секционных ворот своими собственными руками начинается с крепления рельсов, определяющих направление движения полотна. Чтобы соблюсти необходимую вертикаль, карандашом размечают те точки, где будут зафиксированы профили. Если конструкция отличается большими параметрами, каркас нужно предварительно собрать, разложив его по поверхности пола. Когда размеры стандартные, можно проводить поэтапный сбор:
- Поставить к проему нижнюю часть.
- Вертикальные профили крепят к полотну, затем фиксируют всю конструкцию к стене.
- Оставить по 3 см между профилем и панелью, чтобы створка легко двигалась.
- Закрепить угловые элементы с помощью саморезов на верху проема.
- Вставить и укрепить нижние рельсы.
- Перпендикулярно вертикальным элементам, расположить горизонтальные составляющие.
- Стыки скрепить, закрутив болты на соединительных пластинах.
- Поставить профили, используя уплотнители, чтобы обеспечить их плотное прилегание.
Сборка секций полотна
Когда несущие части уже закреплены, производится сборка полотна:
- все секции фиксируют с использованием петель;
- при необходимости, делают отверстия сверлом, их диаметр должен составлять 4 мм, глубина проникновения – 30 мм;
- саморезами фиксируют плоскость, ролики крепят к нижней панели;
- рельсы монтируют следующими;
- нащельник скрепляют с верхней панелью;
- материал выравнивают согласно расположению кронштейнов.
Установка механизмов
Монтаж гаражных ворот требует размещения, закрепления тех устройств и механизмов, что обеспечивают их функционирование.
Этот процесс проходит так:
- с помощью концевых кронштейнов, выставить торсионную систему;
- смонтировать пружины, расположив его над проемом, в центре;
- развести пружины, прикрепить вал;
- болтами крепят пружины;
- кронштейнами регулируют степень натяжения тросов;
- ставят ограничители, регулирующие ход конструкции;
- проводят монтаж привода электрического типа.
Крепление аксессуаров и проверка хода
Когда все основные элементы уже установлены, нужно закрепить дополнительные составляющие сверху полотна. Для удобства использования ставят ручки, чтобы повысить надежность крепят замки, засовы.
Их фиксация должна осуществляться максимально плотно, чтобы во время постоянного функционирования, механизмы не расшатывались.
Завершив все предыдущие действия, работу конструкции проверяют. Ворота несколько раз открывают, закрывают ручным образом. Это необходимо для проверки хода полотна. Во время этого процесс не должно быть слышно никаких звуков, а именно скрипа, сука, зацепов за выступающие элементы.
Небольшое отступление
Иногда может потребоваться уплотнение стыков подъёмных ворот. Для этих целей используется специальная эластичная пена, внутри которой образуется минимум пузырьков. Она наносится на угол получившегося косяка, а край самих створок проклеивается скотчем, после чего ворота закрываются. После высыхания пены излишки нужно будет удалить.
Готовый шов после удаления излишков ФОТО: atvarmor.ru
Для подобной работы подойдёт не всякая монтажная пена. На примере ниже можно увидеть 2 варианта этого материала. Левый для уплотнения использовать не стоит – очень быстро рассыплется. А вот правый баллон как раз и является подходящим.
Правый баллон с эластичной пеной именно тот, который требуется для уплотнения ФОТО: atvarmor.ru
После высыхания пены нужно лишь толкнуть створки и, открыв их, удалить скотч.
Вот такой шов получается после уплотнения ФОТО: atvarmor.ru
Подготовка к постройке схемы: чертежи и размеры
Чтобы правильно сделать и установить гаражные ворота, надо определить размеры конструкции и разобраться с материалом, из которого она будет изготавливаться.
Подбираем материал
Створки изделия должны быть легкими и надежными, и поэтому специалисты советуют пользоваться сэндвич-панелями, поликарбонатными листками или профнастилом. Перечисленные материалы обладают следующими преимуществами:
- простота монтажа;
- невысокая стоимость;
- разновидность покрытий;
- небольшой вес.
На этапе выбора материалов следует разобраться с электрическим механизмом, который будет отвечать за работу изделия. Для небольших гаражей отлично подойдут механизмы линейного типа, так как они компактные и не занимают много свободного места.
Подготовка инструмента и расчет материала
Определившись с материалом, занимаются предварительной подготовкой рабочего инструмента. Для создания ворот автоматического типа понадобятся:
- отвертка;
- кисточка для покраски поверхности ворот;
- сварка для соединения металлических элементов;
- дрель для сверления крепежных отверстий;
- уровень;
- рулетка;
- молоток.
Также надо определить количество материалов:
- арматурные прутья с диаметром в полтора сантиметра;
- металлические трубки с сечением 40 х 20 миллиметров;
- железные листы для уплотнения створок;
- две трубки с сечением 10 х 10 сантиметров.